Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики при подготовке к ЕГЭ.


Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики при подготовке к ЕГЭ.
Г.В.Застенчикучитель математики КККК им.Г.Н.ТрошеваКраснодарского края
Специфика нашего учреждения такова, что в 10-е классы приходят учиться ребята не только из разных школ, но и разных городов, поселений, районов, краев. Уровень подготовки по математике у всех ребят разный, и учились они до этого у разных учителей, следовательно и способы решения тех или иных задач у них разный. На начальном этапе знакомства провожу ознакомительную работу для выявления слабоуспевающих учеников и уже с 10-го класса начинаю с ними интенсивную подготовку к ЕГЭ.
При подготовке к уроку я выписываю формулы, отдельные фрагменты решения примеров и задач, которые будут использованы во время урока, и начинаю урок с их повторения - это так называемая актуализация прежних знаний. Её можно проводить фронтально; у доски, вызывая учащихся по их желанию; или, когда урок насыщенный - делаю сама. Часто обращаюсь к слабоуспевающим учащимся с вопросами, привлекаю их к повторению пройденного материала, разрешая пользоваться наглядными пособиями. При этом ответы учащихся не оцениваю отдельной оценкой, но учитываю в дальнейшем.
При изложении нового материала, обращаясь к слабоуспевающим учащимся выясняю степень понимания ими учебного материала, привлекаю к высказыванию предложений, к выводам и обобщениям.
При проведении практических уроков сначала решаю примеры определенного типа сама с подробным объяснением, потом вызываю к доске желающих трех учащихся из них один из слабоуспевающих. Каждому даю своё задание, подобное разобранному мной. Слабоуспевающим учащимся разрешаю пользоваться тетрадями, стимулирую самостоятельные действия, привлекаю консультантов или сама работаю с ними у доски. Стимулирую их ответы хорошей оценкой даже за выполнение нескольких однотипных заданий.
        Практически на каждом уроке провожу как обучающие так и проверочные самостоятельные работы небольшие по объёму, цель которых не столько выставление оценок, сколько выявление учащихся, которые что-то не поняли. После того, как учащиеся начали работать, я прохожу по классу и снова подробно объясняю на подобном примере решение тем учащимся, которые не знают, с чего начать. Учащимся с низкой мотивацией напоминаю приемы и способы выполнения задания, разрешаю пользоваться справочными материалом. Бывает так, что на самостоятельную работу остается мало времени, тогда сдать работу на оценку предлагаю только желающим. Остальные должны решить свои задания дома к следующему уроку. На следующий урок проверяю выборочно у слабоуспевающих учащихся, оцениваю работу.
      Контрольные работы проводятся в двух вариантах из двух уровней сложности, обязательного и дополнительного. Знакомлю с критериями оценки уровня знаний. Слабоуспевающие учащиеся решают уровень, соответствующий обязательным программным требованиям, им разрешается пользоваться справочным материалом, подготовленным самими учащимися. Если контрольная работа написана на «2», то учащейся обязан сделать работу над ошибками либо сам, либо с моей помощью, а затем выполнить другой вариант.
      Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
- Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
- Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
- Предложение учащимся примерного плана ответа.
- Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими ученику отвечать на поставленный вопрос.
- Стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой.
- Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
- В ходе самостоятельной работы разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание способа и приема выполнения задания.
- Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
- Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки.
 Единый государственный экзамен по математике, привнесенный в российское образовательное пространство, имеет свои сильные и слабые стороны. Чтобы минусы обратить в плюсы, учителю, который готовит школьников к экзамену, в первую очередь необходимо знание о формате и структуре ЕГЭ, особенностях процедуры его проведения. Эта информация важна в первую очередь для учителя, который учит школьников и готовит их к экзамену. ЕГЭ помогает решать такую важную задачу, стоящую перед учителем, как освоение технологий обучения и организации итогового повторения, позволяющих выпускникам демонстрировать уровень своих знаний не ниже своей годовой отметки.
