Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса Эрудиты-химики

Внеклассное мероприятие
по химии в 8-х классах
«Эрудиты-химики»

Цель: развивать познавательный и позитивный интерес к предмету химии, а также определить уровень и глубину знаний по предмету.
Задачи:
-образовательные:
закрепление знаний и умений учащихся, полученные на уроках химии в 8 классе;
расширение общего кругозора;
-воспитательные:
формирование навыков коллективной работы, потребности взаимопомощи.
-развивающие:
развитие логического мышления, внимания, памяти;
развитие потребности в самостоятельном приобретении новых знаний, активизировав познавательную деятельность;
развитие стойкого позитивного интереса к предмету.

Место и время проведения:
в период проведения предметной недели - экологической культуры (биологии, химии, географии)
игра проводится во внеурочное время.
рассчитана на 30-40 минут.
для проведения необходимы пять классных комнат.

Оборудование и материалы:
Маршрутные листы, раздаточный материал (рис. «Перегонной установки», кроссворд, занимательные вопросы по химии) , компьютер, СD-«Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 класс»-современный интерактивный курс с использованием мультимедиа-средств обученияч

Аннотация игры:
Игра проходит в форме игры вертушки. Команды получают маршрутные листы. Восьмиклассники должны принять участие в пяти станциях: 1) Великие химики, 2) Химическая лаборатория, 3) Химический сканворд, 4) Эрудицион, 5)Основные классы неорганических соединений.


Ход внеклассного мероприятия
Приветствие участников. Организационный момент.
Мы рады приветствовать всех участников игры «Химики-эрудиты». Сегодня Вам предоставлена возможность не только показать свои знания и умения, полученные на уроках химии, но и применить быстроту своего мышления, внимания. Надеюсь, задания, которые Вас ждут на каждой станции, раскроют перед Вами мир химии несколько с другой стороны. Мы Вам желаем успехов и пусть победят сильнейшие (Капитаны получают маршрутные листы и команды приступают к игре).
Станция «Великие химики»
Этап проходит в форме аукциона. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда, - 5, при условии, что по первой же подсказке называет имя ученого-химика. При использовании второй подсказки - 4 баллов, и так далее до 0.
№/№
Баллы
Подсказка

1
5
Этот российский ученый родился 8(19) ноября в д.Денисовка в семье помора. В 19 лет ушел учиться. С 1731 года учится в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии.

2
4
Основоположник металлургии в России, организовал производство стекла /ныне это Ленинградский фарфоровый завод/, занимался мозаикой. Из его 40 работ сохранилось 23. Они находятся в Русском музее, Эрмитаже, Историческом музее.

3
3
Ученый – естествоиспытатель, энциклопедист, основоположник физхимии; поэт, заложивший основу современного русского языка; художник, историк, поборник русского в науке, в просвещении.

4
2
Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири.

5
1
Создатель первого в России университета и сам являлся университетом. За открытие закона «Сохранение массы веществ и энергии» был предан анафеме церковью. К тому же в те времена ценилась борода, а он был безбородый

Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов.

1
5
Он родился 8 февраля в городе Тобольске в семье директора местной гимназии и был семнадцатым ребенком в семье.

2
4
Исследуя верхние слои атмосферы, он в 1887 году один, без пилота, поднялся на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения.

3
3
Он с полным правом может считаться отцом химизации отечественной промышленности и сельского хозяйства. На основании детального изучения сырьевой топливной базы России он опубликовал ряд химико-экономических исследований и статей о необходимости подъема отечественной каменноугольной и нефтяной промышленности.

4
2
В своем труде “Основы химии” он впервые обобщил и систематизировал огромное число разрозненных химических фактов и наблюдений, заложив фундамент здания современной химической науки.

5
1
В 1869 году, в возрасте 35 лет, сделал великое открытие, суть которого в том, что “Свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от атомной массы элементов”.

Ответ: Дмитрий Иванович Менделеев

1
5
Он родился 6 сентября 1828 года в городе Чистополе Казанской губернии и, рано лишившись матери, воспитывался в семье бабушки и дедушки.

2
4
Его первыми учителями в Казанском университете были Н. Н. Зинин и К. К. Клаус. Под их руководством он получил великолепную лабораторную подготовку.

