Презентация психологическое сопровождение педагогов на этапе внедрения ФГОС


Гимназия ОГУ им. И.С. Тургенева в г. МценскеПсихологическое сопровождение педагогов на этапе подготовки к внедрению новых ФГОСПедагог-психолог Е.Н. Афанасьева Д.А. Медведев«Прежде всего, мы должны научить учителя. Мы часто забываем, что педагогика – это ученик и учитель и обращаем внимание на ученика. На самом деле, чаще приходится учить учителя». Цель новых ФГОС • Формирование личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных компетенций; • Сохранение физиологического и психологического здоровья обучающихся; • Формирование личности, готовой нести ответственность за собственные поступки и решения; • Формирование личности, умеющей слушать и слышать окружающих; Цель новых ФГОС• Формирование умения обосновывать собственную позицию, высказывать свою точку зрения; • Формирование ценностных ориентаций; • Формирование осознанных мотивов к познавательной и социальной деятельности; • Формирование способности к быстрой адаптации в новых социальных условиях; • Формирование адекватной самооценки и уровня притязаний. Задачи психологического сопровождения педагогов Повышение психологической компетентности педагогов; Диагностика и профилактика эмоционального выгорания; Формирование мотивации, потребности в ЗОЖ; Обучение правилам и приемам конструктивного взаимодействия во всех сферах общения. Диагностикавыявление личностных качеств педагогов и свойственные им приемы межличностного общенияАнкета – опросник «Учитель глазами учеников»;Анкета – опросник «Учитель глазами коллег»; Уровень самооценки педагога (методика Дембо-Рубинштейна); Опросник, определяющий профессиональную направленность учителя ( новатор, организатор, коммуникатор);Тест Снайдера «Оценка самоконтроля в общении»; ДиагностикаТест Т. Шамова «Барьеры педагогической деятельности»; Тест Зайверта «Хозяин ли вы своего времени и насколько хорошо вы справляетесь со своей работой»; Тест Бойко «Диагностика эмоционального выгорания»Оценка психологического климата в педагогическом коллективе. Профилактика профессионального выгорания• Информирование о субъективных и объективных, внешних и внутренних факторах, влияющих на профессиональное выгорание педагогов; • Обучение простейшим приемам саморегуляции и саморелаксации. Занятия с элементами тренингаЦели:в тренинговом режиме дать положительный опыт конструктивного взаимодействия в различных сферах общения;осознание и развитие положительных, личностно значимых качеств педагогов. УпражненияУпражнение “Дождик”Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются. УпражненияУпражнение “Ассоциации с игрушкой”Цель: поиск позитивного смысла в неожиданных вещах.Учителям предлагается непрозрачный пакет с мягкими игрушками. Ведущий предлагает по кругу достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идет обсуждение по кругу. УпражненияУпражнение “Чувство”Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа. Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств. УпражненияУпражнение “Мой портрет”Цель: повышение самооценки педагога путем позитивных поглаживаний.Группе предлагается нарисовать свой портрет. Затем этот портрет необходимо прикрепить себе на спину. После этого все желающие могут написать там пожелания, комплименты. Затем листок снимается, все садятся в круг и происходит обмен мнениями. Психологическое просвещениеСеминар «Эмоциональное выгорание педагогов: причины, проявление, профилактика и коррекция» Эмоциональное (профессиональное) выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Как это проявляетсяПервая – «медовый месяц». Человек очень доволен работой, заданиями, но со временем интерес к этому начинает угасать. Вторая – «недостаток топлива». Возникают усталость, апатия, проблемы со сном, интерес к труду теряется еще больше, человек начинает чаще опаздывать на работу. Третья стадия – переход процесса в хроническую форму. Человек постоянно не успевает выполнить свою работу, раздражен, ощущает себя загнанным в угол. Часто на этой стадии появляются вредные привычки, в худшую сторону меняется характер (возникает хамство, холодность и др.), отношения с людьми становятся шаблонными. Организм начинает испытывать так называемый синдром хронической усталости. Четвертая стадия – кризисная. В этот период у человека появляются серьезные психосоматические заболевания: гипертоническая болезнь, язва, астма, дерматиты, в запущенных случаях – рак. Признаки синдрома эмоционального выгоранияпредельное истощение;отстраненность от клиентов (пациентов, учеников) и от работы;ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений. Первый признакРазвитию синдрома эмоционального выгорания предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак - истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются. Второй признак Личностная отстраненность. Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно. Третий признакОщущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности Группы рискаПедагогиПсихологи Врачи Менеджеры по персоналу Работники силовых ведомств Чиновники Любые профессии, связанные с частыми командировками, особенно в разные часовые пояса Представители сферы обслуживания, находящиеся в ситуации постоянного общения с клиентами Физические симптомы эмоционального выгоранияУсталость, физическое утомление, истощение; Уменьшенный или увеличенный вес; Недостаточный сон, бессонница; Плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям); Затрудненное дыхание, отдышка; Физические симптомы эмоционального выгорания Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание; Гипертония (повышенное давление); Язвы, нарывы; Сердечные болезни. Эмоциональные симптомы Недостаток эмоций, неэмоциональность; Пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; Безразличие и усталость; Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность;Раздражительность, агрессивность; Эмоциональные симптомыТревога, усиление беспокойства, неспособность сосредоточиться; Депрессия, чувство вины;Нервные рыдания, истерики, душевные страдания;Потеря идеалов или надежд, профессиональных перспектив; Увеличение деперсонализации (люди становятся безликими, как манекены);Преобладает чувство одиночества. Поведенческие симптомыРабочее время больше 45 часов в неделю;Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть;Безразличие к еде, стол скудный, без изысков;Малая физическая нагрузка;Оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств;Несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т.д.);Импульсивное эмоциональное поведение. Интеллектуальное состояниеУменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе;Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе);Увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни;Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; Интеллектуальное состояниеЦинизм или безразличие к новшествам, нововведениям;Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании);Формальное выполнение работы. Социальные симптомыНет времени или энергии для социальной активности;Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби;Социальные контакты ограничиваются работой;Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе;Ощущение изоляции , непонимания других и другими;Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег. Самочувствие человекаВ результате «сгорания» человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение («исчерпывание ресурсов»), появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности. При появлении и развитии признаков синдрома эмоционального выгорания необходимо обратить вниманиена улучшение условий СВОЕГО труда (организационный уровень);на характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень);на личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень). Как избежать встречи с синдромом эмоционального выгоранияБудьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе. Как избежать встречи с синдромом эмоционального выгорания5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними. 6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на личную жизнь.7. Учитесь трезво осмыслять события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий. 8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам? Основные правила, или как справиться со своей усталостьюстарайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относитесь к конфликтам на работе; не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем. Что делать, если у вас эмоциональное выгорание?Признайте, что признаки эмоционального выгорания у вас есть. Примите личную ответственность за свое психическое состояние и физическое здоровье. Переоцените свои возможности, жизненные ценности и цели. Начните действовать. Памятка для вас 1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые признаки усталости. 2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться. 3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы. 4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, деятельность. 5. Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними. Памятка для вас6. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на личную жизнь. 7. Учитесь трезво осмыслять события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий. 8. Если вам хочется кому-то помочь или сделать за него работу, задайте себе вопрос: так ли уж это ему нужно? А может, он справится сам?9. Если вас кто-то убеждает, что вам это действительно нужно, вы вправе решить и ответить «да» или «нет». Спасибо за внимание!Успехов вам в жизни, удачи, здоровья и благополучия!!!