Рабочая программа электива по технологии Я выбираю профессию (9 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чепецкая средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании методического объединения
«___»______________2015г
Принята на заседании педагогического совета
Протокол №___
« ___ » __________ 2015 г

«Утверждаю»
Директор школы ___________
Приказ №_____
«____» ______________2015 г

Составлена на основе программы Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации “Твоя профессиональная карьера” автор С.Н.Чистякова.
Рабочая программа
элективного курса "Я выбираю профессию".
9 класс
Составить: Агафонова Г.В.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
ФЗ - №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;
Учебный план МБОУ «Чепецкая СОШ»  на 2015-16 учебный год;
Цели курса:
Актуализировать процесс профессионального самоопределения.
Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии.
Помочь познать свой внутренний мир, личностные качества, необходимые для профессионального самоопределения (познать самого себя).
Задачи курса:
Ознакомить учащихся со сферами профессиональной деятельности, сориентировать в мире профессий, ознакомить с учебными заведениями Удмуртской Республики.
Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счёт пробуждения потребности в самопознании, самосовершенствовании для саморегуляции в будущей профессии.
Формировать положительное отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих способностях применительно к выбору профессии.
При создании программы элективного курса была использована программа Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации “Твоя профессиональная карьера” автор С.Н.Чистякова. Программа данного курса модифицирована на 60%. Для изучения взяты наиболее актуальные темы: “Представления о себе и проблемы выбора профессии”, “Значение темперамента в профессиональном становлении”, “Влияние интересов, склонностей, способностей на выбор профессии”, “Пути получения профессий”, “Профессиональные и жизненные планы”. Изменения социально-политической и экономической обстановки в России и Удмуртии ставят новые задачи перед системой обучения и воспитания подрастающего поколения. Важную роль в решении этих задач играют учреждения общего образования. Подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.  
Программа элективного курса ориентирована на учащихся 10-х классов. На курс отводится 34 часа.
В результате изучения курса учащиеся должны знать: каково значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; что такое профессиональная деятельность и профпригодность; психофизиологические и психические особенности личности применительно к выбору профессии; ошибки при выборе профессии; информацию об профессиях округа и других регионов, учебных заведениях города.
Должны уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
составлять личный профессиональный план;
собирать и анализировать информацию о профессиях;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
В процессе обучения по данной программе используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, эвристический, проблемный. Процесс обучения осуществляется в форме: лекции, лекции с элементами беседы, практикума, круглого стола, семинара, психотренинга. На уроках используется индивидуальная и групповая форма работы. Контроль осуществляется путём проведения самостоятельных работ, тестирования, подготовки рефератов, написание творческих работ. Итоговый контроль предусматривается в форме зачёта.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Тема урока Кол-во часов
1 Вводное занятие “Давайте познакомимся”. 2
2 Мир профессий и твоё место в нём. 4
3 Представление о себе и проблема выбора профессии. 2
4 Влияние интересов, склонностей и способностей на выбор профессии. 4
5 Значение темперамента в профессиональном самоопределении. 4
6 Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. 6
7 Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии. 2
8 Здоровье и выбор профессии. 2
9 Пути получения профессии. Учебные заведения Удмуртии. 4
10 Профессиональные и жизненные планы. 2
11 Итоговое занятие. Перспективы профессионального старта. 2
Всего 34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока Знать Уметь Примеч.
1,2 Вводное занятие “Давайте познакомимся”. Задачи и содержание курса. Понятие “профессиональное самоопределение”. Устанавливать деловые доверительные отношения друг с другом. 3-6 Мир профессий и твоё место в нём. Типы, классы, отделы, группы профессий. Классифицировать профессии по предмету, целям, средствам и условиям труда. Составлять формулу профессии. 7-8 Представление о себе и проблема выбора профессии. Понятие самооценка, самосознание. Уровни самооценки, представления о самом себе. Определять уровень своей самооценки. 9-12 Влияние интересов, склонностей и способностей на выбор профессии. Понятия интерес, склонности, способности, их виды. Определять круг своих интересов и увлечений, выявлять вои склонности. 13-16 Значение темперамента в профессиональном самоопределении. Основные типы темперамента. Определять свой тип темперамента. 17-22 Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. Психические процессы, внимание, память, ощущение, воображение, их виды. Выявлять особенности и уровни развития психических процессов. 23-24 Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии. Ошибки и затруднения в выборе профессии, формула и правила выбора. Анализировать ситуации выбора профессии, проигрывать варианты ошибок. 25-26 Здоровье и выбор профессии. Понятия профпригодности, факторы влияния условий труда на организм человека, нормативные документы по охране труда. Определять условия трудовой деятельности избираемой профессии. 27-30 Пути получения профессии. Учебные заведения Удмуртии. Типы учебных заведений, условия поступления, сроки обучения в них. Работать со справочником для поступающих в учебные заведения. Находить информацию в интернете.
31-32 Профессиональные и жизненные планы. Понятия профессиональные и жизненные планы, карьера карьеризм, схему профессионального плана. Строить план профессионального будущего, отличать понятия карьера и карьеризм. 33-34 Итоговое занятие. Перспективы профессионального старта. Встреча с выпускниками ВУЗов, закончивших учебные заведения Удмуртии. Ранее усвоенные теоретические и практические основы по выбору профессии. Анализировать и делать выводы по выбору профессии. Составлять, обобщать и анализировать сведения о себе, типе профессий, делать выводы о первоначальном выборе профессии. Литература для учащихся
Бендюков М. Как стать профессионалом. Путеводитель по рынку труда. – С-Пб., 1998.
Выбираем профессию 100 вопросов и 100 ответов. – М., 1990.
Мир профессий: В 6т. – М., 1985- 1989.
Прощицкая Е.Н.Выбирайте профессию. – М., 1990.
Технология: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы / Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана – Граф, 2008.
Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Глав. ред.Е. Ананьева – М. : Аванта плюс, 2003.
Литература для учителя
Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1989.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов – на – Дону, 1996.
Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск, 1993.
Коломинский Я.Л. Человек – психология. – М., 1986.
Крутецкий В.А. Психология. – М., 1986.
Проверьте свои возможности: тесты / Дж. Баретт, пер. с англ. Г.Г. Кривошеиной. – М., 2002.