««Рефлексивные круги» как форма познания себя»


«Рефлексивные круги» как форма познания себя . Основная цель – сформировать рефлексивные навыки у детей , способствующие психическому и личностному росту ребенка .В соответствии с этой целью формулируются задачи: стимулировать развитие интереса ребенка к своему внутреннему миру; научить детей реально, объективно оценивать себя, свои возможности и поступки;научить понимать и уважать другие точки зрения;сформировать умение анализировать полученный опыт, выражать и обсуждать полученные впечатления;сформировать умение разрешать конфликты с позиции ненасилия;развивать способность ребенка к эмпатии и сопереживанию;сформировать позитивное отношение к себе и сверстникам. Рефлексивный круг и его значение Рефлексивный круг (от лат. Reflеxio - обращение назад). Эта форма специально организованного общения, где обсуждаются, анализируются, оцениваются действия и состояния учащихся. Такая форма работы помогает решить многочисленные задачи развития индивидуальности ребенка:налаживать эмоциональное взаимодействие с детьми;учить их трудному искусству слушать и слышать друг друга;учить ребят усваивать, принимать правила школьной жизни через их обсуждение;на основе обсуждения различных мнений, точек зрения помогать ученикам обогащать собственный опыт; учить школьников планировать свою работу, анализировать, как они выполняют задания; . Опрос учащихся показал, что рефлексивный круг помогает им:больше задумываться о том, что они делают, переживают;понять, почему у них что- то не получается;определить, что они будут делать в будущем («на следующей свободной работе», «в будущем году», «на следующей недели», «через несколько дней»);не стесняться рассказывать про свои эмоции, переживания;не бояться высказывать свои мысли;лучше понимать своих одноклассников, их трудности, радоваться их успехам;терпеливо слушать, что говорят другие;делать любую работу вместе с другими;самим оценивать, как они выполнили задание. Проведение рефлексивного круга.Рефлексивный круг может проводиться: по итогам свободной работы. без плана, когда в течении дня неожиданно появляется необходимость обсудить какое-то событие или жизненную ситуацию.Рефлексивный круг проводится по-разному. Это могут быть:Общее обсуждение темы; Обсуждение вопроса или темы в небольших группах (по три-четыре человека) ;Оформление мнения или отношения ученика в виде мини- сочинения, рисунка, теста и их обсуждение;Проигрывание по ролям ситуации и высказывание своего отношения к увиденному;Различные игры и упражнения. Это задание типа:-Подумай, что у тебя в результате получится?-Реши, сколько ты сможешь выполнить заданий?- Сообрази, как это будет выглядеть? и т.п.Упражнения второй группы научают ребят говорить о том, что и как они делают, учат сравнивать свою работу с заданием и с работой других учеников.Это задания типа:- Сравни с ...- Сделай вывод о...- Скажи, что ты делал вначале, а что потом ...и т.д.Задание третьей группы нужны для того, чтобы тьютор знал, понимают ли его дети, правильно ли они оценивают свою работу. К таким заданиям относятся:- уточняющие вопросы, например: «Спросите меня, как.....».Упражнения четвертой группы создают атмосферу радостного настроения, ожидания радости в будущем, удовольствия от работы, т.е ситуацию успеха. Разные темы рефлексивных кругов.Личностные рефлексивные круги. Событийные рефлексивные круги Творческие рефлексивные круги. Рефлексия это трудно.Ученики не сразу научатся работать в рефлексивном круге. В начале обучения большинство из них испытывают трудности:не умеют выражать словами свои мысли, чувства; не всегда понимают вопросы и задания ; не умеют выслушивать мнения других ребят, перебивают друг друга, выкрикивают; боятся высказывать свое мнение, думают что над ними посмеются.Постепенно они привыкают видеть доброжелательность, терпеливость , прислушиваются к тому, о чем рассказывают другие, не боятся говорить о себе, настаивать на своем мнении. Речь ребят становиться эмоциональной, в запас слов больше и разнообразнее.За годы учебы в начальной школе большинство школьников научаются положительно относиться к себе, к другим людям, к окружающему миру. Я - высказывания. Ребята высказывают свою точку зрения. В ходе обсуждения они употребляли выражения:« я думаю...»«я считаю...»«я согласен...»« я не согласен...»«я хочу дополнить...».Такие высказывания можно поощрять вопросами :Как вы считаете?Кто хочет высказать свое мнение?Кто хочет дополнить?Согласны ли вы с таким мнением?Несомненно, такое умение свободно высказывать свои мысли и чувства помогает ученикам формировать уважительное отношение к себе, к своим возможностям. Объем высказывания. Высказывания учащихся становятся полными, развернутыми. Ребята используют сложные предложения:«..., потому что...»;« Если ..., то...»;«... и...»;«...,а ...»;«..., чтобы...»;« ..., что...». Побуждать учащихся к более полным ответам вопросами:Почему ты так думаешь?А что будет, если...?Зачем это нужно?Ребята учатся пополнять запас слов, лучше объяснять свои действия, формулировать свои мысли, а значит лучше понимать, что и как они делают. Жизненная перспектива ( представленность в высказываниях настоящего, прошедшего, будущего). При анализе высказываний ребят очевидно, что они учатся сравнивать свои действия в настоящем с тем, что было ранее, пытаются планировать будущую работу. При обсуждении они используют выражения:«Мы работали...»;«Нам было интересно...»;«Ранее мы не...»;«Мы научились...»;«На следующей работе нам нужно...»«Теперь мы знаем ...» и т.д.А если ребенок хорошо понимает каким он был, что в нем изменилось и что будет с ним в будущем, он научится свободно выбирать свое будущее. Из выше сказанного можно сделать заключение, что рефлексивный круг - это такая форма работы с детьми, которая действительно помогает им понимать себя и других, жить в мире с собой и другими. Во-первых, участие в рефлексивном круге развивает у ребят умение строить Я- высказывания, т.е говорить от первого лица, выражать свои личные мысли и чувства. Во-вторых, работая в рефлексивном круге, учатся строить полные, развернутые высказывания, т.е расширяют объем высказывания. В-третьих, в рефлексивном круге школьники учатся анализировать свои действия в прошлом, настоящем и предстоящем будущем, т.е учатся строить жизненную перспективу. В-четвертых, ребята учатся быть активными, вовлеченными в обсуждение, научаются понимать и чувствовать свою значимость для других людей и значимость других для себя. Таким образом, рефлексивный круг служит верным средством развития индивидуальности детей, так как учит их слушать и слышать друг друга, обсуждать различные мнения, точки зрения, принимать правила школьной жизни через их обсуждение, помогает ученикам обогащать собственный опыт и т.д.Наблюдая, пытаясь понять, как влияет на развитие ребят их участие в рефлексивном круге, я не только разобралась в важности этого вида обучения для младших школьников , но сумела многое понять и в своей собственной индивидуальности.