Рабочая программа по легкой атлетике для групп СОГ

13 EMBED AcroExch.Document.DC 1415












. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ

Лёгкую атлетику не зря называют "королевой спорта". По количеству разыгрываемых комплектов медалей, представительству стран-участниц всех континентов и числу зрителей, наблюдающих за соревнованиями на стотысячных стадионах, она не имеет себе равных. История лёгкой атлетики, как самостоятельного вида спорта, берёт своё начало где-то в глубине тысячелетий. Для человека было всегда естественным бегать, прыгать и метать, защищаясь или добывая себе пищу. Ещё много веков до нашей эры некоторые народы Южной Америки, Африки и Азии проводили специальные соревнования в прыжках и беге. Однако, подлинный расцвет лёгкой атлетики, как вида спорта, наступил в Древней Греции. Именно там тренировку и состязания в беге, прыжках и метании назвали лёгкой атлетикой. Этот замечательный вид спорта дает возможность человеку проявить самые разные качества: быстроту, выносливость, силу, гибкость, ловкость. Практически любому мальчишке или девчонке можно подобрать вид лёгкой атлетики, подходящий для него по анатомо-физиологическим способностям. Если вы ростом наголову выше своих сверстников, вы почти точно годитесь для прыжков в высоту или метаний. Для толкания ядра нужно могучее телосложение, а сухому, поджарому и выносливому можно порекомендовать бег на длинные дистанции. Быстрые и ловкие наверняка добьются успеха в спринте, прыжках в длину и барьерном беге, а сильные и координированные - в метании копья и диска. Но хорошее телосложение или выдающиеся физиологические особенности организма еще не сделают из вас чемпионов. Это лишь благоприятные предпосылки, задатки. Успех придет после многих лет напряженного труда. И, конечно, необходимы хорошие условия для занятий и опытные, квалифицированные тренеры. Лёгкая атлетика, один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а также легкоатлетические многоборья - десятиборье, пятиборье и др. В современной спортивной классификации насчитывается свыше 60 разновидностей легкоатлетических упражнений. В программе современных Олимпийских игр лёгкая атлетика представлена 24 номерами для мужчин и 14 - для женщин. Легкоатлетические соревнования входят в программы крупнейших континентальных спортивных состязаний: чемпионатов Европы, Африканских, Азиатских, Балканских, Британских, Панамериканских игр и др.
  Легкая атлетика объединяет большинство общедоступных упражнений, которые сопровождают человека в повседневной жизни, и потому является одним из наиболее массовых видов спорта. К тому же, легкоатлетические упражнения составляют основу государственных тестов и нормативов для оценки физической подготовки населения России, начиная с дошкольников и заканчивая лицами зрелого возраста. Занятия легкой атлетикой имеют оздоровительное значение: положительно влияют на развитие всех органов и систем человеческого организма (например, прыжки и метания крепят мышцы, опорно-двигательный аппарат). Таким образом, с помощью легкоатлетических упражнений, при условии их регулярности, полностью решается задание гармоничного физического развития школьников всех возрастных групп. Легкая атлетика имеет большое прикладное значение, ведь за ее помощью развиваются основные физические качества выносливость, сила, скорость, гибкость, что широко применяются в повседневной жизни, в частности в трудовой деятельности. Во время занятий легкой атлетикой приобретаются навыки координации движений, быстрого и экономического передвижения и рационального выполнения сложных физических упражнений. Люди, которые занимаются легкоатлетическим спортом, приобретают специальные знания относительно техники исполнения физических упражнений, основных функций человеческого организма, организации тренировочных занятий, режима личной гигиены, питания, работы и отдыха. Кроме этого, легкая атлетика имеет воспитательное значение, способствуя популяризации здорового образа жизни. Правильная организация и методика проведения занятий и соревнований положительно влияют на формирование личности человека, развитие ее моральных качеств (воли, целенаправленности, выдержки) и умственных способностей (самооценки собственных возможностей и тому подобное).
Легкоатлетические упражнения требуют от спортсмена высокого уровня развития физических качеств, специфических антропометрических особенностей, высокой психической устойчивости, умения качественно реализовывать эти потенциальные способности в конкретных и разнохарактерных видах спортивных упражнений.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (Допущена Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму, Москва 2005г.).
В данной программе отражены основные задачи и построение учебно-тренировочного процесса на этапах: начальной подготовки, учебно-тренировочного. Особенностью представленной программы является сведение основных параметров учебно-тренировочного процесса (нагрузок, средств, методов контроля) в одну принципиальную схему тренировки.

