Система работы со слабоуспевающими учащимися (из опыта работы)


Система работы со слабоуспевающими уч-ся.
(Выступление Дорониной Л.В., учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ №44» города Саратова)
Не секрет, что в последние годы растет количество слабоуспевающих уч-ся.
Причин для этого много:
-это , к сожалению, и падение общего уровня образованности в стране, ярким примером которого служат и выступления даже дикторов телевидения, радио, тексты статей газет, журналов и других средств массовой информации, содержащих речевые, орфографические и пунктуационные ошибки.
Это и снижение интереса детей к чтению ( все заполонили компьютеры, интернет)
Это и падение уровня здоровья нации, когда кол-во практически здоровых детей с каждым годом неуклонно снижается, что приводит к понижению внимания, ухудшению памяти, мышления и речи
Это и отсутствие зачастую помощи со стороны семьи ( современные родители (а чаще всего это мамы, т.к. много семей неполных) загружены работой, вынуждены , зарабатывая деньги, забросить детей)
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
*пропуски занятий по болезни;
*слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
*задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
*педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др;
*прогулы
В течение ряда лет мне приходилось работать как с обычными классами, так и с классами коррекции. В связи с этим сложилась определенная система работы со слабоуспевающими учащимися.
Система работы со слабоуспевающими учащимися.
1. Выявление слабоуспевающих учащихся.
2.Выяснение причин низкой успеваемости каждого конкретного ребенка.
3.Подбор разных видов работ для каждого индивидуально.
4. Главное в работе- дать каждому ребенку возможность поверить в свои силы «Я могу !» А для этого- создать атмосферу доброжелательности в классе, при которой любой ребенок будет чувствовать себя уверенно.
Как же этого добиться?
В своей деятельности я использую различные
виды и формы работы.
Виды работы:
1.Деление класса на группы по уровням обученности, групповая работа( сильные уч-ся помогают слабым-зачастую, когда детям объясняют дети, «доходит» лучше)
2.Создание ситуации психологического комфорта каждого ребенка на уроке. ( Большое значение имеет и доброжелательная атмосфера, создаваемая учителем, улыбка и тон голоса. Стараюсь похвалить каждого даже за маленький успех, а ругать пореже.)3.Игровые формы работы
Урок-конкурс( «В каждом слове чудесный клад»)
литературный суд( по сказке Жуковского «Спящая царевна»)
урок-путешествие( в страну « Морфологию»)
урок-викторина( «Герои живут рядом с нами»)
игра-соревнование( «Дружный класс») и т.д.
4. Задания для развития мышления и речи
Шарады,ребусы,метаграммыСоставление детьми своих кроссвордов,ребусов по теме урока
Работа уч-ся со словарями,справочниками,энциклопедиями5. Вовлечение в работу каждого
Индивидуальные задания( подбираются в соответствии с уровнем подготовленности каждого конкретного ученика)
Самопроверка,взаимопроверка работы друг друга
Дифференцированное домашнее задание (более сильным уч-ся – задания повышенной трудности, слабым-проще)
Возможность выбора уровня сложности самостоятельной работы, домашнего задания ( Предлагаю задания по уровням: на «3», на «4», на «5»).
6.Дополнительные занятия и консультации со слабоуспевающими7.Задания творческого характера ( мини-сочинения, рассуждения на предложенную тему, рассказ с изменением лица и т.д.)
8.Компьютерные тесты
Сделайте урок не скучным , интересным .
Если дети не «спят» от скуки на уроке , если на уроке не скучно вам самим, то и дети будут вовлечены в процесс освоения знаний.