Научно-методическая работа Правовое воспитание и правосознанаие современной личности


Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия)
II Республиканская научно-методическая конференция
«Педагогические Альпы»
Научно-методическая работа
На тему: «Правовое воспитание и правосознание современной личности»
Автор: Сатушкина Ольга
Валерьевна, преподаватель
Оглавление
1. Введение…………………………………………………………………………..
2. Правовое воспитание и правосознание современной личности……………..
3. Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………………
Введение
С развитием экономической, политической и социальной жизни общества меняются и взгляды поколения. С моментом появления пятой информационной революции, современная молодёжь в своем большинстве воспитывается в основном на прогрессе развития информационных и телекоммуникационных технологиях. Нормальным способом в современном обществе становиться невербальное общение, что формирует колоссальное влияние на интересы и взгляды молодёжи. Такое влияние удаляет нравственное воспитание от нынешнего поколения, переориентирует общественность на агрессию, равнодушие, приводит к национализму, правовой безграмотности.
Актуальностью темы является повышение уровня правовой культуры обучающихся, развитие правосознания, а также острая проблема правовой безграмотности молодежи.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что предлагаемые в работе качественные характеристики, диагностические методики позволяют определить уровень правосознания студентов. Так же предложены методические рекомендации по формированию правосознания студентов.
Задачи:
Определение обучающимися правовых знаний;
Формирование правового самосознания
Выявление проблем правопонимания и правосознания молодежи;
Выявление основных методов по формированию и развитию правосознания у обучающихся.
Невозможно воспитать правовою нравственность у обучающихся не знающих основ Конституции, сущности права и законодательной системы.
Правовое воспитание и правосознание современной личности
В настоящее время у большей части современной молодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиям времени. Повышенный интерес к модернизированным информационным технологиям изменяет приоритетность знаний, тем более правовых.
Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении уровня правовой культуры молодежи, что будет способствовать формированию социально-активной личности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом и государством.
В концепции модернизации в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих обучение, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Важными целями образования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права.
Формирование правовой культуры обучающихся – это целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития, включающий освоение студентами правового опыта, выбранного человечеством, развитие соответствующего нормам современного демократического общества правосознания и подготовку в адекватному правовому поведению в современной реальности; процесс становления личности обучающихся как субъекта правоотношений.Усвоение правовых знаний становиться эффективнее, если они изучаются вместе с реалиями жизни. Сейчас, когда общество захлестнула волна преступности, особенно важно современное приведение в действие такого средства профилактики правонарушений и преступлений как формирование законопослушных граждан, уделение особого внимания умению добывать правовою информацию и пользоваться ею, а это значит, мыслить, принимать решения, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что приспосабливает обучающихся к самостоятельному и автономному существованию.В связи с этим практика настоятельно диктует необходимость создания системы правового образования молодежи, основанной на усвоении нравственно-правовых ценностей и принципов и приоритетов законопослушности, преодолении правового нигилизма.
В процессе формирования правовой культуры речь идет о воспитании личности. Недостаточно сказать студенту. Что он обязан уважать права человека.
Необходима специальная методика, закрепляющая эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения.
Правовая культура является одной из основных составляющих культуры общества.
Правовая культура общества характеризует качественное состояние правовой жизни социума: уровень развития законодательной базы; наличие системы законодательных, исполнительных и правоохранительных органов, степень исполнения требований правовых норм во всех сферах жизнедеятельности общества, отношение общества к законам, к их соблюдению, к поддержанию правопорядка.
Одной из основных задач исследования является необходимость выявления уровня правосознания и правовой культуры у молодежи.
Критериями оценки правовой культуры личности являются следующие:
- правовое поведение;
- ее отношение к праву и другим правовым явлениям;
- осознание их ценности, уважение к правам другого человека;
- привычка правомерного поведения;
- социально-правовая активность.
Согласно проведенному исследованию с помощью видов сбора информации: опроса и анкетирования были выявлены следующие показатели правовой культуры и правосознания у обучающихся (показатели указаны из 100% опрошенных):
Таблица № 1
Критерии Показатели
Знание права 60%
Отношение к праву 45%
Привычка соблюдать право (закон) 40%
Правовая активность 45%
Диаграмма № 1 «Показатели правовой культуры и правосознания у обучающихся»

При указанных видах сбора информации были определенны основные вопросы для выявления показателей:
- Для чего устанавливается право?