Основной целью данной программы является многолетняя подготовка юных спортсменов, воспитание спортсменов высокой квалификации, профессиональное самоопределение учащихся.

Основные задачи:
1. Укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие юных спортсменов.
2. Подготовка высококвалифицированных спортсменов для сборных команд.
3. Приобретение теоретических знаний по спортивной тренировке, физиологии, лечебной физической культуре, психологии спорта.
Важным условием выполнения поставленных задач является систематическое проведение практических и теоретических занятий, контрольных упражнений, восстановительных мероприятий, регулярное участие в соревнованиях.

Образовательная программа рассчитана на девятилетний период обучения:
Этап начальной подготовки – 2 года;
Этап учебно – тренировочный – 3 года.

9 – 10 лет
10 – 11 лет
11 -12 лет
12-13 лет
13 -14 лет

НП – 1
НП - 2
УТГ - 1
УТГ - 2
УТГ - 3


Ожидаемые результаты: по окончанию срока освоения программы спортсмены школы должны:
выполнить норматив: III р; II р;
быть в резерве сборной школы по лёгкой атлетике

Основные принципы образовательной программы:
направленности на высшие спортивные достижения;
единства общей и специальной подготовки;
волнообразности и вариативности нагрузок;
единства взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовки;
возрастной динамики развития юных спортсменов.
Реализация указанных принципов позволяет учитывать как возрастные особенности юных спортсменов, так и требования, которые будут предъявлены к ним в будущем на этапе учебно-тренировочного этапа.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1 ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап.

3.1.1 Задачи на этапе подготовки
укрепление здоровья;
улучшение физического развития;
выявление задатков и способностей, привитие интереса к тренировочным занятиям;
разносторонняя физическая подготовленность;
овладение основами техники выполнения упражнений;
воспитание устойчивой психики.

3.1.2 Наполняемость учебных групп.

Год обучения
Минимальный возраст
для зачисления, лет
Минимальное число
учащихся в группе
Максимальное количество учебных часов в неделю
Требования по
физической и
специальной подготовке
на начало учебного года

НП - 1
9
15
6
Выполнение
нормативов по ОФП

НП - 2
10
12
9
Выполнение
нормативов по ОФП


3.1.3 Разделы подготовки

ТЕОРИЯ
На этапе начальной подготовки основными методами теоретической подготовки являются: беседы, демонстрация простейших наглядных пособий (плакатов, стендов), просмотр учебных кинофильмов и видеофильмов.
- История развития лёгкой атлетики.
- Лёгкая атлетика в «ДЮСШ» России и в мире
- Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травматизма, оказание первой
медицинской помощи.
- Краткие сведения о строении и функциях организма человека.
- Влияние легкоатлетических упражнений на организм.
- Физиологические основы тренировки
- Основы техники видов лёгкой атлетики
- Основы методики обучения и тренировки
- Планирование спортивной тренировки
- Места занятий, оборудование и инвентарь.

Общая физическая подготовка

Развитие силы /силовая подготовка/
Развитие силы основных групп мышц рук, ног, туловища упражнениями с использованием собственного веса /подтягивание, отжимание в упоре лежа, поднимание и опускание туловища, поднимание и опускание ног из различных исходных положений
Упражнения с отягощениями / гантели, набивные мячи, вес партнера/
Упражнения на снарядах и со снарядами
Упражнения из других видов спорта
Подвижные и спортивные игры

Развитие быстроты /скоростная подготовка/
Виды бега на короткие дистанции, выполнение упражнений или отдельных их элементов в максимальном темпе в определенный отрезок времени
Подвижные и спортивные игры

Развитие выносливости
Кроссы по гладкой и пересеченной местности длительное время
Упражнения из других видов спорта, выполняемые длительное время /лыжи, коньки, плавание, ходьба/
Подвижные спортивные игры