3
3
Этот ученый стал инициатором разведения чая на Кавказе. Обнаружив недалеко от Сухуми дикорастущие кусты чая, он основал первую на Кавказе чайную плантацию

4
2
Этот ученый принимал горячее участие в развитии и укреплении женского высшего образования в России.

5
1
В период наивысшего подъема своего творчества он написал свой знаменитый учебник “Введение к полному изучению органической химии”. Первый выпуск этого учебника вышел на русском языке в 1864 году. Вслед за этим последовал его перевод на немецкий язык, чрезвычайно способствовавший распространению среди зарубежных химиков теории химического строения органических веществ.



Ответ: Александр Михайлович Бутлеров



Станция «Химическая лаборатория»
На этой станции ребятам будет предложен рисунок «Лабораторной перегонной установки» (Приложение 1), на котором надо указать названия химической посуды, самой установки и цель ёё применения.
(Ответы: 1.-градусник, 2.-штатив, 3.-колба Вюрца, 4.- спиртовка, 5.-холодильник, 6.-аллонж, 7.- плоскодонная колба; название установки – «Лабораторной перегонной установки»; значение – разделение веществ из однородных растворов).


Станция «Химический кроссворд»
Ребятам необходимо решить кроссворд и прочитать слово по вертикали (Приложение 2).


Кроссворд «Вещества – указатели».



1.
 
 
 
 
 








2.
 
 
 
 
 
 
 
 




3.
 
 
 
 
 
 





4.
 
 
 
 
 
 






5.
 
 
 
 
 
 
 





6.
 
 
 
 
 





7.
 
 
 
 
 
 
 
 







8.
 
 
 
 
 
 
 
 


9.
 
 
 
 
 
 
 
 
 






10.
 
 
 
 
 
 



1.Наука о веществах и их свойствах. 2.Вещества, состоящие из двух элементов. 3.Показывает число атомов в молекуле. 4.Горизонтальный ряд элементов, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом. 5.Явление, в результате которого из одних веществ образуются другие. 6. Элемент 4 группы побочной подгруппы. 7. То, из чего состоят тела. 8. Признаки, по которым одни вещества отличаются от других. 9.Ученый, предложивший планетарную модель строения атома. 10.Элемент, у которого в ядре атома 33 протона.
ОТВЕТЫ: 1.химия, 2.бинарные, 3.индекс, 4.период, 5.реакция, 6.титан, 7.вещество, 8.свойства, 9.Резерфорд, 10.мышьяк. В выделенном столбике – ИНДИКАТОРЫ.



Станция «Эрудицион»
На этой станции в течение10 минут ребята должны дать как можно больше правильных ответов на вопросы:
№ /№
Вопрос
Ответ

1
Бронзовый век – исторический период, характеризующийся развитием металлургии бронзы – сплава очень хорошо известного металла с оловом – и распространением бронзовых орудий труда и оружия. Древние римляне назвали этот металл в честь острова Кипр. О каком металле идёт речь?
Медь

2
Известно, что с изобретением фотоаппаратов широко использовалась магниевая вспышка для освещения, фотографируемого объекта. Магний, ярко сгорая, излучает ослепительный свет, а при этом получается белый порошок, образующий дым при вспышке. Белый порошок – это оксид магния. (Напишите уравнение реакции, происходящей при вспышке магния, укажите тип реакции)
2 Mg + O2 = 2 MgO,
реакция соединения

3
Решите ребус и узнаете название химического элемента

Кислород

4
В головоломке затаились названия четырёх простых веществ. Читать названия можно только по вертикали и горизонтали или сверху вниз и снизу вверх, или слева направо и справа налево. Найдите эти названия.

Алюминий, озон, графит, водород

5
Предложите простейший способ выделения в чистом виде компонентов смеси, состоящей из железных опилок, порошка цинка, сахарного песка.
Железо отделяется магнитом, к остальной части приливают воду цинк остается на дне, сахарный песок растворяется. Сахарный песок фильтруют, полученный раствор выпаривают - остается сахар.

6
Во время похода Александра Македонcкого в Индию офицеры реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Почему?
Офицеры пользовались посудой, изготовленной из серебра

7
Отгадайте загадку:
Посреди – изделие, сладкое на вкус.
По краям прибавлены нота и союз,
Целое же вспомнить вам не мудрено:
В химлаборатории встречается оно.
Ре – торт – а

8
Отрывок из сказки В.Ф. Одоевского “Мороз Иванович”
Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальёт, да ещё такая мастерица: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, положит в неё угольки да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в него воды, а вода–то знай проходит сквозь песок да сквозь угли и капает в кувшин чистая, словно хрустальная.
Как называется данный процесс? На каком свойстве угля он основан?
Процессы: фильтрования и адсорбции. Уголь обладает свойством адсорбции – удерживать, на своей поверхности растворённые в воде вещества.



