Материал для родителского собрания-практикума в подготовительной группе ДОО по теме: Скоро в школу

Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс в 6,5 лет или в 7 лет. У ребёнка теперь новое положение в обществе, он переход к новому образу жизни и условиям деятельности. Очень важно, чтобы ребенок был готов к этим переменам, был готов к обучению в школе. Давайте сравним ФГОС ДОО и НОО.
№ п/п
ФГОС ДОО
ФГОС НОО

1
Период утверждения


Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва утверждены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 06 октября 2009 г. N 373 г. Москва утверждены федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования.

2
Требования к результатам освоения Программы


В требования к результатам освоения Программы ДО указаны целевые ориентиры дошкольного образования, которые определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия, составляющими основу умения учиться;
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт по получению нового знания, его преобразованию и применению.

3
Оценка результатов освоения Программы


Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Итоговая оценка качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости за отдельными учебными предметами. Она осуществляется образовательным учреждением (школой).
Итоговой оценке не подлежат ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.

4
Портрет выпускника


Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества; 
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.


Целевые ориентиры Программы ДОО выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы ДОО они предполагают формирование у выпускников ДОО предпосылок к учебной деятельности.
А на этапе завершения детьми НОО они должны уже овладеть основами умения учиться, быть способными к организации собственной деятельности.
Поэтому проблема преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием актуальна во все времена.
Понятие преемственность трактуется – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка. Общей целью непрерывного образования детей дошкольного и начального школьного возраста является гармоничное физическое и психическое развитие ребенка, которое обеспечивает сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Чтение и счёт - это учебные умения, которые ребёнок приобретает в ходе обучения. Безусловно, это хорошо, замечательно и конечно облегчит ему учёбу в 1 классе, но это не самое важное. Завышенные требования, предъявляемые дошкольнику, не дают ему возможности гармоничного развития. Сейчас очень часто происходит «перекос» в сторону специальной предметной подготовки ребёнка к школе и не формируются те качества, которые делают его учеником. В школу иногда приходят ученики читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт, не умеющие наблюдать, сравнивать, замечать происходящие изменения. У них слабо развиты внимание, образное мышление, умение решать конструктивные задачи, выполнять речевые творческие задания. И особо хочется отметить отсутствие у таких детей качеств, которые относятся к области физического воспитания: усидчивость, умение напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую.
Поэтому важнее на данном этапе психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Чем выше уровень психологической готовности ребенка к школьному обучению (или школьной зрелости, как её ещё называют), тем он быстрей и без труда адаптируется к новым условиям, что немало важно для успешного обучения.
Что же такое психологическая готовность к школе?
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
- Интеллектуальная зрелость предполагает определённый уровень развития мышления, памяти, восприятия, речи и мелкой моторики.
- Эмоциональная зрелость ребёнка предполагает, что у ребенка формировалось такое качество, как произвольность. К началу обучения дети должны ориентироваться на школьные требования (т.е. «надо» уже может пересилить «хочу»), способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями.
- Социальная зрелость. Умение и желание общаться с взрослыми, сверстниками. Нормально развивающийся ребёнок должен понимать, что с взрослыми в школе и в других местах нужно вести себя не так как с родителями, бабушкой и дядей. Он должен уметь соблюдать достаточную дистанцию в общении с педагогом. И даже если учитель шутит или играет с детьми, то им всё равно не следует выходить за рамки своей роли ученика.
Вы можете быть уверены в том, что ваш ребёнок достиг личностной зрелости только тогда, когда за его желанием пойти в школу стоит, во-первых, стремление получить новые знания, умения и навыки; а во-вторых, потребность участвовать в серьёзной деятельности.
И, наконец, ваш ребёнок - первоклассник. Самой большой трудностью, для первоклассника является адаптация к новым условиям. Ему крайне трудно сменить свою прежнюю деятельность, на новую. Период адаптации ребёнка к школьному образованию длится от 6 недель до 6 месяцев. Но если по истечении первого учебного полугодия ребёнок не смог адаптироваться к школе, то требуется помощь специалистов.
В период адаптации некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, снижается сопротивляемость организма, повышается температура; дети становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.
Как сделать этот процесс наименее болезненным?
1. Учить ребёнка слышать и слушать; заниматься его общим развитием, а не конкретным умениям считать до 100 и более.
2. Развивать мелкую моторику рук, обращая внимание на то, что рабочими должны быть обе руки.