Развитие ловкости /координационная подготовка/
Выполнение упражнений, требующих тонкой координации движений
Выполнение упражнений из непривычного /неудобного/ положения
Подвижные и спортивные игры

Развитие гибкости
Выполнение упражнений на растяжение, увеличение амплитуды /степени подвижности/ в суставах, упражнение из других видов спорта /гимнастика, акробатика/

Специальная физическая подготовка

Специальные беговые упражнения на месте и в движении, со снарядами и без
снарядов.
Специальные прыжковые упражнения на месте в движении, со снарядами и без
снарядов.
Специальные упражнения на тренажёрах (для развития силы, скоростно – силовых
качеств, быстроты, выносливости).
Специальные упражнения для овладения техники: бега, прыжков и метания.
Специальные упражнения в парах (с партнёром)

Обучение и совершенствование техники

В процессе тренировок юные спортсмены начинают знакомство с технической
стороной видов лёгкой атлетики:
- бег на короткие, средние и длинные дистанции
- барьерный бег
- прыжки в длину
- прыжки в высоту
- метание мяча
На этом этапе необходимо:
- создать общее представление о двигательном действии и установку на овладение им;
- научить частям (фазам или элементам) техники действия, не освоенным ранее;
- предупредить или устранить ненужные движения и грубые искажения техники.
Процесс обучение техники строится следующим образом:
- рассказ;
- показ;
- опробование.

Соревнования и прикидки (по календарю)

Первенство города
Первенство группы
Первенство школы
Первенство района

Контрольно – нормативные требования

Сроки сдачи контрольно - переводных нормативов декабрь и май по программе общей физической подготовки.
Группы начальной подготовки 1 года обучения


содержание
Метание мяча
двумя руками снизу (набивной мяч 1 кг.)м.
Бег 20с с/х
Длина с места
(См.)
Подтягивание смешанным хватом

1.
Тестирование приёмное
5 – 6 м
3.6 – 3.9
150 – 180
8 – 12 раз

2.
Тестирование 1 полугодие
6 – 7 м
3.6 – 3.5
160 - 170
9 – 13 раз

3.
Тестирование переводное
7 - 8 м
3.5 – 3.4
170 – 175
10 – 14 раз


Группы начальной подготовки 2 года обучения (девочки)


содержание
Бег 20м с/х
Бег 30м с/х
Бег 30м в/с
Бег 60м в/с
Длина с/м
(См.)
Длина с/м отталкивания
(См.)
Тройной с/м
(См.)

1.
Приёмное тестирование
3.4 – 3.2
4.6 – 4.8
5.8 – 6.0
-
140 - 180
300 - 320
470 - 500

2.
Контрольное тестирование
1 полугодие
3.2 – 3.0
4.4 – 4.6
5.6 – 5.8
9.8 – 10.0
180 - 190
330 - 350
500 - 530

3.
Контрольное переводное тестирование
3.0 – 2.9
4.3 – 4.5
5.5 – 5.7
9.4 – 9.6
195 - 185
345 - 355
580 - 550


Группы начальной подготовки 2 года обучения (юноши)


содержание
Бег 20м с/х
Бег 30м с/х
Бег 30м в/с
Бег 60м в/с
Длина с/м
(См.)
Длина с/м отталкивания
(См.)
Тройной с/м
(См.)

1.
Приёмное тестирование
3.2 – 3.0
4.7 – 4.5
5.7 – 5.3
-
180 - 190
320 - 340
490 - 520

2.
Контрольное тестирование
1 полугодие
3.0 – 3.1
4.4 – 4.6
5.6 – 5.8
10.0 – 10.2
185 - 195
325 - 345
500 - 530

3.
Контрольное переводное тестирование
3.0 – 2.9
4.3 – 4.5
5.5 – 5.7
9.6 – 9.8
187 - 197
330 - 350
540- 570


Психологическая подготовка

На этапе начальной подготовки основной упор в занятиях спортивных групп делается на формирование интереса к спорту, правильной спортивной мотивации, общих нравственных и специальных морально-психологических чертах характера (особенно трудолюбии в тренировке и дисциплинированности при соблюдении режима, чувстве ответственности за выполнение плана подготовки и результаты выступления, уважении к тренеру, требовательности к самому себе и др.), а также на установление положительных межличностных отношений в коллективе, развитие простейших сенсомоторных реакций, внимания, навыков самоконтроля.
Врачебный контроль

Врачебный контроль за юными спортсменами осуществляется силами врачей общеобразовательных школ и лечебно-профилактическими учреждениями в тесном контакте с тренерско-преподавательским коллективом два раза в год – в сентябре и январе, учащиеся проходят медицинское обследование. Врачебный контроль является составной частью общего учебно-тренировочного плана подготовки юных спортсменов.

