Разработка внеклассного мероприятия — конкурс Эрудиты


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ


АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ ТЕХНОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»







Методическая разработка
конкурса










Преподаватель С.Н. Ярыгина













2016
Пояснительная записка
Внеклассные мероприятия, такие как конкурсы, турниры, викторины, КВН являются одной из эффективных форм развития интереса учащихся к какому-либо предмету, в том числе и к информатике. Они позволяют применять индивидуальную и групповую форму учебной работы, где учащиеся включаются в разнообразные методы обучения и виды деятельности. Такие занятия аккумулируют методы и приемы различных форм обучения, они строятся на совместной деятельности педагога и обучающихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Конкурс «Эрудиты» проводится со студентами 2 курса после изучения дисциплины «Информатика» и крупных тем программы «Выполнение работ по профессии «Оператор ЭВМ».
Специфика проведения мероприятия заключается в том, что позволяет более глубокому усвоению знаний, формированию определенных умений и компетенций у студентов; предполагает высокий уровень обобщения и развитие необходимых коммуникативных навыков.

Организация мероприятия
Перед проведением мероприятия необходимо провести следующую подготовительную работу:
сформировать 3 команды по 6 человек;
ознакомить команды с домашним заданием;
организовать оформление аудитории;
подготовить необходимый раздаточный материал;
подготовить ведущих;
организовать болельщиков.

Время проведения: 1,5 часа.
Форма проведения мероприятия: соревнование команд.
Цель проведения мероприятия: способствовать развитию познавательного интереса и творческой активности студентов.
Задачи: 1) проверка знаний и расширение кругозора студентов в области информатики и информационных технологий;
2) развитие логического мышления, внимания, памяти, речи студентов, ответственности, уверенности, творческих способностей студентов;
3) воспитание коммуникативности, культуры спора, терпимости, информационной культуры.

План проведения мероприятия:
Организационный момент.
Конкурс «Презентация» (представление команд, дом. задание)
Конкурс «Мозговая атака».
Конкурс «Моделирование».
Конкурс «Веришь – не веришь».
Конкурс «И то и другое – что это такое?».
Конкурс «Логический. Собери карточки в группы».
Конкурсы для болельщиков.
Подведение итогов.

Литература:
1. Информатика и ИКТ. Учебник для СПО/М.С. Цветкова, Л.В. Великович. – 7 изд., перер. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2016
2. Оператор ЭВМ. Практические работы: уч. Пособие для студентов СПО/ Н.В. Струмпэ – 7 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016
3. Информатика. Газета Информатика (приложение к газете «Первое сентября»)
4. Энциклопедия. Информатика, 2008
5. Журнал «Мир ПК», 2015-2016гг.
Содержание мероприятия

Организационный момент. Вступительное слово преподавателя

Информатика, как наука об информации и информационных процессах, генетически связана с вычислительной техникой, компьютерными системами и сетями, т. к. именно компьютеры позволяют порождать, хранить и автоматически перерабатывать информацию в таких огромных количествах, которые не под силу человеку.
В век информатизации общества, стремительного развития информационной среды и информационных технологий наука информатика стала одной из актуальных. Вычислительная, цифровая техника прочно вошла во все сферы деятельности человека, в каждый дом. Процесс информатизации общества приводит к рождению новых профессий и специальностей. Информатика – одна из актуальных дисциплин современности.
И вот сегодня мы решили провести конкурс под названием «Эрудиты», где сразятся не только знатоки информатики, но и все участники и болельщики могут показать свои знания в области информатики и информационных технологий.
В конкурсе участвуют 3 команды из числа студентов группы 234 второго курса специальности СПО «Информационные системы».
Командам предстоит соревноваться в различных конкурсах, поэтому, нам необходимо жюри.
Представляю вам жюри:
1. Желонкина Марина Валерьевна – преподаватель,
2. Зырянова Вера Александровна - куратор группы,
3. Тогидняя Наталья Антоновна, методист
4. Мозгалевский Вадим, студент 582 группы специальности «Профессиональное обучение», направление «Информационные системы»

Говоря словами венгерского математика, « Чтобы найти решение, мы должны активизировать ту часть наших знаний, пока пассивно хранящихся в памяти, которая имеет отношение к данной задаче». (Дьёрдь Пойа)
Удачи всем командам в решении конкурсных задач!

Конкурс «Презентация»
Команды - участницы должны представиться. Задание носит творческий характер. Подготовка к конкурсу осуществлялась накануне. Команды представляют свое название, девиз, короткий рассказ о команде в стихах, в песне, рассказе, компьютерной презентации и любой другой форме.

