Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине «Основы микроэкономики, менеджмента и маркетинга» Тема: «Прибыль и рентабельность предприятия»


Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Московской области
«Геологоразведочный техникум»
Методическая разработка открытого урока
по учебной дисциплине «Основы микроэкономики, менеджмента и маркетинга»
Тема: «Прибыль и рентабельность предприятия»
р.п. Решетниково
2016 г.
Аннотация
Актуальность изучаемой на занятии темы - «Прибыль и рентабельность предприятия» - соответствует веяниям сегодняшнего дня: прибыль отражает финансовый результат, отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т. д. Кроме того, предлагаемая форма организации работы на уроке - использование электронной презентации - является на сегодняшний день одним из наиболее современных способов представления учебного материала и повышения интереса учащихся к изучаемой теме.
Таким образом, актуальными и новыми на этом занятии являются как сам рассматриваемый материал, так и форма проведения урока, что способствует более качественному усвоению знаний.
Данная тема урока - продолжение серии занятий по изучению экономических показателей в целом и его подразделений, цель которых - подготовка к лекциям и практическим занятиям по формированию профессиональной компетенции учащихся ПМ 3.3.
Работа преподавателя организована с использованием электронной презентации. Открывая в презентации каждый новый слайд, преподаватель предлагает учащимся продемонстрировать самостоятельно полученные знания и знания с предыдущих уроков, затем подытоживая всё и дополняя ответы новой информацией.
Во время проведения урока происходит чередование видов работы обучающихся, что способствует активизации познавательной деятельности студентов.
В ходе занятия уделяется внимание профессиональной направленности теоретического и практического материала лекции, а также формированию общих и профессиональных компетенций.
Использование на занятии рефлексии «Настроение» помогут настроить учащихся на определённый лад, подготовить их к восприятию материала.
В конце урока преподаватель подводит итог в соответствии с поставленными целями и задачами.
Технологическая карта

п/пНазвание этапа Формируемые компетенции Результат Содержание деятельности Время
преподавателя студента 1 Организационный момент ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Прогнозирование
своей деятельности Приветствие
Проверка посещаемости учащихся и отметка отсутствующих Приветствуют преподавателя
Проверяют свою готовность к уроку 3 мин.
2 Рефлексия
«Настроение» Создает эмоциональныйнастрой на работу Озвучивают свое настроение 3 мин.
3 Формулировка
проблемных
вопросов Акцентирует внимание на значимости новой темы, подводит к раскрытию названия темы студентами Высказывают свое мнение о значимости темы 3 мин.
4 Сообщение темы занятия Озвучивает тему занятия Записывают тему занятия 2 мин.
5 ЦелеполаганиеОК 6
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Умение работать в команде Подводит к постановке студентами целей занятия
Озвучивает цели занятия, демонстрирует прогнозируемый результат и формирование ОК и ПК
слайд Высказывают свое предположение о целях занятия
Знакомятся с целями занятия и прогнозируемом результате на слайдах 5 мин.
6 Сообщение плана ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Планирование своей деятельности для решения поставленной цели и задачи Читает план лекции
слайд Записывают план работы по новой теме 4 мин.
7 Актуализация знаний студентов
-повторение ранее изученного материала ОК 3
Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности Поиск и выделение необходимой информации
Структурирование знаний
Анализ объектов Проводит блиц-опрос по предыдущей теме: «Издержки производства и себестоимость»
слайд Студенты отвечают с места по очереди на вопросы 7 мин.
8 Изучение нового материала ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Поиск и выделение необходимой информации
Структурирование знаний
Анализ объектов Рассказывает новы материал, необходимую информацию под запись студенту
Объясняет терминологию понятий и определений
Организует самостоятельную работу с кейсом
Осуществляет индивидуальный контроль работы с кейсом Слушают и осуществляют записи в конспекте
Смотрят демонстрацию слайдов и по ходу ведут краткий конспект
Слушают и работают с материалами кейса 38 мин.
9 Задания на осмысление и усвоение нового материала ОК 3
Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 6
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ПК 3.3
Анализировать процесс и результаты деятельности коллектива исполнителей Умение слушать и вступать в диалог
Самостоятельно принимать решения Предлагает выполнить практические задания с профессиональной направленностью
Осуществляет контроль за выполнением Выполняют самостоятельно практические задания
Озвучивают обоснование выбора решения, ответа 10 мин.