Воспитательная работа

Учебно – тренировочный процесс должен способствовать:
- формированию сознательного, творческого отношения к труду,
- чувства ответственности за порученное дело,
-бережного отношения к месту тренировок, спортивным сооружениям, спортивной форме, инвентарю.
Главные воспитательные факторы:
- личный пример и педагогическое мастерство тренера-преподавателя;
- четкая творческая организация тренировочной работы;
- формирование и укрепление коллектива;
- правильное моральное стимулирование.

3.2 УЧЕБНО - ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУППАХ (1-ГО И 2-ГО ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ)
впервые 2 года занятий юных легкоатлетов основное внимание уделяется разносторонней физической подготовке, овладению техникой специальных подготовительных упражнений, повышению уровня развития основных физических качеств. Возраст занимающихся от 11 до 14 лет. После каждого года обучения юные спортсмены должны выполнить контрольные нормативы разносторонней физической подготовленности.
В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУППАХ (3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ) при планировании подготовки юных легкоатлетов в годичном цикле необходимо придерживаться следующей периодизации.
С началом подготовительного периода на общеподготовительном этапе должны решаться задачи:
1)повышение уровня разносторонней и специальной физической подготовленности занимающихся;
2) укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы в основном средствами ОФП.

3.2.1 Задачи на этапе подготовки:
укрепление здоровья;
укрепление опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы средствами общей (ОФП) и специальной (СФП) физической подготовки;
развитие физических качеств (скоростных, силовых, скоростно-силовых, выносливости);
обучение основам техники видов легкой атлетики;
начало участия в соревнованиях по отдельным видам легкоатлетического многоборья;
овладение основами знаний по тренировке в многоборье;
начало ведения спортивного дневника и умение анализировать записанные в нем данные.





3.2.2 Наполняемость учебных групп.

Год обучения
Минимальный возраст
для зачисления, лет
Минимальное число
учащихся в группе
Максимальное количество учебных часов в неделю
Требования по
физической и
специальной подготовке
на начало учебного года

1 - й
12
12
12
Выполнение
нормативов по ОФП
и СФП

2 - й
13
12
12
1 юн. разряд, 3 взрослый

3 - й
14
8
18
2, 3 разряд


3.2.3 Разделы подготовки
ТЕОРИЯ
На этапе углубленной спортивной специализации (учебно-тренировочные группы) используются: изучение методической литературы по вопросам обучения и тренировки, занимающихся многоборьями, разбор и анализ техники видов легкой атлетики, методов обучения и тренировки, просмотр видеофильмов, лекции по вопросам тренировки и обучения.
- История развития лёгкой атлетики.
- Лёгкая атлетика в «ДЮСШ» России и в мире
- Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травматизма, оказание первой
медицинской помощи.
- Краткие сведения о строении и функциях организма человека.
- Влияние легкоатлетических упражнений на организм.
- Физиологические основы тренировки
- Основы техники видов лёгкой атлетики
- Основы методики обучения и тренировки
- Планирование спортивной тренировки
- Места занятий, оборудование и инвентарь.

Общая физическая подготовка
Развитие силы /силовая подготовка/
-Развитие силы основных групп мышц рук, ног, туловища упражнениями с использованием собственного веса /подтягивание, отжимание, в упоре лежа, поднимание и опускание туловища, поднимание и опускание ног из различных исходных положений
- Упражнения с отягощениями /штанга, гантели, набивные мячи, вес партнера/
- Упражнения на снарядах и со снарядами
- Упражнения из других видов спорта
- Подвижные и спортивные игры

Развитие быстроты /скоростная подготовка/
- Виды бега на короткие дистанции, выполнение упражнений или отдельных их элементов в максимальном темпе в определенный отрезок времени
- Подвижные и спортивные игры