Одним из важных приемов формирования мотивации достижений в учебной деятельности является ведение индивидуальной диагностической карты учета уровня овладения математическими умениями и навыками. В Краснодарском крае внедрена и используется технология «разноуровневого обобщающего повторения», разработанная Е.А.Семенко. Одним из важнейших условий ее применения является ведение учителем индивидуальной диагностической карты каждого ученика и аналогичной карты всего класса в целом. Опыт внедрения данной технологии в образовательных учреждениях края показал: если ученики совместно с учителями после проведения каждой диагностической контрольной работы заполняли карту учета освоения математических учебных навыков, то они демонстрировали положительную динамику в процессе подготовки к ЕГЭ по математике. И сам экзамен сдавали значительно лучше, чем это прогнозировалось на начало учебного года. Я также применяю данную технологию мониторинга по предмету.
        Экзамен по математике не должен стать для выпускников, а особенно для слабоуспевающих, испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет сдача экзамена. Подготовка к экзамену – это не «натаскивание» выпускника на задания, аналогичные заданиям прошлых лет. Подготовка означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, необходимо ликвидировать пробелы в знаниях и постараться решить общие проблемы, хорошо известные каждому учителю: отсутствие культуры вычислений и приемов самопроверки. Очень важно правильно сориентировать 11-классников – на каком уровне они будут изучать материал (на какую отметку они претендуют). Какие и сколько заданий им надо уметь решать на этот уровень. Также важно правильно настроить учащихся на выполнение экзаменационной работы, предложить им правильную стратегию.
            Трудность в сдаче ЕГЭ для многих старшеклассников, да и учителей, связана, прежде всего, с непониманием того, как к нему готовиться. И здесь во многих случаях подготовка сводится к разбору решений экзаменационных задач прошлых лет. Эффективность такой подготовки достаточно сомнительна. Между тем уже в самой структуре ЕГЭ содержится указание на то, как можно выстроить подготовку: существующий кодификатор позволяет разбить материал на несколько крупных тематических блоков, выстроив повторение либо по содержательным (вычисления, буквенные выражения, уравнения, неравенства, элементы математического анализа и т.д.), либо по функциональным линиям. Такой подход будет способствовать формированию более прочных знаний и, как следствие, более уверенному поведению выпускника на экзамене вне зависимости от того, в какой форме экзамен будет проводиться.
             Наравне с неверными решениями учеников, основанных на незнании или ошибочном использовании фактов, теорем, способов решения, «бичом» любого человека является невнимательное выполнение задания. Особенно это относится к слабоуспевающим учащимся с их невниманием и неумением концентрироваться. В этом случае инструментом профилактики ошибок и описок также должно быть развертывание действий учащихся, то есть детальное расписывание решения задачи. Своего рода «защитой » является правило: лучше быстро писать, чем неверно считать в уме.
 
         
   В своей работе придерживаюсь следующих принципов:
  1. Верю в способности «слабоуспевающего» ученика и стараюсь передать ему эту веру и надежду успешной сдачи ЕГЭ.
2. Помню, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не тороплю его, терпеливо жду.
3. Убеждена, что многократное повторение основного материала – один из эффективных приемов работы со слабоуспевающими.
4. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут учебный материал, предлагаю им отработку однотипных заданий.
  5. К работе со «слабоуспевающими » подхожу ответственно, понимая , что тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению, к математике.
  6. Не гонюсь за обилием новой информации. Выбираю главное, излагаю его, многократно повторяю и закрепляю.
7. Общение – главная составляющая в моей работе. Не сумею расположить ребят к себе - не получу и положительных результатов обучения.  
      Следуя тезису, что школа – это не место для препровождения времени, а место для получения знаний, и учить необходимо всех, кто пришёл в школу, в зависимости от их уровня знаний и притязаний, необходимо продолжить работу со слабоуспевающими и сконцентрировать свои усилия в учебном процессе на формирование у слабых учащихся именно базовых математических умений, необходимых для продолжения их дальнейшего образования.