Повторительно-обобщающий урок по физике на тему Движение и взаимодействие тел (7 класс)


7 класс
«Движение и взаимодействие тел»

(повторительно-обобщающий урок-игра).
Составила учитель физики
Князева Елена Николаевна
Цели и задачи:
-повторить и обобщить материал, связанный с данными понятиями;
-ввести в занятие элементы творчества и игры;
-научить формулировать чёткие ответы на качественные задачи;
-уметь пользоваться формулами;
-проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков, --изученных и сформулированных на предыдущих уроках,
-способствовать воспитанию взаимовыручки в группе,
-обобщить изученные факты и понятия в целях развития интеллектуальных -способностей, мыслительных умений, переноса знаний в новые ситуации.
Тип урока- повторительно-обобщающий.
Структура урока.
№ Этапы урока Продолжи
тельность,
мин.
1 Организация начала урока. 1
2 Вступительное слово учителя (сообщение целей и задач урока) . 1
3 Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего , систематизирующего характера, вырабатывающих обобщённые умения , формирующих обобщённо- понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений. 35
4 Проверка выполнения работ, корректировка ( при необходимости). 5
5 Формирование выводов по изученному материалу. 1
6 Оценка результатов урока. 1
7 Подведение итогов. 1
Общие методы:
устного контроля и самоконтроля, письменного контроля, самостоятельной познавательной деятельности учащихся, частично-поисковые, наглядные, стимулирования и мотивации к учению.
Оборудование:
рычажные весы с разновесами, мензурка, весы с чашками, линейка, пружинка, нитка, грузики по 102г., марганцовка и стакан с водой, свеча и спички, колба с водой, стакан со снегом, карточки.
План урока.
№ Этапы урока Продолжи
тельность,
мин.
1 Организационный момент. 2
2 Разминка- реши кроссворд. 3
3 Практическое задание. 10
4 Узнай формулу. 3
5 « Найди правильную дорогу». 3
6 Реши задачу. 6
7 Найди ответ. 6
8 Дидактическая лабораторная работа. 6
9 «Загони в сарай овец». 3
10 Назови физическое явление. 2
11 Подведение итогов. 1
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Подготовить учащихся к работе на уроке.
Организационный момент.
Учитель сообщает цели и задачи урока, а также зачем проводиться
данный урок, где можно применять знания и умения, полученные
на уроке.
Разминка- реши кроссворд.
Ученики делятся на 3 команды, выбирают капитанов, придумывают название.
Учитель: «На доске нарисован кроссворд. Та команда, которая отгадает большее количество слов, начинает игру первой.» (кроссворд как жеребьёвка).
Учитель читает задание к кроссворду, а ученики коллективно находят правильное решение.
П у т ь
д в и ж е н и Е
Т Р а е к т о р и Я
К А ч е н и е и н е р ц и я 1 2 3 4 5
1 Длина траектории, по которой движется тело.
2 Изменение с течением времени положения тела относительно других тел.
3 Линия движения тела при перемещении из одной точки в другую.
4 Вид движения , который используется для уменьшения силы трения.
5 Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.
Практическое задание.
Команда. Оборудование: деревянная линейка, 2 спички, набор грузов по 102 г., пружина, нить. Необходимо из предложенных материалов изготовить динамометр и проградуировать его.
Команда. Определить плотность неизвестного тела, используя рычажные весы с разновесами и мензурку. По таблице плотностей определить из какого вещества изготовлено тело.
Команда. Определить плотность неизвестного тела, используя весы с чашечками и линейкой. По таблице плотностей определить из какого вещества изготовлено тело.
На выполнение практического задания -5 минут.
Узнай формулу.