10 Закрепление изученного материала Предлагает составить пары слов и назвать показатель
слайд Составляют слова и называют показатель 5 мин.
11 Итоговая часть занятия ПК 3.3
Анализировать процесс и результаты деятельности коллектива исполнителей Оценка промежуточных результатов и саморегуляции для повышения мотивации деятельности Сообщает о достижении целей урока и ОК
слайд
Сообщение оценок Внимательно слушают 2 мин.
12 Рефлексия ОК 3
Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Умение принимать решения в нестандартных ситуациях Преподаватель начинает фразу и просит студентов ее закончить: сегодня я узнала, что…
Просит нарисовать « смайл-отношение» к уроку Студенты заканчивают фразу по цепочке
Рисуют
«смайл-отношение» к уроку на «заборе эмоций» 6 мин.
13 Сообщение домашнего задания ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий Объявляет домашнее задание
слайд Записывают задание 2 мин.
«Прибыль и рентабельность предприятия»
Цели занятия:
дидактические цели:
дать начальное представление о понятиях прибыль, рентабельность и их видах
знакомство с порядком процесса формирования и распределения прибыли предприятия
изучение путей повышения показателей прибыли и рентабельности предприятия воспитательные цели:
формирование сознательного отношения к процессу обучения развивающие цели:
развитие умений выделять главное
умение грамотно, четко, кратко излагать мысли
развитие умения оперировать ранее полученными знаниями
формирование и развитие у учащихся познавательных способностей
методические цели:
показать методику рационального использования современных педагогических технологий: ИКТ, контекстное обучение, кейс технология
междисциплинарные связи: учебная дисциплина - Основы экономики
Тип занятия: комбинированный
Вид учебного занятия: лекция с выполнением самостоятельной работы (Кейс)
Тема занятия: Прибыль и рентабельность
Методы обучения - объяснение, рассказ, самостоятельная работа, демонстрация, разъяснение, решение практических заданийОбеспечение занятия - конспект лекций, презентация, ПК, кейс, конкретные производственные ситуации
Основные понятия: прибыль, рентабельность Прогнозируемый результат
- формирования у обучающихся знаний процесса формирования и распределения прибыли предприятия
Формирование элементов общих и профессиональных компетенций:
ПК 3. 3 Анализировать процесс и результаты деятельности персонала участка.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ХОД УРОКАОрганизационный моментПриветствие, проверка посещаемости учащихся и отметка отсутствующих
Рефлексия «Настроение»Ребята, отметьте свое настроение в начале урока:
- комфортно; - уверен в силах; - хорошо; - плохо
Формулировка проблемных вопросовКакова цель работы предприятия? (учащиеся высказывают свое мнение)
Знаете ли вы, как формируется и распределяется прибыль на предприятии?
Что такое рентабельность? В этом нам поможет тема нашего урока.
Сообщение темы занятияИтак, тема нашего занятия “ Прибыль и рентабельность предприятия”. (слайд)
Откройте рабочие тетради и запишите тему занятия
ЦелеполаганиеПрочитайте тему еще раз и попытайтесь определить цели урока:
Что Вы хотите узнать по этому вопросу? Какие вопросы возникли? Для чего нам нужно изучать эту тему? (учащиеся высказывают свое мнение)
Преподаватель озвучивает цели и задачи урока. (слайд).
Итак, действительно эта тема актуальна.
Сегодня на уроке мы должны познакомиться с понятиями и видами прибыли и рентабельности,
узнать их роль в деятельности предприятия и факторы, способствующие повышению данных
показателей, а для этого нам необходимо умение слушать, анализировать, уметь выделять самое
главное и существенное, воспитывать в себе трудолюбие.
Мы должны сформировать компетенции (слайд).
Сообщение плана работы на уроке
Поможет раскрыть тему урока - план нашей работы (слайд).
Актуализация знаний студентов - повторение ранее изученного материала
Хорошо. Прежде чем перейти к теме сегодняшнего занятия проведем блиц-опрос по предыдущей теме: Ранее мы познакомились с основными понятиями «Издержки производства и себестоимость продукции» Повторим ранее изученный материал, так как тема нашего занятия тесно связана с темой предыдущего занятия. Вам предстоит ответить на вопросы.
