Конспект занятия обучающихся объединения «Юные экологи» по теме Взаимоотношения между организмами.

Конспект занятия обучающихся объединения «Юные экологи» по теме "Взаимоотношения между организмами".
Цель занятия: познакомить учащихся с различными типами
взаимоотношений между организмами, выявить их значение,
доказать что экологические взаимодействия имеют чрезвычайно сложный характер, зависят от многих факторов и по-разному протекают в различных условиях, что делает их
труднопредсказуемыми.
Задачи:
- обучающие: познакомить учащихся с типами
взаимоотношений между организмами средствами ИКТ,
извлекая необходимые знания из ресурсов ЕК, Интернета.
-развивающие: совершенствовать коммуникативные умения и
навыки учащихся, формировать умения и навыки групповой
самостоятельной работы, умения выступать перед аудиторией,
умения и навыки работать с цифровыми образовательными
ресурсами, извлекать из них нужную информацию, выделять
главное, формулировать вывод.
-воспитательные: тренировка воли и ответственности за
общее дело, за здоровье свое и окружающей среды.
Оборудование: проектор, компьютер учителя, ноутбуки для учащихся, экран.
ХОД УРОКА:
1. Орг.момент. Эмоциональный настрой.
СЛАЙД №1(картина леса)
Учитель на фоне первого слайда и тихой музыки(шум леса) читает стихотворение Рождественского:
Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье трав и аромат сосны.

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Учитель: я хочу вас сегодня пригласить в воображаемое путешествие в природное сообщество – в лес. Мы вместе продолжим постигать тайны удивительной науки – экологии.
- а что изучает эта наука?

В природных условиях каждый живой организм живет не изолированно. Его окружает и на него действуют различные экологические факторы.
- Какие экологические факторы вам известны?
Вернемся в лес. Обратите внимание на березу на переднем плане.
Выполните задание №1:
Составьте список организмов, имеющих разного типа экологические связи с березой.

- микроорганизмы, разлагающие листовой опад;
- симбиотические грибы и бактерии на корнях растения;
- гриб-паразит чага;
- березы, растущие рядом,
- другие виды растений;
- насекомые, питающиеся корой и листьями(майский хрущ);
- птицы;
- человек.
Учитель: каждое живое существо тесно связано со своей средой обитания, само испытывает влияние среды и в свою очередь на нее воздействует. Все действия, которые вы сейчас перечисляли, влиянию которых подвергается береза, относятся к группе.
- биотических факторов, т.е. все прямые и косвенные воздействия живых организмов друг на друга и среду обитания.
Ни один вид, ни один живой организм не может существовать без других. Вся живая природа представляет собой сложную систему биотических связей, от которых зависят возможности питания, размножения, распространения видов, способных существовать совместно.
Зависимости организмов друг от друга очень разнообразны. Тема нашего сегодняшнего занятия – познакомиться с различными типами взаимоотношений, которые могут складываться между организмами и убедимся, насколько они сложны.
СЛАЙД №2 (тема урока)

2. Изучение новой темы.
Отношения видов в этих связях могут быть различными – от взаимополезных до взаимоневыгодных. При анализе характера взаимоотношений особей или популяций разных видов используют «Шкалу распределения пар организмов по степени зависимости друг от друга» и принятые в ней условные обозначения. Две популяции(или два организма) могут либо влиять, либо не влиять друг на доуга. Если влияние существует, то оно может быть благоприятным или неблагоприятным.


· Пример1: если два организма связаны настолько, что их трудно разъединить, организмы не могут существовать друг без друга
СЛАЙД №3 (лишайник кладония)
Эта степень зависимости обозначается тремя плюсами и называется СИМБИОЗ.

(На доске шкала, на которую прикрепляются картины пар организмов, название и условное обозначение)



+++
симбиоз


· Если взаимоотношения взаимовыгодны, но необязательные (пчела опыляет цветок), особи не испытывают сильной зависимости друг от друга, ведь пчела опыляет разные растения, а цветы в свою очередь могут опыляться и другими видами, то такие взаимоотношения обозначаются двумя плюсами и называются КООПЕРАЦИЯ.
СЛАЙД №4 (гречиха и пчела)



++
Кооперация



· Если пользу от имеющихся взаимоотношений имеет один, при том, что другому безразлично (вред не причиняется), то обозначается одним плюсом (или плюс с нулем) и называется КОММЕНСАЛИЗМ.
СЛАЙД №5 (лев и птицы-падальщики)




+
Комменсализм


· Отношения, при которых один из организмов испытывает резко отрицательное влияние со стороны другого (например, одна особь съела другую), обозначается тремя минусами(или плюс с минусом) и называется ХИЩНИЧЕСТВО (демонстрация видеофрагмента охоты бурого медведя).

СЛАЙД №6 (ястреб)



- - -
Хищничество


· Когда один организм хотя и испытывает негативное влияние другого, но не до такой степени, как в последнем случае (демонстрация видеофрагмента укуса комара), обозначается двумя минусами (или плюс с минусом) и называется ПАРАЗИТИЗМ.
СЛАЙД №7-8 (цепень и повилика)


- -
Паразитизм


· Случай, когда две особи борются за один вид корма (кенгуру и кролики), обозначается минусом (или двумя минусами т.е. взаимное подавление) называется КОНКУРЕНЦИЯ.
СЛАЙД№ 9 (два жирафа)



-
Конкуренция

3. Закрепление. Работа группами.
Каждой группе предложена пара организмов. После обсуждения в группе определить тип взаимоотношений и разместить данную пару организмов на шкале в соответствии со степенью зависимости друг от друга. Объяснить свой выбор.
Учащимся предложены следующие пары организмов на карточках:
- акула и рыба-прилипала (комменсализм);
- росянка и муха (хищничество);
- клубеньковые бактерии и клевер (симбиоз);
- рябина и дрозд (кооперация);
- раффлезия и лиана или гриб-трутовик на березе (паразитизм);
- кенгуру и кролик (конкуренция).

Учитель делает вывод: молодцы! Все с заданием справились, а ваши бурные обсуждения говорят о том, что отношения организмов в природе сложны и многообразны и часто грань между ними условна.

4. Проверка знаний.
Учащиеся выполняют самостоятельно работу на ноутбуках из единой коллекции ЦОР
Взаимоотношения между организмами
Интерактивное задание №1 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Экология сообществ и популяций
Интерактивная задача №2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Подведение итогов урока.
Вывод: все эти связи объединяют живую природу в единое целое. Без них невозможно формирование устойчивых сообществ. Наличие и переплетение разнообразных биотических связей в природе вызывает так называемые «цепные реакции», когда в результате разрыва связей путем уничтожения или, наоборот, внедрения человеком отдельных видов может измениться все сообщество. Поэтому так важно знать формы этих связей и их количественные характеристики.
Домашнее задание: познакомиться с другими видами взаимоотношений, используя интернет-ресурсы – «Антибиотические отношения». Анимация [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]













Рак-отшельник
и актиния

Цветок и пчела

Лев и птицы-падальщики

ястреб

цепень

Ель и сосна