Внеклассная работа по химии на тему Эрудиты, Вперед!


Сменная (вечерняя) общеобразовательная школа №44
Внеклассная работа по химии на тему «Вперед, Эрудиты!»
Подготовила: Алданаева З.М.
2016 г
Цель интеллектуальной игры: создание условий для развития и саморазвития личности учащихся, усиление эмоционального аспекта изучения химии.
 Поставленная цель может быть достигнута через решение следующих задач:
1) расширить кругозор, активизировать опыт учащихся, развить логические и аналитические способы мышления;
2) мотивировать учащихся на успех, на индивидуальное и коллективное творчество;
3) формировать и совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной творческой работы;
4) формировать умения и навыки, которые носят в современных условиях общенаучный , обще-интеллектуальный характер;
5) воспитывать коммуникабельность, адаптивность, самооценку, совершенствование творческих способностей, умение мыслить логически;
6) воспитывать устойчивый интерес к изучаемому предмету, взаимную требовательность и уважение.
 Атрибуты игры:
оформление кабинета:
1) на интерактивной доске:
а) название мероприятия:  интеллектуальная игра по химии "Эрудиты, вперед!";
б) эпиграфы к мероприятию:
эпиграф 1:   "Игра  –  это   возможность   отыскать   себя  в  обществе,   себя  в                       человечестве,  себя  во  Вселенной".
(Я. Корчак) 
эпиграф 2:   "Просто   знать   –   ещё   не   всё,   знания   нужно  использовать".
(И. В. Гёте) 
эпиграф 3:   "Широко распростирает химия руки в дела свои человеческие: куда
                       ни  посмотрим,  куда  ни  оглянемся,  везде   обращаются   перед
                       очами  нашими  успехи  её  прилежания"
(М. В. Ломоносов) 
эпиграф 4:   "Сами трудясь, вы сделаете всё и для близких, и для себя.   А если
                       при   труде  успеха  не  будет, будет  неудача – не  беда, пробуйте
                       ещё".
(Д. И. Менделеев) 
эпиграф 5:    "Взор химика пытлив, ему порядок мил,
                        Среди своих реторт, мензурок и приборов,
                        Таких загадочных  для любопытных  взоров,
                        Стремится он достичь капризы тайных сил".
(Арман Сюлли-Прюдом)
 
2) в классе симметрично стоят от 2 до 5 столов (в зависимости от количества команд игроков) с табличками, на которых написаны названия команд, невдалеке – стол для членов жюри. В течение определённого времени команды поднимая руку будут извещать о готовности к ответу;
3) раздаточный материал: таблицы Менделеева, растворимости, электрохимического ряда напряжений металлов, ряда электроотрицательности неметаллов, листы формата А4 с названиями туров для письменных ответов игроков;
4) проекционная система для демонстрации слайдов: портретов, цитат,  таблиц, рисунков;
5)  интерактивная доска. 
 
Ход игры:
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые учителя! Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашу интеллектуальную игру: зрителей, жюри, и, конечно же, команды. Цель нашей игры – расширить кругозор знаний, полученных на начальном этапе изучения химии, повысить эрудицию, в увлекательной форме провести викторину по предмету. Выступление команд будет оценивать жюри. При выступлении команд будет учитываться не только глубина знаний, но и остроумие, находчивость, оригинальность ответов, активность и сплоченность. Пусть этот праздник откроет для каждого что-то новое и интересное, пусть запомнятся улыбки и шутки, крепче станет дружба между вами.
Затем ведущий преподаватель демонстрирует на интерактивной доске слайды:
                                     "Без химии жизни, поверьте, нет,
Без химии стал бы тусклым весь свет.
                                     С химией ездим, живём и летаем,
                                     В разных точках Земли обитаем,
                                     Чистим, стираем, пятна выводим.
                                     Химией лечимся, клеим и шьём,
                                     С химией мы бок о бок живём!
                                     Так что вы без неё пропадёте,
                                     Если значение её не поймёте.
А чтобы больше и лучше всё знать,
                                     Надо химию понять".
                                  "Три пути ведут к знанию:
путь размышления – самый благородный,
                                путь подражания – самый лёгкий,
                                и путь опыта – это самый горький".
Затем ведущий преподаватель переходит по плану мероприятия к самой игре, начиная её с I тура.
I ТУР:  "РАЗМИНКА"
 