Развитие выносливости
- Кроссы по гладкой и пересеченной местности длительное время
- Упражнения из других видов спорта, выполняемые длительное время /лыжи, коньки, плавание, ходьба/
- Подвижные спортивные игры

Развитие ловкости /координационная подготовка/
- Выполнение упражнений, требующих тонкой координации движений
- Выполнение упражнений из непривычного /неудобного/ положения
- Подвижные и спортивные игры
Развитие гибкости
- Выполнение упражнений на растяжение, увеличение амплитуды /степени подвижности/ в суставах, упражнение из других видов спорта /гимнастика, акробатика/

Специальная физическая подготовка

- Специальные беговые упражнения на месте и в движении, со снарядами и без снарядов.
- Специальные прыжковые упражнения на месте в движении, со снарядами и без снарядов.
- Специальные упражнения на тренажёрах (для развития силы, скоростно – силовых
качеств, быстроты, выносливости).
- Специальные упражнения для овладения техники: бега, прыжков и метания.
- Специальные упражнения в парах (с партнёром) на месте и в движении

Обучение и совершенствование техники

В процессе тренировок спортсмены на учебно – тренировочном этапе уже знакомы
с техникой видов лёгкой атлетики.
На этом этапе необходимо:
- создать чёткое представление о двигательном действии и установку на овладение им;
- научить частям (фазам или элементам) техники действия;
- предупредить или устранить ненужные движения и искажения техники.
Основной акцент ставится на совершенствовании техники двигательного действия

Соревнования и прикидки (по календарю)

Первенство города
Первенство группы
Первенство школы
Первенство района

Контрольно – нормативные требования
Сроки сдачи контрольно - переводных нормативов декабрь и май.

Приёмно – переводные нормативы для зачисления в УТГ – 1 (С 12 лет)

Контрольные упражнения
девочки
мальчики

Бег 30 м с ходу, с
5,0
4,8

Бег 60 м со старта, с
9,2
9,0

Бег на 300 м, с
-
57,0

Прыжок в длину с места, м
1,80
2,00

Тройной прыжок с места, м
5,40
6,00

Бросок ядра снизу вперед, м
9,0
(3 кг)
9,0
(4 кг)

Бросок ядра через голову назад, м
10,0
(3 кг)
10,0
(4 кг)

Расстояние пробегания за 5 мин, м
1100
1280

Прыжок в длину, м
3,00
3,20

Прыжок в высоту, м
100
105




Контрольно – переводные нормативы для УТ групп (Девушки)

Контрольные упражнения
УТГ - 1
УТГ - 2
УТГ - 3
УТГ - 4
УТГ - 5

Бег на 30 м со старта, с
5,2
5,0
4,8
4,7
4,6

Прыжок в длину с места, м
2,00
2,10
2,15
2,20
2,25

Тройной прыжок с места, м
5,80
6,00
6,40
6,80
7,00

Бросок ядра снизу вперед, м
9,60
(Зкг)
10,50
(Зкг)
10,80
(4 кг)
11,30
(4 кг)
11,60
(4 кг)

Бросок ядра через голову назад, м
10,50
(Зкг)
11,50
(Зкг)
11,80
(4 кг)
12,30
(4 кг)
12,70
(4 кг)

Жим штанги лежа, кг
-
-
30,0
35,0
40.0

Прыжок в высоту, см
-
-
150
155
160

Толкание ядра, м

-
-
10,0
(Зкг)
11,50
(Зкг)
12,00
(3кг)

Бег на 200 м, с
-
-
-
26,80
26,60

Прыжок в длину, м
-

-
5,10
5,30

Метание копья, м
-
-
-
29,0
31,00

Бег на 800 м, мин, с
-
-
1,50(600 м)

2,40
2,30


Контрольно - переводные нормативы для УТ групп (Юноши)
Контрольные упражнения
УТГ - 1
УТГ - 2
УТГ - 3
УТГ - 4
УТГ - 5

Бег на 30 м со старта, с
5,0
4,8
4,6
4,4
4,2

Бег на 60 м со старта, с
8,6
8,2
7,8
7,6
7,4

Прыжок в длину с места, м
2,30
2,40
2,50
2,6
2,7

Тройной прыжок с места, м
6,70
7,10
7,60
8,0
8,6

Бросок ядра снизу вперед, м
9,50
(4 кг)
10,50
(4 кг)
11,20
(4 кг)
12,00
(4 кг)
12,50
(4 кг)

