Календарно-тематическое планирование родной язык (эрзянский) 2класс


Пояснительная записка
Многоязычное образование в современной школе – одно из приоритетных направлений школьного образования. Знание языков народов, проживающих в одном регионе, воспитывает уважение к культуре, традициям, истории дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.
Эффективность и успешного изучения в школах родного языка (мордовского) с полиэтническим контингентом обучающихся предполагает формирование в начальной школе основ владения русским языком и ознакомление с лексико-семантической системой одного из мордовских языков.
Мордовские (мокшанский и эрзянский) языки наряду с русским активно включаются в структуру сознания учащихся, используются в учебной и внеучебной деятельности.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения второго языка. Имитационные способности учащихся, их природная любознательность и потребность в познании нового способствуют эффективному решению задач, поставленных перед учебным предметом родной язык (мордовский).
Рабочая программа по эрзянскому языку для 2-го класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 105 часов из расчета 3 ч. в неделю.
Реализацию программы обеспечивают следующие нормативные документы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
Федеральный государственныйобразовательный стандарт начального общего образования (приказ МО и науки РФ от 06.10.2009 №373) и Федеральный БУП;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Декларация прав ребенка;
Конвенция о правах ребенка;
Программа по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй итретий годы обучения). 2-4 классы.
2009. Авторы - Вальчук Е.В., Дмитриева С.Ю.


В процессе реализации программы происходит
ознакомление с новым средством общения у школьников,
формируется правильное понимание языка как общественного явления,
развиваются интеллектуальные, речевые способности.
Целью преподавания мордовских (мокшанского, эрзянского)
языков и мордовской литературы в общеобразовательных учреждениях
Республики Башкортостан является воспитание и развитие качеств
личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам
построения демократического гражданского общества на основе то-
лерантности, диалога культур и уважения многонационального,
поликультурного состава российского общества.
Цель обучения раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов:
воспитательного, образовательного, развивающего и практического.
Воспитательный компонент предусматривает формирование у учащихся уважительного отношения к языку, к культуре мордовского народа.
Развивающий компонент – в целенаправленном формировании интеллектуальных и познавательных способностей.
Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.
Практический результат заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке.
Задачи обучения.
На начальной ступени обучения закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять взаимодействие детей на втором языке в разнообразных ситуациях общения. Основными видами коммуникативной компетенции являются речевая и языковая компетенции.
Речевая компетенция реализуется в таких видах речевой деятельности, как
аудированиеговорение
чтение
письмо.
В задачи начального этапа входит формирование базовых навыков аудирования: понимание смысла отдельных слов и реплик собеседника, выделение из речи смысловых единиц, восприятие всего смысла небольших по объему связных высказываний, построенных на изученном лексико-грамматическом материале.
Говорение в начальных классах предполагает создание пассивного и совершенствование активного словарного запаса, умение планировать и конструировать связные высказывания. Обучение навыкам диалогической и монологической речи происходит параллельно.
Чтение. Необходимые навыки работы при чтении включают умение использовать языковую догадку, выбор, опору на чувство языка, умение пользоваться словарем. Характерными особенностями чтения на начальном этапе является прочтение всего текста в медленном темпе, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей, запоминание содержания для последующего пересказа.
Письменная речь. Ее задачи ограничены выработкой следующих умений: списывание исходного текста с дополнительными заданиями (конструирование словосочетаний по образцу, классификация слов по вопросам и грамматическим признакам, изменение формы слова по образцу); выписывание из текста слов, словосочетаний, простых предложений; запись по памяти; запись под диктовку; самостоятельное письменное высказывание ( 1-5 предложений).
Языковая компетенция представляет собой способность адекватно использовать языковые средства для построения высказываний и текстов в соответствии с нормами языка в устной и письменной речи.
Произношение. Произношение и различение на слух всех звуков эрзянского языка. Произношение звонких и глухих согласных. Произношение гласных под ударением и без ударения. Ударение в словах и во фразе. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение интонации основных коммуникативных типов предложения.
Лексика. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начального этапа, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего(рецептивного и продуктивного) усвоения и 100 лексических единиц для рецептивного усвоения. Простейшие устойчивые сочетания, оценочная лексика, реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру мордовского народа. Начальное представление о способах словообразования.
Грамматика. Основные коммуникативные типы предложения. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Общие и специальные вопросы. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами.