- Что такое право?
- Как вы относитесь к праву?
- Часто ли Вы пользуетесь законом?
- Часто ли Вы поступаете по закону?
По данным показателям исследования можно определить следующие выводы:
Данные свидетельствуют, что большинство обучающихся не могут правильно определить значение права, сущность и правовое регулирование. Из 100% опрошенных, только 60% смогли конкретно определить сущность права. Это говорит о том, что интерес к познанию права не является приоритетной целью в обучении.
Из указанных показателей можно сделать вывод, что отношение к праву у обучающихся имеет средний интерес, что составляет 45%. Данные критерии говорят о том, что многие опрошенные изначально проявляют интерес к праву, но в процессе исследования права сталкиваются с проблемой правопонимания и интерес снижается. Согласно показателям привычки соблюдать право, небольшая часть опрошенных может с уверенностью сказать, что в необходимых случаях в первую очередь пользуется законом. Это говорит о том, что основная проблема состоит в доверии закону и праву в целом. Из этого следует, что правовая безграмотность остается у молодого поколения одной из основных проблем правосознания.
Что касается правовой активности, то исследования показали, что меньшая часть опрошенных часто поступают по закону. Это говорит о том, что правовой нигилизм у молодежи является острой проблемой правовой культуры.
Решением указанных проблем является применение определенных методов при обучении студентов:
1 метод. Разъяснение основ Конституции РФ и других нормативно-правовых актов как способов защиты своих интересов и законных прав как человека и гражданина. Объяснение студентам, что наш главный закон страны – это не негативный документ, запрещающий различные способы выражения своих прав, а это гарант наших прав и свобод, который признает их наивысшей ценностью. Способами выражения данного метода являются:
- изучение основ Конституции РФ;
- подготовка рефератов;
- разработка схем прав и свобод человека и гражданина по способам и сферам их выражения.
Важно на начальном этапе обучения построить доверие обучающихся к праву, обратить их внимание на гарантированность государством их прав и свобод. Только на крепком фундаменте доверия можно строить основные знания о праве.
2 метод. Изучение обучающимися системы государственной власти – это способ объяснить студентам, что государство не враг обществу и человеку, а орган, предоставляющий гарантии осуществления наших прав и интересов, а также контролирующий орган, имеющий задачу – предотвратить неблагоприятные последствия или смягчить степень этих последствий в отношении тех лиц, чьи права могут нарушаться или уже нарушены. Определение путей профилактики правового нигилизма.
Важно помнить, что совершая какое-либо действие (бездействие) – нужно изначально подумать, не нарушает ли такое действие законные права и интересы других лиц. Молодёжь должна уметь уважать чужие убеждения, взгляды, интересы и законные права.
Данный метод возрождает воспитание правовой молодёжи, повышает правовую грамотность.
3 метод. Это усиление основ защиты своих прав; способ повышения правовой культуры у студентов. Выражается с помощью закрепления общего уровня знаний и объективного отношения к праву, повышения уровня правосознания и правовой активности как граждан государства; предоставление правовой информации таким образом, чтобы она превратилась в правовые убеждения. Студенты, имеющие правовые взгляды и убеждения, будут поступать правомерно – в соответствии с законом.
Данный метод является важным началом формирования юридически зрелой личности, определяя её активную правовую позицию. Способом выражения указанного метода является применение на уроках практических задач, способов их разрешения; закрепление умений разрешения конфликтных ситуаций в праве, самостоятельного создания студентами схем, презентаций, повышающих уровень правовых знаний.
4 метод – это изучение на уроках законодательных актов, присущих деятельности студентов, согласно их специальности. Разъяснение нормативно-правовых актов, регулирующих специфику деятельности будущей профессии студентов, повышает интерес обучающихся к предмету, формирует специальные знания в выбранном направлении, базис умений применения нормативно-правовых актов в своей будущей деятельности.