(показ слайда с понятиями предыдущего урока, студенты отвечают по очереди с места)
(По результатам опроса проставляю оценки в журнал)
Изучение нового материала
(Преподаватель вводит студентов в тему урока)
В системе оценки и материального стимулирования деятельности предприятий важное место занимают показатели прибыль и рентабельность производства.
Предприятия как отдельные товаропроизводители получают от реализации своей продукции денежную выручку. Данная выручка не свидетельствует о получении прибыли.
Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку со всеми затратами на производство и реализацию продукции, т.е. с себестоимостью продукции.
Предприятие получает прибыль:
" если выручка превышает себестоимость;
" если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует;
" если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.
На доске показываю наглядно:
с/с прод.1000 руб./т +300 руб./т прибыль = 1300 руб./т ценаприбыль 300 руб./тс/с прод.800 руб.т ..руб./т прибыль = 1300 руб./т ценаприбыль 500 руб./т
с/с прод.1300 руб./труб./т прибыль = 1300 руб./т ценаприбыль 0 руб./тс/с прод.1500 руб./труб./т прибыль = 1300 руб./т ценаубытки 200 руб./т(Преподаватель вместе со студентами разбирает вышеуказанные примеры)
Таким образом, прибыль является основной целью хозяйственной деятельности предприятия.
Рассмотрим и запишем:
Прибыль - это экономическая категория, отражающая экономические результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. (слайд)
Функции прибыли: (слайд)
является показателем эффективности деятельности предприятия;
обладает стимулирующей функцией
источник прироста собственного капитала;
источник социальных благ для членов трудового коллектива;
источник формирования доходов бюджетов различного уровня.
(Преподаватель разъясняет) Однако не всякий рост прибыли свидетельствует о повышении эффективности производства, в том числе и на уровне ГР предприятия. Дело в том, что размер прибыли может увеличиваться как за счет снижения себестоимости продукции, так и в результате роста цен, изменения ассортимента продукции.
В первом случае она будет отражать действительную экономию общественного труда, во втором - рост цен (если они выросли не за счет улучшения качества продукции).
Естественно, что полученная во втором случае дополнительная прибыль и возросшая рентабельность не будут свидетельствовать о повышении эффективности производства.
Кроме того, прирост массы прибыли может быть получен также за счет лучшего оснащения предприятия (по сравнению с родственными предприятиями) производственными фондами, лучшими горно-геологическими и горнотехническими условиями разработки отдельных месторождений полезных ископаемых и т.д.
Основные виды прибыли: (слайд) (учащиеся записывают)
Прибыль от реализации продукции определяется по формуле: (слайд)
П = В - С
(Преподаватель разъясняет) Кроме основной хозяйственной деятельности – поиски и разведка полезного ископаемого - предприятия зачастую выполняют значительные объемы работ, не связанные непосредственно с производством. Прибыль, получаемая от содержания и эксплуатации автопарка, находящегося на балансе предприятия; от продажи товаров тепличного хозяйства; в результате отпуска соседним предприятиям тепла, энергии, пара, воды и т.д., называется прибылью от прочей реализации (слайд).
(учащиеся записывают) Балансовая прибыль -это основной финансовый результат
производственно - (слайд) хозяйственной деятельности предприятия.
К доходам от внереализационных операций относятся : штрафы, пени, неустойки (за нарушение хозяйственных договоров) полученные; дивиденды по акциям, облигациям, доходы от сдачи имущества в аренду; положительные курсовые разницы по валютным счетам и др.
К расходам от внереализационных операций относятся: убытки по тем же самым операциям.
Налогооблагаемая прибыль - это прибыль, которая подвергается налогооблажению и определяется, как разница между балансовой прибылью и: льготами по налогу на прибыль, внереализационными доходами, которые облагаются по специальным ставкам.
Чистая прибыль - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.
(Преподаватель разъясняет)Распределениечистой прибыли - одно из направлений
внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия.