Глагол. Образование и употребление глаголов в настоящем, будущем и прошедшем времени.
Имя существительное. Существительные в единственном и множественном числе. Указательная и притяжательная форма имен существительных. Падежи имен существительных.
Имя прилагательное. Прилагательное в сравнительной и превосходной степени.
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.
Местоимения. Личные, притяжательные, указательные.
Послелоги места, направления.

Место в учебном базисном плане – 105 часов (3 часа в неделю).
Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года:
Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня     начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.В состав основных видов УУД входят 4 блока: 1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Действия в личностном самоопределении (описать любимое животное, выбрать понравившийся персонаж, задать вопрос одному из одноклассников).
Действия смыслообразования (объяснить, для чего я изучаю эрзянский язык, в какой ситуации мне пригодятся знания, полученные сегодня на уроке).
Действия нравственно-этического оценивания материала (заполнить языковой портфель (портфолио).Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
• целеполагание (определить цель урока с опорой на наглядность: иллюстрация, слайд, игрушка и т.д.).
• планирование (заполнить таблицу – план для составления рассказа, сказки и др.).
• прогнозирование (предположить, какими знаниями и умениями ты будешь владеть после изучения этой темы).
• контроль (самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы по предложенной шкале).
• коррекция (выполнить работу над ошибками).
• оценка (сказать, чему я научился сегодня на уроке, что у меня получилось, а что требует дополнительного изучения).
• саморегуляция (поучаствовать в различных конкурсах на уроке: лучший рассказчик, лучший журналист и др.; поработать в составе проектной группы).
Познавательные универсальные учебные действия
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели («Как спросить по-эрзянски, который час?», «Как сравнивать предметы на эрзянском языке?»).
Поиск и выделение необходимой информации (выделить необходимую информацию при чтении и аудировании, найти в информацию о традициях и обычаях мордвы и т.д.).
Осознанное построение речевого высказывания (самостоятельно описать друга/подругу с опорой на графические символы, самостоятельно написать письмо другу с опорой на предложенный план).
Выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения (окончить предложения, выбрав один из вариантов предложенной схемы).
Рефлексия деятельности по овладению эрзянским языком (обсудить пройденный на уроке материал: что нового я узнал, что делал на уроке, чему научился, что мне понравилось больше всего и т.д.).
Построение логической цепи суждений (сказать, какое у меня любимое время года и почему).
Установление причинно-следственных связей (прочитать (прослушать) загадку, выбрать отгадку из предложенных рисунков).
Синтез – составление целого из частей (составить слова из букв, предложения из слов, текст из фрагментов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
К коммуникативным действиям относятся:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определить цели, функции участников групповой работы, способы взаимодействия друг с другом и с учителем).
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.).
Управление поведением партнера (контролировать партнера при составлении диалога;
проверить и оценить работу соседа).
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (составить монолог, разыграть диалог, написать письмо, заполнить анкету и т.д.).
Формы организации образовательного процесса:
творческая деятельность;
самостоятельная деятельность;
практическая деятельность (выполнение упражнений).
Виды контроля: Формы контроля:
фронтальный опрос;
текущий индивидуальный опрос;
тематический самостоятельные работы;
итоговый проверочные работы;
письменный опрос;
словарный диктант;
обобщение в игровой форме.
Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:
Разноуровневые тесты,
Задания к упражнениям
Задания творческого характера
Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса:
Тетради для контрольных работ;
Раздаточный материал для контрольных работ,
Тематические тесты;
Таблицы
Рабочая тетрадь к учебнику «Эрзянский язык для 2 класса для русскоязычных учащихся».- Саранск, Мордов.кн.
изд-во,2009 .-40 с.
Применяемые технологии:
Игровые
Проблемного обучения
Индивидуального обучения (метод проектов)
Технология коллективных творческих дел
СказкотерапияТехнология встречных усилий
«Диалог культур»
ИКТ - технологии
Изменения, внесенные в программу.
В поисках инноваций современная школа оставляет без должного внимания традиции и опыт народной педагогики. Народная сказка является сокровищницей народной педагогики. В традиционных социумах именно сказка была мощным средством, использование колоссального потенциала которого позволяло реализовывать программу развития, обучения, воспитания подрастающего поколения.