9
Самый крупный из найденных алмазов получил имя «Куллиан». Он был обнаружен в 1905 году около г. Претории в Южной Африке. Масса «Кулиана» составляла 3106 каратов или 621г, и стоил он 9 млн. фунтов стерлингов. Какая существует связь между алмазами и грифелем простого карандаша?
Это аллотропные видоизменения углерода

10
В 1870 – 1875 гг. в Петербургской академии наук обсуждалась возможность использования для названий химических соединений сочетание слов, подобных русским именам и отчествам. Например, для воды предлагалось название «водород кислородович», для вещества KCl – «калий хлорович», Al4C3 – «глиноземий углеродович». Дайте название веществам по современной номенклатуре.
H2O – оксид водорода
KCl – хлорид калия
Al4C3 – карбид алюминия

11
Найдите ошибку в высказывании: «По составу минеральных солей мед почти идентичен крови человека. Мед содержит 450 микроэлементов, из которых половина встречается только в меде»
Известно всего 118 элементов


12
Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:
А) Куй феррум, пока горячо.
Б) Слово - аргентум, а молчание - аурум.
В) Стойкий станнумный солдатик.
А) Куй железо, пока горячо
Б) Слово - серебро, а молчание - золото
В) Стойкий оловянный солдатик

13
Демонстрация опыта “Извержение вулкана”. Определите тип происходящих химических реакций.
(NH4)2Cr2O7 t Cr2O3 + N2 + 4 Н2О
Разложение дихромата аммония


14
Без этого вещества человек не может долго обходиться (суточная норма – 8 г). В старину оно нередко заменяло деньги (в средние века им иногда расплачивались с крестоносцами). В древности просыпать данное вещество означало навлечь на себя гнев богов или просто неприятности.
Поваренная соль NaCl

15
Известно, что в атмосфере на высоте 15 км имеется озоновый слой, защищающий все живое от губительных ультрафиолетовых лучей. По мнению ученых, разрушают его фреоны и некоторые другие газы, а какой фактор является основной причиной его воспроизводства?
Ультрафиолет.



Станция «Основные классы неорганических соединений»
На компьютере установлена игра «Химическая защита» . Игрокам нужно сбить не все мишени, а только те, на которых написаны формулы оксидов (кислот, оснований, солей – в зависимости от задачи). Если пропустить нужную мишень или сбить другую – игра закончится!
Подведение итогов и награждение победителей.



















Укажите названия химической посуды. Название установки и цель её применения
1.__________________________ 4.____________________________ ___________________________________
2.__________________________ 5.____________________________ ____________________________________ 3.__________________________ 6.____________________________ ______________________________________ 7.______________________________
Приложение 2
Кроссворд «Вещества – указатели».



1.
 
 
 
 
 








2.
 
 
 
 
 
 
 
 




3.
 
 
 
 
 
 





4.
 
 
 
 
 
 






5.
 
 
 
 
 
 
 





6.
 
 
 
 
 





7.
 
 
 
 
 
 
 
 







8.
 
 
 
 
 
 
 
 


9.
 
 
 
 
 
 
 
 
 






10.
 
 
 
 
 
 



1.Наука о веществах и их свойствах. 2.Вещества, состоящие из двух элементов. 3.Показывает число атомов в молекуле. 4.Горизонтальный ряд элементов, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом. 5.Явление, в результате которого из одних веществ образуются другие. 6. Элемент 4 группы побочной подгруппы. 7. То, из чего состоят тела. 8. Признаки, по которым одни вещества отличаются от других. 9.Ученый, предложивший планетарную модель строения атома. 10.Элемент, у которого в ядре атома 33 протона.




Приложение 3
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ команды __________











Приложение 1


6.

3.

5.

7.

4.

2.

1.

Станция
«Основные классы неорганических соединений»


Станция
«Химическая лаборатория»


Станция
«Химический кроссворд»


Станция «Эрудицион»


Станция
«Великие химики»