Методическая разработка по лексической теме Фрукты


Методическая разработка.
Рекомендации для родителей по формированию словарного запаса по лексическим темам.
Лексическая тема "Фрукты".
Существительные: яблоко, груша, лимон, апельсин, банан, слива; дерево, сад; компот, сок. Глаголы: расти, рвать, мыть, резать, есть, варить, кушать, давать. Прилагательные: круглый, длинный, красный, зелёный, жёлтый, сладкий, кислый, вкусный, мягкий, гладкий, твёрдый, большой, маленький, чистый, грязный. Местоимения: я, мы, ты, вы, он, она, они, мой, наш, вот, это, тут, там. Родителям рекомендуется:
1.Развивать понимание речи и активный словарь по данной теме. Для этого необходимо прочитать изучаемый на неделе словарь и грамматические категории в рамке-указателе.
2. В общей тетради нарисовать или наклеить вместе с детьми картинки с изображением фруктов. Рассмотреть натуральные фрукты, дать ребёнку попробовать их на вкус.
3. Проводить с детьми речевые игры и упражнения. «Покажи-назови» Задача:
развивать понимание речи, умение правильно называть фрукты.
Описание:
Перед ребёнком раскладываются фрукты или картинки с фруктами. Инструкция на понимание речи:
- Покажи яблоко (грушу, апельсин, лимон …). Вопрос на активизацию речи: - Что это? Скажи, где яблоко? (Побуждайте к произвольному или отражённому воспроизведению слоговой структуры слов и высказывания: - Это груша. Вот яблоко.) «Один-много».
Задача:
Учить понимать и употреблять существительные Им. п. ед. и мн. числа. Описание: показать ребёнку картинки с изображением фруктов или натуральные фрукты сначала в количестве одного, затем во множественном числе.
Инструкция на понимание речи:
Покажи, где яблоко (где яблоки). Вопрос на активизацию речи: - Скажи, что это? (груша – груши и т.д.)
«Большой-маленький».
Задача: Учить понимать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Описание: показать ребёнку картинки с изображением овощей или натуральные овощи большого и маленького размера.
Инструкция на понимание речи:
- Покажи, где большая груша (где маленькая груша).
- Покажи, где лимон (где лимончик).
Задание на активизацию речи: - Скажи, что это? (большая груша, маленькое яблочко). «Какой, какая, какие?».
Задача:
Учить понимать и употреблять прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину, вкусовые качества фруктов.
Описание: предъявите ребёнку картинки или натуральные фрукты. Инструкция на понимание речи:
- Покажи, какой фрукт красный? (круглый, сладкий, большой)
Задание на активизацию речи:
- Скажи, лимон по цвету, какой? (жёлтый)
«Мой, мое, мои»
Задача:
Учить понимать и употреблять притяжательные местоимения. Учить употреблять фразы типа: «Это мой банан. Это моя слива»
Описание: предъявите ребёнку картинку (или натуральный фрукт) и спросите: - Это чья груша? (Это моя груша)
«Скажи, где?».
Задача:
Учить понимать и употреблять предлоги: НА-В.
Инструкция на понимание речи: - Покажи, какой фрукт растёт на яблоне? (лежит на тарелке)
Задание на активизацию речи: - Скажи, где лежит груша? (на столе) Где растёт яблоко? (на дереве) «Чего нет?»
Задача: развивать зрительное внимание и память.
Описание: сначала предъявить ребёнку 3 картинки с фруктами или натуральные фрукты и попросить назвать их. Затем спрятать 1 картинку или фрукт и спросить: - Что пропало? (яблоко, груша, лимон).
«Приготовим компот».
Задача: Учить понимать и употреблять глаголы, обозначающие производимые с фруктами действия.
Употреблять фразы типа: Мама варит компот. Мама моет яблоко. Мама чистит апельсин.
Описание: во время игры (приготовление компота) обратите внимание ребёнка на то, какие фрукты вы берёте и что с ними делаете.
Объясните малышу, что фрукты надо помыть, затем почистить, порезать, сварить, выпить компот.
Предлагайте ребёнку повторить названия производимых действий. 4. Выучить с детьми пальчиковую гимнастику
«Непоседа»
Пальчик, пальчик, непоседа, сжимают и разжимают пальцы рук
Где ты бегал, где обедал? в кулачки
-Долго я в саду гулял, передвигают двумя пальчиками по Яблоки я собирал. столу – «идут»
Маме яблоко дал, загибают большой палец
Папе яблоко дал, загибают указательный палец
Бабе яблоко дал, загибают средний палец
Деду яблоко дал. загибают безымянный палец
И себе яблоко взял. загибают мизинец
Круглое, большое, сладкое такое. показывают кулачок
5. Развитие мелкой моторики и зрительного восприятия.
- «Выложи из палочек» (дерево)
- «Собери картинку с фруктами» (кубики, разрезные картинки из 2-4 частей) - «Раскрась фрукты».