Введение в данную программу работы с мордовскими народными сказками обусловлено рядом причин:
мордовский сказочный эпос учащимся практически неизвестен;
с развитием средств массовой информации снизился интерес к сказкам и у детей, и у родителей;
на уроках литературного чтения сказочный материал подается недостаточно разнообразно;
возможности сказки не в полной мере используются для развития у учащихся мышления, памяти, воображения, внимания, творческих способностей;
не реализуется потенциал сказки как уникального средства психокоррекции личности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
№ Темы, разделы Всего часов
1 Мы знакомимся 4
2 Школа, наш класс 4
3 Времена года 19
4 Еда 3
5 Семья 6
6 Домашние и дикие животные 4
7 Птицы 2
8 Человек. Здоровье 6
9 Дружба. Мои друзья. 3
10 В свободное время. Игры. 6
11 Мордовские народные сказки 2
12 Праздники. 6
13 Мир вокруг нас. Наша родина. 3
14 Контрольные диктанты. 6
15 Контрольная работа. 1
16 Тестирование. 2
15 Внеклассное чтение. 9
16 Развитие речи. Ловнома ды сёрмадома. 18
17 Резервный урок. 1
Итого: 105

Календарно-тематическое планирование
уроков эрзянского языка
во 2 классе
Учебник: Дмитриева С.Ю. Эрзянский язык.2 класс: учеб. Для шк. с рус или смешанным по нац. составу контингентом обучающихся. Саранск: Мордов.кн.изд-во,2013.
№ Темы Вид занятий Самостоятельная работа
Кол-во
часов Дата
планир. Дата
фактич.
1 День знаний. Ввод новой лексики 1 2 Приветствие. Ввод новой лексики Чтение диалога 1 3 Будем знакомы. Активизация речевых умений Составление диалога 1 4 Вежливые слова. Урок с групповыми формами работы Работа с речевыми конструкциями 1 5 В школе. Ввод новой лексики Чтение и перевод текста 1 6 В классе. Ввод новой лексики Чтение стихотворения 1 7 Счет. Ввод новой лексики Разучивание считалки 1 8 Счет до десяти. Ввод новой лексики Чтение и перевод текста 1 9 Внеклассное чтение. _____________________________ 1 10 Наш класс. Активизация речевых умений и навыков Составляем предложения 1 11 Класс. Повторение Проверочная работа 1 12 Входной контрольный диктант ______________________________ Повторение и обобщение тем. 1 13 Работа над ошибками.
Времена года. Ввод новой лексики Чтение стихотворения 1 14 Любимое время года. Знакомство с новыми речевыми конструкциями Составляем диалог по образцу 1 15 Сад. Ввод новой лексики Чтение и перевод 1 16 Дары сада. Активизация речевых умений и навыков Чтение по ролям 1 17 Овощи Ввод новой лексики 1 18 Уборка овощей Ввод новой лексики Чтение и перевод 1 19 Контрольный диктант на тему: «Времена года». ___________________________ Повторение и обобщение тем. 1 20 Работа над ошибками.
Мордовские народные сказки. Путешествие Инсценирова-
ние1 21 Внеклассное чтение.
______________________________ 1 22 Еда Активизация речевых умений и навыков Составляем рассказ по картинке 1 23 Полезные продукты Повторение и обобщение темы Работа с текстом 1 24 Осень. Ввод новой лексики Чтение и перевод текста 1 25 Краски осени Активизация речевых умений и навыков Составляем предложения по картинкам 1 26 Дары осени Знакомство с новыми речевыми конструкциями Составляем текст-описание 1 27 Внеклассное чтение. ______________________________ 1 28 В осеннем лесу Ввод новой лексики Работа с текстом 1 29 В лесу. Активизация речевых умений и навыков Работа с текстом, ответы на вопросы 1 30 Дикие животные Ввод новой лексики Чтение и перевод текста 1 31 Тестирование. Работа с карточками. Активизация речевых умений и навыков Работа с текстом 1 32 Ждем зиму Ввод новой лексики Чтение стихотворения 1 33 Приметы зимы Ввод новой лексики 1 34 В зимнем лесу Активизация речевых умений и навыков Чтение и перевод 1 35 Зимние забавы Развитие речи Составляем предложения к рисункам 1 36 Мордовские народные сказки. Путешествие Инсценирова-
ние фрагментов сказок 1 37 Внеклассное чтение. ______________________________ 1 38 Накануне Нового года Ввод новой лексики Чтение диалога по ролям 1 39 Новогодний праздник Ввод новой лексики Чтение стихотворения 1 40 Новый год Презентация Конкурс чтецов 1 41 Домашние животные Ввод новой лексики Составляем рассказ 1 42 Уход за домашними животными Ввод новой лексики Чтение и перевод 1 43 Мое любимое домашнее животное Активизация речевых умений и навыков Составляем текст-описание 1 44 Контрольный диктант по теме: «Домашние и дикие животные»__________________________ Повторение и обобщение темы 1 45 Работа над ошибками.