Каждой команде выдаются карточки с формулами, где вместо одной из величин – знак вопроса:
V=? /t
p=m /?
m=V*?
F=m*? t=s/? P=g*?
Необходимо заменить? на правильную физическую величину.
Найди правильнуюдорогу.
Команды получают одинаковые карточки и стрелками соединяют обозначение физической величины с её единицей и названием.
V м Сила
S кг скорость
S м/с время
M с масса
V Н объём
F М путь
T М площадь
Реши задачу.
Правило. Если задачу правильно решает команда, которая выбрала задачу, то команда получает 1 балл, если команда отвечает неправильно, то тогда отвечает команда соперников и получает либо 2 балла, либо 3 балла.
Задачи
1 Самолёт летит со средней скоростью 200 м/с.
Какой путь он пролетит за 2 часа. 1 440 км
2 Скорость кошки 54 км/ч, а мышки 16 м/с.
Кто из них движется быстрее? мышка
3 Вычислите среднюю скорость лыжника , прошедшего путь 21,6 км за 2 часа. 3 м/с
4 Картофелина массой 100 г. Имеет объём 90 см. Определите плотность картофеля и выразите её в кг/м. 1.1г/см=1111кг/м
5 Масса тела 600 г. Найти силу тяжести. 57,8 Н
6 Вес тела равен 2,94 Н. Найти массу тела. 300 г.
Найди ответ.
Команды получают одинаковые карточки и находят правильный ответ.
m=2 кг
F=? m=5кг
F=?
50 H 20 H
p=500 кг/м
V=2 м
m=? p=100 кг/м
V=1м
m=?
100 кг
1000 кг
v=10 м/с
t=30 с
s=? v=20 м/с
t=5 с
s=?
м 50 м
Тема дидактической лабораторной работы
«Взаимодействие тел, связанных между собой».
Цель работы: рассмотреть взаимодействие тел при непосредственном соприкосновении друг с другом и на расстоянии.
Оборудование: шарик на нити.
Указание к работе.
Поднимите шарик на нити и подержите некоторое время в таком положении, выясняя, какие тела взаимодействуют между собой.
Ответьте на приведённые ниже вопросы, запишите ответы в тетрадь.
В каком состоянии находится шарик в этом опыте?
Какие тела взаимодействуют при непосредственном соприкосновении?
Какое тело действует на шарик на расстоянии?
Какие тела действуют на нить?
Какие тела действуют на шарик?
Какие тела действуют на вашу руку?
Держа рукой за конец нити, медленно передвигайте шарик вертикально вверх.
Действие какого тела стало причиной изменения скорости шарика?
Взаимодействие с каким телом привело в движение нить?
Какие тела действуют на шарик при его движении вверх?
Какое тело действует на шарик при его движении вверх, а какое - на расстоянии?
Сделайте вывод из результатов проделанных опытов.
Может ли тело взаимодействовать с другим телом при непосредственном соприкосновении?
Может ли действие одного тела на другое передаваться через какое- либо третье тело?
Может ли одно тело взаимодействовать с другим телом на расстоянии?

«Загони в сарай овец».
Командам по очереди задают задание.
Надо найти лишних «овец».

Физическая величина.
Масса Объём Вес
Скорость Площадь Длина
Время Плотность Газ
Путь Сила время
Физические приборы.
Весы Амперметр Динамометр
Мензурка Спидометр Термометр
Линейка Жидкость Часы
Единицы физических величин
м кг м/с
м с Н
кг/м Год г
Назови физическое явление.
Учитель молча показывает демонстрацию физического явления. Команды по очереди отгадывают и называют явление:
1.Диффузия,
2. Падение тела,
3. Горение свечи,
4. Нагревание воды,
5. Горение лампочки,
6. Таяние снега.
Формирование выводов по изученному материалу:
-Что нового для себя узнали…
-Для чего изучали….
-Следует ли дальше проводить подобные уроки….
-Какой вывод….
-Где будете применять знания…
Оценка результатов урока.
За устные ответы–на уроке. За письменные ответы – на следующем уроке.
Подведение итогов. Учащиеся делают выводы.
Домашнее задание: придумать несуразный рассказ по теме «Взаимодействие тел».( минимум -5 предложений).