Максимальная оценка 5 баллов.

Конкурс «Мозговая атака»
Много мы слышим сейчас об искусственном интеллекте. Именно он является одной из главных составляющих информатики (Brainware), наравне с аппаратным обеспечением (Hardware) и программным обеспечением (Software).
Следующий конкурс «Мозговая атака». Внимание! Важна реакция, но ответ принимается только от капитана команды.
Просьба к жюри проследить за тем, кто первым поднимет руку.

Команда получает 1 балл за каждый правильный ответ.
устройство в компьютере для приема-передачи данных по телефонным линиям (модем);
место хранения информации в компьютере (память);
несколько соединенных между собой компьютеров (сеть);
изобретатель системы кодирования информации, использующей 2 символа – точку и тире (Морзе);
результат работы пользователя с текстовым редактором (документ);
логическая операция, обозначаемая как OR (или);
отношение размеров на экране к натуральным размерам в документе (масштаб);
компьютерный слайд – фильм (презентация);
элементарная единица программы (оператор);
емкость, в которой находится порошок для лазерного принтера (картридж);
фирма, предоставляющая услуги по пользованию Интернетом (провайдер);
установка параметров, режимов работы (настройка);
условная линия на экране монитора, определяющая его размер (диагональ);
часть букв, стоящая после точки в названии файла (расширение);
как называют программу, созданную для работы в операционной системе Windows (приложение);
устройство для охлаждения процессора (вентилятор);
повествовательное предложение, которое при проверке может оказаться истинным или ложным (высказывание);
секретное слово (пароль);
устройство, способное хранить один бит информации (триггер);
программы, которые уплотняют файлы (архиваторы).

Болельщики могут участвовать в случае, если команды не смогли правильно ответь на вопросы.

Конкурс «Моделирование»

Командам нужно построить модель или логическую цепочку для решения задачи и ответить на поставленный вопрос.

Задача. Широкоплечие мужчины
Поют, садясь за руль машины.
Мужчины с узкими плечами,
Садясь за руль, молчат, как камень.
Те, кто за руль садятся с пеньем,
Не отличаются терпеньем.
Те, кто в машине молчаливы,
Бывают очень терпеливы.
Терпенье тем дано с избытком,
Кто чинит домики улиткам.
Чтоб домик починить улитке,
Клей варят на электроплитке.
Фосс не выносит запах клея,
Он сразу падает бледнея.
Прошу ответить на вопрос:
Широкоплеч ли мистер Фосс? Ответ: да.

За правильно решенную задачу (модель или цепочку, правильный ответ) команда получает 3 балла.

Пока команды готовят ответ, болельщикам предлагается следующее задание: расположить данные слова в цепочку таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с буквы, которой заканчивается предыдущее
Слова: абак, адрес, алфавит, дюйм, дорожка, Евклид, килобайт, монитор, отладка, процессор, радио, разряд, рамка, тире, транслятор.

Возможный вариант ответа: процессор - радио – отладка – отладка – абак - килобайт - транслятор – разряд – дюйм – монитор – рамка – алфавит – тире – Евклид – дорожка –адрес.

Конкурс «Веришь – не веришь»

Командам-участникам конкурса поочередно задаются вопросы. Участники должны через минуту ответить, верят ли они или не верят (поднимают одну из табличек с надписями "Да" и "Нет").
Верите ли вы, что были первые модели персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск? (да)
Верите ли вы, что можно к материнской (системной) плате одного компьютера подсоединить жесткий магнитный диск другого компьютера и сделать так, чтобы на первом компьютере было как бы два жестких магнитных диска? ( да)
Верите ли вы, что в Великобритании есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер? (нет)
Верите ли вы, что основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс получил три высших образования? ( нет, не получил вообще высш. образования)
Верите ли вы, что «современное» число 40 в Древней Руси называли четыре-дцать? (да)
Верите ли вы, что после операции, называемой дефрагментацией, объем свободного места на диске станет больше? (да)
Верите ли вы, что первый в мире компьютер Macintosh создала фирма IBM? (нет, фирма Applе, 1984 г.)
Верите ли вы, что, кроме дискет диаметром 3,5 и 5,25 дюйма, ранее использовались дискеты диаметром 8 дюймов? (да)
Верите ли вы, что основатели фирмы Microsoft Билл Гейтс и Пол Ален учились в девятом классе, когда получили свой первый оплачиваемый заказ на написание программы? (да)
Верите ли вы, что язык программирования Ada назван в честь дочери знаменитого британского поэта Байрона? (да)
Верите ли вы, что первый лазерный принтер HP-2680 был размером с холодильник и стоил около 100 тыс. долл. (да)
Верите ли вы, что изобретения флоппи- и жесткий диски принадлежат фирме Apple? (нет, фирме IBM 1971 и1973г соответственно)

Команда получает 1 балл за каждый правильный ответ


5. Конкурс «И то и другое – что это такое?»