Во всех изысканиях разума самое трудное – это начало.
(Немецкая пословица)
Разминка
Самое легкое вещество (водород)
Мягкий металл красного цвета (медь)
Какой металл загорается в холодной воде (калий)
Название какого элемента в переводе означает «зловонный» (бром)
Изобретатель противогаза(Зелинский)
Оксид водорода (вода)
Ионы какого металла обеззараживают (серебро)
Вода в твердом состоянии (лед)
Самый пластичный металл (золото)
Помещение для химического эксперимента (лаборатория)
Элементарная частица, не имеющая заряда (нейтрон)
Химически неделимая частица (атом)
Газ поддерживающий дыхание (кислород)
Жидкий металл при обычных условиях (ртуть)
Единица количества вещества (моль)
Ближайшее к Земле небесное тело (Луна)
Самый активный неметалл (фтор)
Из чего состоят физические тела (вещество)
Газ с запахом тухлых яиц (сероводород)
Самая маленькая частица воды (молекула)
Металл, «вызывающий лихорадку» (золото)
Положительно заряженный ион (катион)
Самое распространенное в природе соединение (вода)
Основной компонент воздуха (азот)
Газ, образующийся во время грозы (озон)
Растворимые в воде основания (щелочи)
Самый распространенный элемент во Вселенной (водород)
Ученые, пытавшиеся получить золото из любого металла (алхимики)
Вещества, меняющие цвет в разных средах (индикаторы)
Самый твердый неметалл (алмаз)
Отрицательно заряженный ион (анион)
Элемент, укрепляющий зубную эмаль (кальций)
II ТУР:  "ПОИГРАЕМ В СЛОВА"
 
От большой головы пользы не будет, если внутри её мозг не кипит.
(Даргинская пословица)
II тур даётся командам игроков письменно на самостоятельную работу.
Задание.  Команды игроков получают листы бумаги, на которых написано
                слово:  СУЛЬФАДИМЕТОКСИН (применяется при лечении                пневмонии).  Необходимо, используя буквы этого слова, составить
                как можно больше слов, имеющих непосредственную связь с химией
                за 3 минуты.  Причём нужно учесть, что в составляемом каждом
                слове должно быть столько же одинаковых букв, сколько их есть в                заданном слове.  
   1. оксид;                                         9.олеум;                         17. ион;                                    
   2. токсин;                                      10. сода; 18. моль;                                  
   3. сульфат;                                    11. медь;                        19. сулема;
   4. соль;                                            12. стекло; 20. силан;
   5. сульфид;                                    13. латунь;
   6. кислота;                                    14. сталь;
   7. лакмус;                                      15. тальк;
   8. сульфит;                                     16. никель;                               
                                                                                              
III ТУР:  "РЕШИ  АНАГРАММУ"
 
Лиса знает много, но тот, кто её ловит, знает больше.
(Испанская пословица)
III тур даётся командам игроков письменно на самостоятельную работу и обсуждение.
Задание:  в данных непонятных словах из ряда букв узнайте химический элемент или вещество по его описанию и запишите по-русски.
 
1)  СЛИКОДОР – без этого вещества не проживёте и десяти минут.
2)  ОРРЕБЕС – блестит, а не золото.
3)  ДОРОВОД – этот элемент широко распространён в космосе.
4)  ЦИНВЕС – у этого элемента действительно большая плотность.
5)  МИНКРЕЙ – этот элемент ищите среди камней.
6)  ЛЕОДРУГ – без этого элемента в печке не будет огня.
7)  АВОД – из этого вещества более чем на 2/3 состоит Земной шар. 
8)  МАЗАЛ – это вещество является самым прочным на планете.
9)  СВИЗЕТЬ – это вещество используется для обработки слишком кислых                             почв.
10)  УСКУС – это вещество является консервантом для приготовления
                           некоторых блюд.
IV тур: «Дешифровщик»
Рост + вар Раствор
Мелок + аул Молекула
Тоннель + сват Валентность
Трек + ива Реактив
Нитка + ирод Индикатор
Кобра + пир Пробирка
Фура + лом Формула
V тур:  "ВЕРИТЕ  ЛИ  ВЫ,  ЧТО…"?
 