3. Ребёнок должен знать свое имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес. Хорошо бы, если к школе дошкольник мог уже определять время по часам и знал бы основные правила дорожного движения.
4. Ребёнок должен прямо и твердо ходить, бегать, прыгать; точно ловить и кидать мяч; работать с пластилином, бумагой и картоном; застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Я предложу вам две простые игры, помогающие подготовить ребёнка к освоению школьной программы.
Игра «Необитаемый остров»
«Давайте представим с вами, что мы будто бы плыли по морям и океанам на корабле. И вдруг однажды посреди моря нас застал самый настоящий шторм! На наш корабль налетел сильный-сильный ветер, волны захлестнули нашу палубу, молния ударила в наши мачты, и корабль стал тонуть Но мы с вами все успели спастись. Мы запрыгнули в маленькую лодочку, которую волны вынесли на необитаемый остров. Так мы оказались на этом безлюдном клочке земли. Все наши вещи утонули, и остался лишь этот маленький мешочек, который нам удалось схватить с тонущего корабля. Как же нам теперь выжить на этом острове, дождаться помощи? Может быть, для этого нам пригодятся те предметы, что нам удалось спасти в мешочке. Давайте посмотрим и подумаем, как они могут нам помочь”.
Затем взрослый достает из мешочка по одному предмету и предлагает подумать и сказать, как этот предмет поможет им выжить на острове, позвать на помощь, для чего он может быть полезен, что и как из него можно сделать. Принимаются любые, даже самые несуразные варианты.
Предметы, лежащие в волшебном мешочке: газета, пакет целлофановый, стеклянный пузырек из-под духов, бутылка пластмассовая из-под шампуня, стаканчик от йогурта, чайная ложка, прищепка, маленькое сито и т.д.
- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)
- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.)
Эта игра способствует развитию у детей воображения, мышления, восприятия и внимания. Кроме того, играя в “Необитаемый остров”, дети имеют возможность научиться быстро думать, высказывать самые смелые и невероятные гипотезы и предложения, творчески подходить к решению проблем. Пытаясь осмыслить игровую ситуацию, дети вспоминают опыт, полученный во время просмотра кинофильмов и мультфильмов, чтения книг.
Размышляя о каждом предмете, дети учатся внимательно его изучать, анализировать все его свойства (форма, материал, явное или неявное предназначение, размер) и находить ему применение. Это развивает их целенаправленное и дифференцированное восприятие, аналитическое мышление и воображение.
Игра «Колечко», "Паук"
По очереди и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в «кольцо» с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполнять в прямом и обратном порядке.
Складывание из счётных палочек или карандашей
Составление рассказа по серии картинок (5 модальностей)
Игра в противоположности (следим за частями речи)
белый - чёрный
весёлый - грустный
яркий - тусклый
голодный - сытый
холодный - горячий
высоко - низко
Читать стихи (пр. А.Барто) с различными эмоциями
Сейчас я назову "портрет" первоклассника, неготового к школе. Такому ребёнку трудно будет осваивать программу, а соответственно он будет нервничать, появится нежелание идти в школу и т.д. Пусть эти моменты заставят Вас задуматься:
чрезмерная игривость;
недостаточная самостоятельность;
импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
неумение общаться со сверстниками;
неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классификацию, выделить сходство, различие;
неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами;
недостаточное развитие произвольной памяти;
задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
Советы родителям будущих первоклассников:
1. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы.
2. Выпишите или покупайте детские журналы, книги, тетради и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство.
3. Формируйте у будущего школьника ряд простых и сложных привычек: здороваться или говорить «до свидания», благодарить за оказанную помощь или услугу; вежливо обращаться к другому.
4. Приучайте детей к самообслуживанию: собрать портфель, завязать шнурки, надеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой; ведь в школе придется многое делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.
5. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
6. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.
Решение кейс-задач.
Требуется обсудить, правильно ли поступают взрослые, какие слова необходимо им найти в данных ситуациях, как можно исправить положение.  1. Полине 6 лет и она учится в 1-м классе. Обучение для нее довольно затруднительно, особенно проблемы вызывает чтение. Мама, усадив ее за стол, начинает интересоваться:
- Что это за буква? Прочитай, что написано.
– Девочка молчит.
- Ничего ты не можешь! Учи без меня!
– Мама уходит. Через час она возвращается и проверяет. Заметных улучшений нет.
– Все, гулять не пойдешь! Будешь заниматься чтением!
2. Катиным воспитанием занималась, в основном, бабушка. Поэтому девочка выросла послушной, но очень стеснительной и робкой, у нее практически не было друзей. Катя любила играть одна, что бабушку устраивало. Когда Кате исполнилось 6 лет, родители забрали ее у бабушки. Иногда мама просила прочитать стихотворение, решить несложные задачи и т. д. Катя робко отвечала, ошибалась, а мама сердилась: «Как же ты пойдешь учиться в школу? Будешь двоечницей!» Девочка очень боялась своего первого школьного дня. Ей не хотелось идти в школу. Через неделю после 1 сентября Катя отказалась идти в школу.



sђ Заголовок 115