Бросок ядра через голову назад, м
10,50
(4 кг)
11,50
(4 кг)
12,30
(4 кг)
13,00
(4 кг)
13,30
(4 кг)

Жим штанги лежа, кг
-
-
40,0
50,00
55,00

Бег на 1000 м, мин, с
54,0
(300 м)
49,0
(300 м)
3,40
3,20
3,18

Бег на 100 м, с
-
-
12,20
11,80
11,70

Прыжок в длину, см
4,50
4,80
5,20
5,80


Толкание ядра, м
_
-
10,0
(4 кг)
11,00
(5кг)
12,00
(5кг)

Прыжок к высоту, см
128
135
150
160
165

Бег на 400 м, с
_
-
58,00
57,00
56,00

Бег на 110 м с барьерами, с


18,50
17,00
16,50

Метание диска, м
-
-
30,0
(1кг)
33,0
(1,5кг)
36,00
(1,5кг)

Прыжки с шестом, м

-
3,00
3,40
3,60

Метание копья, м
-
-
40,0
(600 г)
45,00
(600 г.)
47,00
(600г.)


Психологическая подготовка

На этапе занятий учебно-тренировочных групп внимание акцентируется на воспитании спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формировании волевых черт характера, развитии оперативного мышления и памяти, специализированных восприятий, создании общей психической подготовленности к соревнованиям.

Инструкторская и судейская практика

Приобретение навыков судейства и самостоятельной практики проведения занятий является обязательным для всех групп подготовки, проводится с целью получения учащимися звания инструктора-общественника и судьи по спорту и последующего привлечения их к тренерской и судейской работе, а также имеет большое воспитательное значение у занимающихся воспитывается вкус к наставничеству, сознательное отношение к тренировочному процессу и уважение к решениям судей.
Навыки организации и проведения занятий и соревнований приобретаются на всем протяжении многолетней подготовки в процессе теоретических занятий и практической работы в качестве помощника тренера, инструктора, помощника судьи, секретаря, самостоятельного судейства.

Врачебный контроль

Врачебный контроль за юными спортсменами осуществляется силами врачей общеобразовательных школ и лечебно-профилактическими учреждениями в тесном контакте с тренерско-преподавательским коллективом два раза в год – в сентябре и январе, учащиеся проходят медицинское обследование. Врачебный контроль является составной частью общего учебно-тренировочного плана подготовки юных спортсменов.

Воспитательная работа

Учебно – тренировочный процесс должен способствовать:
- формированию сознательного, творческого отношения к труду,
- высокой организованности и требовательности к себе,
- чувства ответственности за порученное дело,
- бережного отношения к месту тренировок, спортивным сооружениям,
- спортивной форме, инвентарю.
Главные воспитательные факторы:
- личный пример и педагогическое мастерство тренера-преподавателя;
- четкая творческая организация тренировочной работы;
- формирование и укрепление коллектива;
- правильное моральное стимулирование;
- пример и товарищеская помощь (наставничество) более опытных спортсменов;
- товарищеская взаимопомощь.

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Формами организации учебно – тренировочной работы являются:
- на этапе начальной подготовки - групповые занятия, теоретические занятия, участие в соревнованиях;
- на этапе учебно – тренировочном – групповые занятия, теоретические занятия, участие в соревнованиях, работа по индивидуальным планам, учебно – тренировочные сборы.
Основной формой проведения занятия является тренировочный урок.
Тренировочный урок делится на три части.
Подготовительная часть – сообщение задач урока, организация обучающихся и их функциональная и психологическая подготовка к основной части урока. В ней применяются общеразвиающие, специально – подготовительные и имитационные упражнения.
Главная задача основной части – обучение и совершенствование техники спортивного упражнения, двигательного действия, обеспечение общей и специальной подготовки. Физические упражнения в виде тренировочных заданий в основной части располагают в следующей последовательности: упражнения (комплексы и игры), направленные на воспитание быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации.
В заключительную часть урока включают упражнения, направленные на развитие быстроты, применяют в основной части урока после разминки. Вслед за ними используют игры и игровые упражнения.