В результате применения указанных методов выявляется положительная динамика в развитии правовой личности, повышается интерес к предмету, возникает позитивное отношение к стране, обществу, увеличивается качество изучаемого материала, наблюдается правовая грамотность.
Заключение.
Согласно указанных методов формирования правовой культуры и правосознания у молодежи может измениться таким образом (показатели указаны из 100% опрошенных):
Таблица № 2
Критерии Показатели
Знание права 90%
Отношение к праву 95%
Привычка соблюдать право (закон) 80%
Правовая активность 75%
Диаграмма № 2 «Показатели правовой культуры и правосознания у обучающихся»

По данным показателям исследования можно определить следующие выводы:
Данные свидетельствуют, что знание права у большинства обучающихся возросло. Повысился интерес к изучению права, приоритеты в обучении изменились. Заметна динамика познавательной функции.
Из указанных показателей можно сделать вывод, что отношение к праву у обучающихся имеет высокий интерес. Данные критерии говорят о том, что многие опрошенные изначально проявляют интерес к праву и в процессе исследования права сталкиваясь с проблемой правопонимания не боятся решать сложные задачи.
Согласно показателям привычки соблюдать право, большая часть опрошенных часто прибегает к правовой позиции. Возрастает доверие к праву. Из этого следует, что правовая безграмотность у молодого поколения снижается.
Что касается правовой активности, то исследования показывают, что большая часть опрошенных часто поступают по закону, используют закон по назначению, умеют пользоваться им и находят в праве пути решения своих проблем.

Список использованной литературы
1. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М: Юрид. лит., 1981. Т. 1
С. 451
2. Анцыферова Л.И. Психология личности как развивающейся системы. Психология формирования и развития личности /Отв. ред. Л.И.Анцыферова.-М.: Наука, 1981.-231 с.
3. Байниязов Р.С. Правосознание: психологические аспекты / Р.С. Байниязов //Изд. вузов. Правоведение. – СПб.,1998. -№3.
4. Беляева Л.И. К истории отечественной юридической педагогики / Л.И. Беляева; под ред. А.М.Столяренко // Юридическая педагогика в МВД. – М., 1997-87 с.
5. Боер В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории): автореф. Диссерт. канд. юрид. наук / В.М. Боер.-М.:[б.и.], 1993.-22 с.
6. Власов В.И. Теория государства и права / В.И. Власов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 365 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. [Сборник] / Л.С.Выготский – М.: Педагогика – Пресс. 1996. – 534 с.
8. Гайнер М.Л. Правосознание подростков. / Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров. – М.: Издательство Магистр, 1998. 87 с.
9. Зинченко В.П. Человек разливающийся. Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. – М.: Тривола,1994. – 252 с
10. Иванченко В.И. и др. Установки личности и противоправное поведение //Вопросы психологии. – 1991. – №2. – 102.
11. Ивлев Ю.Л. Психологические детерминанты правового сознания военнослужащих Министерства обороны РФ: автореф. диссертации кандидата психологических наук.- 2007. 25с
12. Ильин И. А. О сущности правосознания. М.: Рарогъ, 1993.-235с.
13. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С.247
14. Казурова О.Ю. Правовая социализация студенческой молодежи в условиях современного российского общества: автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук.- Волгоград, 2006.- с. 21
15. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. СПб., 2001.С.416
16. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., расширенное, испр. и доп. – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998.-367 с.
17. Кудрявцев В. II. Правовое поведение: норма и патология / В.11. Кудрявцевым., 1992.-629 с.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2004. – 352 с.
19. Малахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика. М., 2001
20. Муслумов Р.Р. Психолого-педагогические условия развития правового сознания будущих учителей: автореф.диссертации.кандидата психологических наук-2009.26с.
21. Назаренко Г.В. Теория государства и права.- 2-е изд. / Г.В. Назаренко. – М.: Познавательная книга плюс. – 2008. – 176 с.
22. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства / B.C. Нерсесянц. – М.: Норма, 2009. – 552 с.
23. Николаева О.П. Морально-правовые суждения и проблема развития морального сознания в разных культурах: Автореф. Диссерт.канд.психол. наук.М.:ИПРАН, 1992.-26