Процесс формирования и распределения прибыли предприятия (слайд) (учащиеся схему формирования и распределения прибыли перечерчивают в тетрадь)
(Преподаватель поясняет) Механизм использования чистой прибыли (слайд):
Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая часть увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления, вторая - характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет резервное значение и может быть использован в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных расходов.
Нераспределенная прибыль присоединяется к уставному капиталу предприятия. (слайд) Рентабельность - относительный показатель, который характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности предприятия. (слайд) (учащиеся записывают).
Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных,
трудовых и денежных ресурсов.
Рентабельность характеризует уровень отдачи и степень использования ресурсов.
Сейчас законспектируйте самостоятельно виды рентабельности и пути повышения прибыли и
рентабельности. (преподаватель раздает кейс и поясняет как с ним работать).
Время выполнения 10-15 минут. Студенты работают самостоятельно
Задания на осмысление и усвоение нового материала
Задание №1 (слайд)
Полный объём работ составляет 25 шт. приборов. Общие затраты на производство приборов равны 550 тыс.руб.. Показатель рентабельности принимается равным 50%. Определить прибыль от реализации.
Задание №2 (слайд)
Определить прибыль от реализации товарной продукции и балансовую прибыль прелдприятяи при реализации 1680 тыс. т угля за год по цене 392 руб./т. Себестоимость 1 т концентрата 368 руб. Кроме того, было оказано услуг сторонним организациям на 753 тыс. руб. (себестоимость этих услуг 528 тыс. руб.). Штрафы, пени, неустойки, уплаченные разрезом, составили 92 тыс. руб. Убытки от досрочного списания оборудования 86 тыс. руб.
(Выполняют самостоятельно в лекционной тетради практические задания. Озвучивают обоснование выбора решения, ответа. Обсуждают вместе с преподавателем ошибки) Закрепление изученного материала
Составить пары слов и назвать показатель. (слайд) (Составляют слова и называют показатель)
Итоговая часть занятия
Сообщение о достижении целей урока и общих компетенций (слайд).
Сообщение оценок.
СамоРефлексияСкажите одним предложением: сегодня я узнала. Что...
Нарисуйте “смайл-отношение” к уроку на “заборе эмоций”.
13. Сообщение домашнего задания
Домашнее задание: знать содержание лекции, составить кроссворд из 10-15 слов.
Спасибо за внимание, всего доброго.
КЕЙС №1
ТЕМА: "ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ"
План
1. Показатели рентабельности.
2. Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия.
Рентабельность - относительный показатель, который характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности предприятия.
В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия.
Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов.
Рентабельность характеризует уровень отдачи и степень использования ресурсов.
Показатели рентабельности можно подразделить на следующие основные группы:
Показатель рентабельности Формула счета Назначение
Рентабельность отдельных видов продукции, всей товарной продукции и производства РК = (П/К)100%; РВ = (П/В)100%; Рс = (П/С)100%,
где РК — норма рентабельности к капиталу, %; РВ — норма рентабельности к выручке, %; Рс — норма рентабельности к себестоимости; П— прибыль, руб.; К— капитал, руб.; В — выручка, руб.; С — себестоимость, руб.
Характеризует прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и рентабельность (доходность) предприятия
Рентабельность реализации (продаж) Прибыль от реализации Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации
Выручка от реализации Рентабельность активов (капитала)
Рентабельность текущих активов
Рентабельность чистых активов Текущие активы
Чистые активы Характеризует отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов
Рентабельность собственного капитала Балансовая (чистая) Собственный капитал Характеризует прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала, в том числе после уплаты налогов и процентов за кредит
Одним из основных путей повышения рентабельности является повышение прибыли. Прибыль в свою очередь зависит от производительности труда и объемов производства; качества производимой продукции и т.д.
Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.
К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.
В конкурентных условиях цель практически любого коммерческого предприятия, в том числе геологоразведочного, - повышение рентабельности производства. Достичь этого можно путем увеличения объемов пи, повышением производительности работ и сокращением затрат. Значительная часть затрат ГР предприятия связана с эксплуатацией парка техники и транспорта.
Задания:
Прочитайте текст
Выпишите из таблицы в лекционную тетрадь показатели рентабельности и их назначение
Выберите из текста и запишите в лекционной тетради пути повышения прибыли и рентабельности
Запишите вывод