Средства обучения
Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения
Подготовительные упражнения
Игры
Упражнения для обучения техники двигательного действия
Упражнения для совершенствования овладения техникой двигательного действия

Методы организации занимающихся
Фронтальный метод
Поточный метод
Метод групповых занятий
Круговой метод
Метод индивидуальных заданий

Методы развития физических качеств
1.Метод развития силы и скоростно – силовых качеств
первая группа – силовые упражнения, выполняемые с большими отягощениями
Инвентарь - штанги, гири, гантели, канат, гимнастическая стенка, жгуты, тренажёры, набивные мячи.
вторая группа – скоростно – силовые упражнения выполняемые с малыми отягощениями, но с возможно большей скоростью движений.
Инвентарь – лёгкая штанга, гантели, канат, гимнастическая стенка, жгуты, тренажёры, набивные мячи.
третья группа – прыжковые упражнения с различной степенью отягощения, а также упражнения, применяемые в условиях, затрудняющих их выполнение.
Инвентарь – тумбы, беговая дорожка, тренажёры, жгуты, резинки, маты, прыжковая яма.
четвёртая группа – прыжковые упражнения, выполняемы без отягощения.
Инвентарь – прыжковая яма, маты, барьеры.
пятая группа – специальные упражнения и упражнения, в которых специализируется спортсмен.
Инвентарь - гири, гантели, канат, гимнастическая стенка, жгуты, тренажёры, набивные мячи, тумбы, беговая дорожка, тренажёры, резинки, маты, прыжковая яма, барьеры.

2.Метод развития быстроты и повышения скорости движения
выполнение упражнения в затруднённых условиях, стимулирующих последующую мышечную деятельность спортсмена, выполняемую в нормальных условиях
выполнение упражнения в облегчённых условиях с более высокой скоростью и в быстром темпе.
выполнение упражнения в обычной обстановке при несколько изменяющихся условиях.
Инвентарь – беговая дорожка, барьеры, жгуты, «тачка».

3. Методы развития выносливости
равномерный – прохождение дистанции в кроссе
равномерно – ускоренный - прохождение дистанции в кроссе, преимущественно с равномерной скоростью, с ускорением бега в конце.
смешанный – чередование бега с пониженной скоростью со спортивной ходьбой
фартлек – непрерывное чередование разнообразной тренировочной работы на местности: бег различной интенсивности, специальные упражнения, ходьба.
переменный – непрерывное чередование бега со средней и повышенной скоростью с активным отдыхом.
повторный – повторное пробегание одинаковых или разных по длине отрезков дистанции с повышенной скоростью с активным отдыхом
переменно – повторный – переменный бег с повышенной скоростью сериями с достаточными интервалами отдыха.
интервальный – пробегание отдельных частей дистанции с равномерной скоростью через определённые, строго планируемые, интервалом отдыха, при неуклонном их сокращении
темповый – повторное прохождение основных отрезков дистанции с заданной скоростью
контрольный – прохождение ѕ основной дистанции с соревновательной скоростью или скоростью, несколько превышающей соревновательную
соревновательный - прохождение дистанции с целью достичь высокого спортивного результата
Инвентарь – беговая дорожка

4. Методы развития ловкости, координации
двустороннего освоения упражнений
выполнения действий в новой обстановке
новые двигательные ситуации
Инвентарь – мячи, барьеры, тренажёры, гимнастические стенки, маты, обручи, гимнастические палки.

Методы развития гибкости
- развитие эластических свойств мышечно – связочного аппарата
Инвентарь – барьеры, маты, жгуты, гимнастические стенки.

Методы овладения спортивной техникой
1. Метод слова – беседы, лекции, объяснения, образные объяснения.
2. Метод показа – демонстрация в целом, по деталям, в целом.
3. Метод непосредственной помощи тренера – преподавателя – обучение исходным положениям, позам, элементам техники.

