Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе по теме «Скоро Новый год»


Конспект НОД по познавательному развитию
«Скоро Новый год»
Программные задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с историей Новогоднего праздника, с традициями украшения Новогодней елочки.
2. Активизация и расширение словаря по теме “Новогодний праздник”. Совершенствование грамматического строя речи.
3. Учить складывать «базовую форму» оригами - двойной треугольник; составлять дерево из трех квадратов разного размера, располагая их в порядке убывания.
4. Упражнять детей в сгибании бумаги в разных направлениях, приглаживании линии сгибов.
5. Учить работать по словесной инструкции и показу.
Развивающие:
1. Развивать у ребят чувство формы, цвета.
2. Развивать мелкую моторику, согласованность обеих рук, конструктивное мышление
Воспитательные:
1. Воспитывать стремление доставлять радость окружающим, изготавливая елочные украшения своими руками.
2. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
3. Воспитывать желание сделать поделку качественно.
Оборудование и материалы: Заготовки трех квадратов зеленого цвета и размера (5x5 см, 7x7 см, 9x9 см) на каждого ребенка. Образец последовательного складывания «базовой формы». Елка, сложенная способом оригами, искусственная елка.
Картинки с изображением новогоднего праздника в эпоху Петра 1, картинки с изображением зимних месяцев.
Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за деревьями, сравнение строения сосны и ели; рассматривание иллюстраций о новогоднем празднике, зимних месяцах; обследование игрушечной елки; чтение стихотворений, загадывание загадок о зиме, новогоднем празднике; конструирование из геометрических фигур «Строим елочку».
Ход НОД.
Дети входят в группу, встают полукругом перед воспитателем на мольберте иллюстрации с изображение зимы.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
«Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год!»
Воспитатель: О каком месяце говорится в загадке? (Декабре).
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, зимние месяца (Декабрь, январь, февраль).
Воспитатель: Как эти месяцы называли в народе раньше?
Дети: Декабрь- студень;
Январь- сечень;
Февраль- снежень, крутеньВоспитатель: Дети, а какие два праздника мы скоро будем отмечать? (Новый год и Рождество).
Дети: По всей стране Российской
Волнуется народ:
«Скоро, скоро, скоро,
Будет Новый год!»
Будет ель красавица
Во всех домах стоять!
И ветви ее бусы,
Да разные игрушки
Будут украшать!
Дети садятся полукругом на ковре на стулики, на мольберте иллюстрации «Новый год в Эпоху Петра 1»
Воспитатель: Ребята, а что люди наряжают на Новый год?
Какими они могут быть? (Большими, маленькими, высокими, низкими, старыми, густыми, настоящими, искусственными)
— Откуда живые елочки попадают в дом? (Их выращивают в специальных питомниках)
— Чем украшают елку? (Игрушками, шарами, хлопушками, бусами).
— Почему нельзя украшать елку горящими свечами?
— Из какого материала могут быть елочные игрушки? (Из пластмассы, стекла, выты, бумаги.)
— Чем украшали елку в давние времена? (Вешали конфеты, баранки, яблоки, орехи.)
Воспитатель: Да ребята, главной гостьей Новогоднего праздника является елка.
В России традиция украшения новогодней елки появилась благодаря Петру I. Петр, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек – яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе.
В нем предписывалось: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых…».
Пётр предложил всем москвичам украсить свои дома сосновыми, еловыми цветками. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Пётр І вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Начался салют в честь новогоднего праздника.
Ребенок: Перед праздником зима
Для зеленой елки
Платье белое сама
Сшила без иголки.
Отряхнула белый снег
Елочка с поклоном
И стоит красивей всех
В платьице зеленом.
Ей зеленый цвет к лицу,
Елка знает это.
Как она под Новый год
Хорошо одета!» (Т. Волгина)
Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам немного размяться. Дети встают у стульев.
Физкультминутка.
Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп,
Мы глазами миг – миг,
Мы плечами чик – чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя!
Раз – присели, два привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора!
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам тоже подготовиться к встрече Нового года и изготовить елку своими руками.
Садитесь за столы.
(Показывает искусственную елку)
Воспитатель: Посмотрите, какая елочка? (Зеленая, колючая, ветвистая, хвоя пушистая)
Воспитатель: Сколько ярусов у елки? (Много; нижний ярус широкий, а кверху она сужается).
Воспитатель: А мы будем делать елку из бумаги.
Внимательно смотрите и запоминайте, как мы будем делать елку.
Берем самый большой квадрат - это будет нижний ярус елки. Кладем квадрат на столе углом к себе (сопровождаю показом на образце).
Перегибаем его от себя ровно пополам по диагонали так, чтобы точно совпали углы и стороны противоположных частей квадрата.
Проглаживаем сгиб от середины к краям с одной и с другой стороны, придерживая заготовку рукой.
Разворачиваем квадрат и поворачиваем его другим углом и повторяем то же самое еще раз.
Разворачиваем лист и кладем его стороной к себе, складываем его пополам, совмещая два угла и стороны.
Переворачиваем заготовку сгибом вверх и по линиям сгиба заправляем угол вовнутрь. Тоже проделываем и с другим углом.
Немного расправляем полученный треугольник и ставим его на стол. У нас получился нижний ярус нашей елки.
То же самое мы проделываем со средним и самым маленьким квадратом. От того, сколько ярусов будет у елки, зависит ее высота.
Вы внимательно все прослушали, а теперь разомнем наши пальчики и приступим к работе.
Пальчиковая гимнастика «Елочка»
Перед нами елочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «елочки»)
Шишечки, иголочки. (Кулачки; указательные пальцы выставлены).
Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз).
Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)
Звезды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе или смотрят вниз).
Воспитатель: Давайте еще раз вспомним, как мы будем работать. (Дети пo очереди называют этапы работы, опираясь на образцы, и приступают к работе).
В ходе занятия оказываю помощь затрудняющимся детям, делаю напоминания. Готовые елки дети ставят на отдельный стол.
Итог: А теперь посмотрите, какие разные зеленые красавицы у нас получились. Это значит, что мы с вами готовы к встрече Нового 2017 года.