СИСТЕМА РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ. СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

СИСТЕМА РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ.
СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПЕРВОЙ ЧАСТИ
Алексеева Тамара Николаевна,
учитель физики
Школы-интерната №9 ОАО «РЖД»

Качественно новая задача, стоящая перед школой – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего и адаптированного к новым условиям человека – предъявляет высокие требования и к обучению школьников физике, в том числе их подготовке к ЕГЭ.
В первой части контрольно-измерительных материалов по физике содержится 9 заданий с выбором ответа, 7 заданий – с кратким ответом ( в эту же схему вписываются первые три задания из второй части, итого 10 заданий с кратким ответом) и 8 заданий – на соответствие и исследование физических зависимостей.
В некоторых случаях ответы вполне очевидны и не требуют долгих размышлений. Но есть и такие задания, выполнение которых включает в себя достаточно сложные рассуждения, непростые математические выкладки.
Для подготовки к решению задач с выбором ответа использую тематические тесты [1-9] в основном во внеурочное время. На первых порах разрешаю пользоваться шпаргалкой. Это позволяет избавить ученика от боязни незнания формул и сосредоточиться на самих тестах. Обязательно рассуждаем вслух. Учу оформлять краткую запись на черновике. Считаю, что очень важно приучить записывать только то, что помогает выполнить задание и ничего лишнего.
Обязательно показываю разные способы выполнения задания, анализируем их и каждый выбирает для себя удобный способ решения. Затем его закрепляем: либо решаем подобные задания, либо ученик составляет сам задания и выполняет их.
К моменту завершения повторения темы формулы уже должны быть выучены.
Безусловно, такой подход требует больших временных затрат. Чем больше мы потратим времени, тем лучше будет результат.
Решение задач методологического характера типа №№23,24 стараюсь рассматривать при изучении теоретического материала:
- границы применимости законов,
- анализ формул, графиков,
- решение экспериментальных задач,
- исследование различных зависимостей и т.п.
Примерно за 2-3 месяца до ЕГЭ по физике целенаправленно на каждом уроке и дополнительных занятиях выполняем 1-3 задания типа 23-24.
Решение расчетных задач с кратким ответом:
если задачи стандартные, то для большинства из них имеются алгоритмы решения. Решение стандартных задач у регулярно занимающихся школьников не вызывает затруднений. Ведь именно в этом состоят основные учебные функции упражнений по решению стандартных задач – перевод знаний, усвоенных на уровне воспроизведения, на уровень знаний-умений.
2) если встречается нестандартная задача, то действуем также как при решении задач второй части. Отличие только в требованиях к оформлению решения. Хочу обратить внимание, что нужно приучить выпускника правильно работать на черновике: ничего лишнего, но вместе с тем не допускать небрежностей ни в чем. Поэтому важно приучить выпускника
- кратко оформлять условие задачи,
- все величины выражать в единицах СИ,
- при необходимости, делать чертеж,
- выводить рабочую формулу,
- выполнять вычисления,
- получать ответ сначала в «СИ», затем в требуемых единицах измерения, выполнять округление (если требуется),
- проводить проверку решения,
- правильно переносить ответ сначала в КИМ, а затем и в бланк ответов.
Задачи на соответствие и исследование физических зависимостей требуют особой подготовки, хотя сами по себе могут быть достаточно простыми. Успех выполнения этих заданий обеспечиваются знанием и пониманием теории физики, умением логически мыслить и анализировать формулы, выражающие физические законы. Вероятнее всего, именно поэтому каждое из них оценивается двумя баллами.
Практически на каждом втором уроке и на дополнительном занятии решаем по 1-2 (в зависимости от сложности) задаче на соответствие. Кроме печатных тестов использую комплекс дидактических средств Е.А.Самойлова [13].

Исследования ученых показали, что, умения учащихся не находятся в прямой зависимости от числа решенных задач. Можно перерешать большое количество отдельных задач, но до тех пор, пока не будет сформирован общий подход к решению: к анализу содержания задачи, поискам и осуществлению плана решения, проверке правильности и оформления решения и, наконец, к обсуждению и анализу проведенного решения, самостоятельно решать задачи школьник не научится.

Алексеева Тамара Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе частного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 9 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги», учитель физики;
«Отличник народного просвещения»;
телефон: 927-20-11-79;
Е-mail: atn17031956@уandex.ru
Ссылки на литературу
Задания для контроля знаний учащихся по физике в средней школе. О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов – М.: Просвещение, 1997.
Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Физика. О.Ф. Кабардин, Л.В. Болотник, М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005
Тесты по физике. В.А.Орлов – М.: Школа-Пресс, 1994.
Тесты. Физика. 7-9 классы. О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов – М.: Дрофа, 1994.
Тесты. Физика. 10-11 классы. О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов – М.: Дрофа, 1994.
Готовимся к ЕГЭ. Тесты по физике для контроля и самопроверки. В.А.Орлов – М.: Илекса, 2008.
Сборник экзаменационных заданий. ЕГЭ 2010. Физика. ФИПИ – М., 2010, «ЭКСМО».
ЕГЭ 2010. Универсальные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Качественные задачи по физике в средней школе. М.Е.Тульчинский – М.: Просвещение, 1972.
Старинные занимательные задачи. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов – М.: Наука, 1985.
Логические задачи. Ж.-К. Байиф – М.: Мир, 1983.
Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Г.Дж. Айзенбек – АЙ КЬЮ, 1993.
Учебно-поисковые комплексы по физике. Е.А. Самойлов – Самара: Изд-во СГПУ, 2007.
Самостоятельная работа студентов при решении задач по физике. Методические указания. Сост. Ф. П. Кесаманлы, В. М. Коликова – Л., 1987.
15