Форма подведения итогов:
протоколы соревнований
контрольно – переводные нормативы
тесты
освоение объёмов тренировочных нагрузок
отсутствие медицинских противопоказаний для занятий
систематическое посещение учебно – тренировочных занятий.
Восстановительные мероприятия
Все многочисленные средства восстановления подразделяются на группы:
психолого – педагогические
1) творческое использование тренировочных и соревновательных нагрузок;
2) применение средств общей физической подготовки с целью переключения форм двигательной активности и создания благоприятных условий для протекания процесса восстановления;
3) оптимальная продолжительность отдыха между занятиями, варьирование интервалов отдыха между упражнениями;
4) применение средств и методов психорегулирующей тренировки.
медико – билогические
1) специализированное питание, фармакологические средства;
2) распорядок дня;
3) спортивный массаж (ручной и вибрационный);
4) гидропроцедуры (контрастные ванны, разнообразные души, парная баня);
Массаж и физиотерапевтические средства
Значительную роль в ускорении процессов восстановления, особенно при выраженном общем и локальном утомлении, вызванном проведенными занятиями или соревнованиями, играет массаж, гидропроцедуры.
Спортивный массаж (ручной, вибромассаж, ультразвуковой):
а) ручной массаж используется в предупредительных и восстановительных целях, во всех видах спорта; предупредительный - за 15-30 мин до выступления, восстановительный - через 2-30 мин после работы; при сильном утомлении - через 1-2 часа.
б) вибрационный массаж осуществляется вибраторами и рекомендован как эффективное средство борьбы с утомлением, особенно при локальном утомлении мышц.
в) ультразвуковой массаж усиливает химические реакции, ускоряет протекание окислительно-восстановительных процессов, повышает работоспособность мышц, снимает утомление, понижает тонус мышц, устраняет неприятные болевые ощущения, связанные с мышечным перенапряжением.
Растирки и спортивные кремы способствуют более быстрому восстановлению, лечению спортивных травм и используются как средства, повышающие работоспособность. Массаж с растирками эффективнее, так как достигается более глубокая обработка мышц и более длительно сохраняется тепло в мышцах.
К гидротерапии относятся:
1) парные и суховоздушные бани;
2) душ (дождевой, игольчатый, пылевой, струйный, шарко, шотландский, веерный, циркулярный);
3) ванны: а) контрастные; б) вибрационная; в) хлоридно-натриевые (соляные); г) хвойные; д) жемчужные.
























5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алабин ВТ. Организационно-методические основы многолетней тренировки юных легкоатлетов. - Учебное пособие. - Челябинск, 1977. -127 с.
2. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 129 с.
3.Викторова О.Д. Структура подготовки семиборок высокой квалификации в беговых видах программы многоборья. Автореф. дисс. ...канд.-пед. наук. - М., 1990. - 23 с.
4.Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 136 с.
5.Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: критерии отбора. - М.: Терра-спорт, 2000. - 240 с.
б.Калюда В.И, Черкашин В.П. Многолетняя подготовка спортсменок в легкоатлетическом семиборье. - Волгоград: Изд-во ВТАФК, 1997.-133 с.
7.Комарова А.Д. Теоретико-методические основы системы подготовки легкоатлетов-многоборцев высшей квалификации. Автореф. дисс.докт. пед. наук. - СПб., 1993. - 48 с.
8.Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 271 с.
9. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ. - М., 1995. - 37 с.
10.Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1986. - 285 с.
11.Положение о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) и специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва (СДЮШОР). Положение о специализированных классах по видам спорта с продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом в общеобразовательных школах. - М.: Советский спорт, 1987. - 28 с.
12.Попов В.Б., Суслов Ф.П., Германов Г.И. Легкая атлетика для юношества. - М., 1993. - 220 с.
13.Психология: Учебник для институтов физической культуры / Под общ. ред. В.М.Мельникова. - М.: Физкультура и спорт, 1987. -138 с.
14.Система подготовки спортивного резерва / Под общ. ред. В.Г.Никитушкина - М.: ВНИИФК, 1994. - 320 с.
15.Теория спорта / Под общ. ред. В.Н.Платонова. - К.: Виша школа, 1987. - С 229-231.
16.Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 255 с.
17.Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие для институтов и техникумов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 128 с.
18.Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 232 с.
19.Хрущев СВ., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. - М.: Физкультура и спорт, 1982. -143 с.

















13PAGE 15


13PAGE 14515




Заголовок 115