Командам предлагается перечень комментариев, по которым нужно определить соответствующие понятия. Например, «И нота, и язык программирования» - си.

И категория в спорте, и позиция в записи числа.
И ковровая, и беговая, и на магнитном диске в компьютере.
И военный, и строительный, и системный в ПК.
И семейный, и военный, и файловый.
И в трапеции, и у памятника, и у системы счисления.
И в дневнике ученика, и в таблице базы данных.
И почтовый, и нижний или верхний, и у элемента массива.
И снаряд для метания, и носитель информации в компьютере.
И огнестрельное оружие, и машина, выполняющая действия без участия человека.
И искусственное русло, наполненное водой, и линия связи.
И движение ногой при ходьбе, и величина изменения значения параметра цикла.
И место для стоянки и разгрузки судов, и точка подключения внешних устройств к шине компьютера.
И устройство для очистки топлива, масел и т.п., и условие, по которому проводится отбор записей в базе данных.
И город в Англии, и марка ружья, и разговорное название жесткого магнитного диска.
И застекленный проем в стене, и часть экрана, занимаемая приложением или документом Windows.

Ответы. 1. Разряд. 2. Дорожка. 3. Блок. 4. Архив. 5. Основание. 6. Запись. 7. Индекс. 8. Диск. 9.Автомат. 10. Канал. 11. Шаг. 12. Порт. 13. Фильтр. 14. Винчестер. 15: Окно.

За каждый правильно определенный термин – 1 балл, максимум – 15 баллов.

Болельщикам предлагается конкурс «Ходи лошадью!»

«Лошадью ходи! – реплика одного из героев фильма «Джентльмены удачи», роль которого сыграл известный киноактер- комик Савелий Крамаров.
Нужно отгадать записанные слова, используя шаг шахматного коня.

АЛГОРИТМ УДАЛЕНИЕ ПРОТОКОЛ
М
Р
Л

Д
Е
Е

К
П
Т

Г
1
Т

И
2
А

О
3
О

И
А
О

Л
У
Н

Л
О
Р



7. Конкурс «Логический»

Собрать карточки в группы
Командам будет предложен комплект карточек, на которых написаны слова, связанные с информатикой и компьютерами. Нужно собрать их в группы по четыре карточки в соответствии с определенной тематикой (темы не называются!)
Темы
"Единицы измерения количества информации";
"Основные понятия баз данных";
"Логические операции";
"Основные понятия, используемые в электронных таблицах";
"Термины, относящиеся к программе Microsoft Word";
"Термины, связанные с алгоритмизацией и программированием";
"Термины, связанные с темой «Системы счисления»";
"Элементы компьютера";
"Языки программирования".

Ответ (термины по группам, перечисленным в условии)
Байт, бит, килобайт, мегабайт (единицы измерения количества информации).
Запись, запрос, поле, таблица (основные понятия баз данных).
Дизъюнкция, импликация, конъюнкция, отрицание (логические операции).
Адрес, столбец, строка, ячейка (основные понятия, используемые в электронных таблицах).
Абзац, документ, курсив, подчеркивание (термины, относящиеся к программе Microsoft Word).
Алгоритм, оператор, программа, транслятор (термины, связанные с алгоритмизацией и программированием).
Алфавит, основание, разряд, цифра (термины, связанные с темой "Системы счисления").
Клавиатура, монитор, мышь, системный блок (элементы компьютера).
Алгол, Бейсик, Паскаль, Си (языки программирования).

За каждую правильно определенную группу – 1 балл, максимум – 9 баллов.
Заключение
Слово предоставляется членам жюри для подведения итогов конкурса и награждения команд.
Рефлексия. Участники и зрители высказывают свои мысли о самом мероприятии, о заданиях, о форме проведения. Дают общую оценку участникам мероприятия.

ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ КОНКУРСА (для ЖЮРИ)

№ и название конкурса
Команда № 1


Команда № 2
Команда № 3

1. Конкурс «Презентация».







2. Конкурс «Мозговая атака».







3. Конкурс «Моделирование»







4. Конкурс «Веришь – не веришь»






5. Конкурс «И то и другое – что это такое?»






6. Конкурс «Логический». Собрать карточки в группы
















13PAGE 15









Times New Roman Заголовок 215