У того, кто приобрёл знания только по книгам,
ошибок больше, чем правильных шагов.
(Арабская пословица)
5 тур проводится преподавателем для команд игроков под диктовку.
 Задание: заслушав утверждение, подумайте и ответьте письменно (да или нет),
верите ли вы данному утверждению или нет.
 1 команда:
1) Аргентина названа в честь серебра. Название Аргентина является производным от латинского слова argentum- серебро.
2) Платину назвали "гнилое золото", "лягушачье золото", "серебришко". Потому, что его белые тяжелые зерна находили при добыче золота.
3) Гривна – это слиток серебра массой 200 грамм. Если этот слиток рубили
     пополам, то получали гривенники. Рубль как денежная единица происходит от слова рубить. Историческое понятие «рубль» возникло в 18 веке в Новгороде, где под рублем понималась одна из частей разрубленной пополам гривны (слиток серебра массой 200 грамм).
4) Первый исторически известный паспорт был бронзовый.  Раскопки, проведенные в Румынии, позволяют утверждать, что прототип современных паспортов изготовлялись в древние времена из бронзы: археологи обнаружили два соединенных между собой бронзовых листа, содержащих повествование о том, что римский легионер получил право жить в определенной провинции. 
5) Эйфелева башня – "железная мадам" – так её часто называют в Париже, летом на 15 сантиметров выше, чем зимой. Как известно, у металлов довольно высокий коэффициент теплового расширения.По этой причине стальные сооружения в зависимости от времени года, а следовательно, от температуры окружающего воздуха, становятся то длиннее, то короче. Так, знаменитая Эйфелева башня — "железная мадам", как часто называют ее парижане, — летом на 15 сантиметров выше, чем зимой.
6) 21 % по объёму в воздухе занимает азот.
2 команда:
7) Купоросное масло – это серная кислота.
8) Испечь пирог из кислых яблок нельзя без соли.
9) Сплав железа с углеродом, в котором содержание углерода более 2.14 %
      называется сталью.
10) Резина – это продукт химической переработки каучуков, получаемый в        результате вулканизации.
11) Текстолит – это материал, наполнителем которого служат разные сорта
        бумаги.
12) Уксусная кислота в чистом виде напоминает кристаллики льда.
 Ответы:
          1 – да;                                                                    7 – да;
          2 – да;                                                                    8 – нет, без соды;
          3 – нет, это рубли;                                                9 – нет, чугуном;
          4 – да;                                                                    10 – да;
          5 – да;                                                                    11 – нет, это гетинакс;
          6 – нет , это кислород;                                      12 – да.
Критерий оценивания V тура:  за каждый правильный ответ команде игроков ставится 1 балл.
VI тур
Кроссворд
Перед вами записаны знаки химических элементов, расположите их названия в клетках так, чтобы в вертикальном столбце можно было прочесть фамилию создателя периодической системы.
Xe; Ir; V; Bi; Sb; Se; Si; Ni; Cs

VII тур
«Реши задачу»
1 команда
1. В куске кальция имеются 5,6 л. Рассчитайте количества вещества, массу и число атомов.
2. Рассчитайте число молекул в 10 моль углекислого газа?
3. В 400 г воды растворили 24 г соли. Найдите массовую долю в получившемся растворе соляной кислоты.
2 команда
1. Определите число молекул, содержащегося в 66 г углекислого газа.
2. Найдите массу и число атома, если у лития объем равен 2,24 л.
3. В 250 г воды растворено 25 г соли. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе
ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ
Ведущий (преподаватель) завершает игру стихотворением:
Знаем мы, что встреча ваша – лишь игра,
                               И расставаться нам пришла пора.
                               Будете с улыбкой вспоминать
                               Как пытались баллы добывать.
                               Но не важен в баллах результат,
                               Дружба побеждает – это факт.
                              А находчивость по жизни вас ведёт,
                              Знатокам всегда, везде везёт!
 Затем один из членов жюри подводит итоги игры, объявляет команд-победителей.
Ведущий преподаватель благодарит группы команд, болельщиков, членов жюри и говорит: "Мы не прощаемся, а говорим «до свидания»". Затем ведущий преподаватель демонстрирует на интерактивной доске слайды:
                                            "Учиться надо вам всегда,
                                             На то и голова дана.
                                             Желаем знанья добывать,
                                             И никогда не унывать,
                                             По жизни весело шагать,
И знанья ваши применять".
"Химия – развивающаяся наука. Кто посвятит себя служению этой науке, тот внесёт свой вклад  в её развитие, в разгадку тайн природы, в создание новых материалов и веществ. Ведь Д. И. Менделеев завещал детям: «Первое и главное в жизни – это труд для других!». Он трудился и стал гением".
Ведущий преподаватель говорит: "Спасибо всем за участие, игра окончена".