Психологическое сопровождение обучающихся Мичуринского лицея в условиях реализации ФГОС

Жижова Ольга Владимировна

Психологическое сопровождение
обучающихся Мичуринского лицея
в условиях реализации ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения определяют современное представление о том, каким должно быть содержание и результат общего образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, а актуальной задачей - обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД). Результативность образовательного процесса основывается на едином комплексе показателей, описывающих уровни знаний, метапредметные и личностные достижения обучающихся.
Каждое образовательное учреждение уникально и имеет свои пути достижения учебных и воспитательных целей, которые следует учитывать в реализации ФГОС. Особенности Мичуринского лицея заключаются в том, что здесь обучается большое количество детей мотивированных на учебную деятельность. Обучающиеся обладают способностями, знаниями, волевыми качествами для достижения успеха. Школьники принимают участие в конкурсах, проектах, олимпиадах разного уровня организации. Дети начального звена обучаются в «школе полного дня». В среднем звене формируются классы с углубленным изучением учебных предметов, а в старшем - профильные группы. В лицей ежегодно для продолжения обучения приходят школьники из других образовательных учреждений города, сельской местности и районов области. На базе Мичуринского лицея действует стажерская площадка для обучающихся школ региона.
У большинства школьников формирование УУД успешно проходит в процессе обучения в лицее. Однако у ряда учащихся, в силу различных причин возникают трудности в познавательной сфере, в межличностном общении, личностные проблемы. Успешное формирование УУД у этих школьников возможно лишь при условии оказания им своевременной психологической помощи. Психологическое сопровождение в лицее учитывает личностные, возрастные, физиологические особенности обучающихся; обеспечивает преемственность в формировании УУД у детей младшего школьного возраста и младших подростков; осуществляет системный подход к мониторингам образовательного и личностного развития учеников начальной школы и младших подростков.
Психологическое сопровождение в Мичуринском лицее осуществляется посредством решения следующих задач:
- содействовать формированию у учащихся эффективной учебной деятельности, способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения;
- создавать условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;
- систематически проводить мониторинги на динамику психологического развития ребенка в процессе школьного обучения;
- взаимодействовать с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий детей и образовательной, развивающей траектории учреждения.
В начальной школе наработан инструментарий для проведения психологических мониторингов, один из них начинается с определения готовности ребенка к школе и прогноза проблем обучения в начальной школе. Методику определения готовности к школе Л.А. Ясюковой можно с успехом использовать для исследования сформированности УУД. В лицее, вышеуказанный комплект, созданный для гимназических классов, применяется в начальной школе. Диагностический комплекс состоит из двух методических блоков. В первый блок входят: Генштальт-тест Бендер (зрительно-моторная координация); Тест Тулуз-Пьерона (особенности нейродинамики, внимания, работоспособности); Тест Равенна (субтесты А и Б – визуальное линейное и структурное мышление); Проективные рисуночные тесты «Рисунок семьи», «Дерево» (личностные особенности, самооценка, семейная атмосфера и т.п.). Второй блок состоит из методик, измеряющих объем кратковременной (зрительной, слуховой) памяти, структурно-уровневые характеристики мышления в аудиальной и визуальной модальностях, речевое развитие и личностные особенности ребенка (тест Тэммл –Дорки – Амен – сфера и уровень тревожности; цветовой тест Люшера – энергетическая обеспеченность и эмоциональные установки по отношению к школе).
Помимо этого в начальной школе проводятся мониторинговые исследования учебной, познавательной мотивации, адаптации, самооценки, социометрии, уровня воспитанности обучающихся. По результатам обследований, запросам педагогов и родителей школьников осуществляется работа с детьми в группах и индивидуально на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. Обучающимся интересна информация по вопросам: как научиться рационально использовать время, качественные методы подготовки домашних заданий, новые методы запоминания и т.д. Школьники нуждаются в знаниях и умениях выхода из неблагоприятных эмоциональных состояний приемлемыми способами. Особого внимания требуют застенчивые, тревожные, гиперактивные дети. При переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено проводятся мониторинговые срезы на развитие психических способностей. По каждому классу собран материал, где прослеживается не только развитие коллектива, но и личностный рост каждого ребенка. Результаты психологических мониторинговых исследований выступают своеобразным посредником в преемственности между педагогами начальной школы и среднего звена.
Школьники пятых-шестых классов – это младшие подростки и им необходимо понимание себя в новом представлении. Психологическое сопровождение обучающихся пятых классов направлено на создание условий для адаптации и успешного обучения их в среднем звене. У младших подростков исследуется уровень притязаний, самооценки, виды мотивации На основании полученных результатов планируется дальнейшее психологическое сопровождение школьников. Педагог-психолог отслеживает и помогает обучающимся безболезненно пройти очередной школьный кризис с помощью развивающих занятий, индивидуальных и групповых бесед, наблюдений за детьми. Мягкому прохождению кризиса способствует проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников, встречи с классными руководителями, учителями-предметниками, аналитическая работа.
Психологическое сопровождение обучающихся шестых классов осуществляется по плану педагога-психолога и запросу со стороны родителей школьников, учителей и администрации образовательного учреждения. Методом экспресс-диагностик выявляются дети, нуждающиеся в помощи. Среди подростков востребованы психологические консультации по вопросам: повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, понимание своих возрастных особенностей. Обучающихся, на занятиях с педагогом-психологом, волнуют вопросы о способах эффективного усвоения знаний, организации деятельности. Им интересны упражнения на развитие памяти, внимания. Школьники нуждаются в информации о способах выражения своих мыслей, чувств, искусстве спора, обосновании своей позиции, умении слушать и слышать собеседника.
Педагогом-психологом прогнозируются социальные риски образовательного процесса, проводится профилактическая работа; дается оценка комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей; оказывается качественная помощь всем участникам образовательного процесса. Система работы педагога-психолога прослеживается в результатах мониторингов и их анализе; в темах просветительской работы.
В качестве результатов деятельности хотелось бы чаще видеть единство стремлений и взглядов на воспитательный процесс между семьей и школой; личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; щедрость родителей и педагогов на поощрения и похвалу относительно детей. Хотелось бы, чтобы учителя ставили перед ребёнком задачи не только понятные, но и значимые для него; создавали ситуацию успеха; помогали ребёнку учиться легко и обретать уверенность в своих силах и способностях; чаще отмечали успехи ребенка относительно его прошлых результатов.

Список литературы:
1. Князева Т.Н. Некоторые аспекты проблемы преемственности обучения на 1 и 2 ступенях школьного образования. Педагогическое обозрение. 2003. - №4
2. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. М.,2010
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2010 г.

Жижова Ольга Владимировна ТОАГОУ «Мичуринский лицей»
педагог-психолог
15