Моя семья Ввод новой лексики Чтение и перевод 1 46 Мои близкие Ввод новой лексики Работа с текстом 1 47 Помощь по дому Активизация речевых умений и навыков Чтение стихотворения 1 48 Дома Активизация речевых умений и навыков Творческая работа 1 49 Взаимоотношения в семье Активизация речевых умений и навыков Ответы на вопросы по рисунку 1 50 Контрольная работа на тему: «Семья» ___________________________ Повторение и обобщение темы 1 51 Работа над ошибками.
Домашние заботы Повторение и обобщение темы Тестовая работа 1 52 День защитника Отечества Ввод новой лексики Работа с новыми речевыми конструкциями 1 53 Внеклассное чтение.
______________________________ 1 54 Подготовка подарка маме Урок творчества Составляем текст поздравления
1 55 Мамин праздник Развитие речи Конкурс чтецов 1 56 Весна Ввод новой лексики Работа с текстом 1 57 Краски весны Ввод новой лексики Чтение и перевод 1 58 Природа весной Активизация речевых умений и навыков Рассказ по картинке 1 59 Птицы прилетели Ввод новой лексики Ответы на вопросы к тексту 1 60 Птицы - наши друзья Ввод новой лексики Чтение текста, ответы на вопросы 1 61 Внеклассное чтение.
______________________________ 1 62 Родная сторонушка Активизация речевых умений и навыков Конкурс чтецов 1 63 Части тела Ввод новой лексики Ответы на вопросы к тексту 1 64 Наше здоровье Знакомство с новыми речевыми конструкциями Работа с текстом 1 65 Чистота - залог здоровья Активизация речевых умений и навыков Чтение и перевод текста 1 66 Внеклассное чтение.
______________________________ 1 67 Здоровье Активизация речевых умений и навыков Чтение диалога по ролям 1 68 Бережем здоровье Повторение и обобщение темы Проверочная работа 1 69 Контрольный диктант на тему: «Человек. Здоровье» ____________________________ Повторение и обобщение тем. 1 70 Работа над ошибками.
Дружба Ввод новой лексики Чтение и перевод 1 71 Друзья Ввод новых речевых конструкций Составление диалога 1 72 Внеклассное чтение.
______________________________ 1 73 Тестирование на тему: дружба и мои друзья». Повторение и обобщение тем. 1 74 В свободное время Активизация речевых умений и навыков Рассказ по картинке 1 75 Игрушки Ввод новой лексики Составляем небольшой текст к рисунку 1 76 Игры Активизация речевых умений и навыков Чтение стихотворения 1 77 Наши игры Активизация речевых умений и навыков Чтение и перевод текста 1 78 Игры Повторение и обобщение темы Работа с текстом 1 79 Контрольный диктант на тему: «В свободное время. Игры» ______________________________ Повторение и обобщение тем. 1 80 Работа над ошибками.
Жить в согласии Развитие речи Составляем диалог 1 81 Лето пришло Ввод новой лексики Чтение и ответы на вопросы 1 82 Лето Активизация речевых умений и навыков Рассказ по картинке 1 83 Летние каникулы Повторение и обобщение темы Тестовая работа 1 84 Лето Развитие речи Конкурс чтецов 1 85 Контрольный диктант:
______________________________ Повторение и обобщение тем. 1 86 Работа над ошибками.
Чтение стихотворений «Учиться», «Родная земля», «Друзья» и «Хлеб». Повторение и обобщение тем. 2 87 Чтение и перевод сказки «Сани». Активизация речевых умений и навыков 1 88 Чтение и перевод сказки «Солнце и радуга». Повторение и обобщение тем. 1 89 Весна пришла. Календарь. Активизация речевых умений и навыков 1 90 Лесные богатства. Повторение и обобщение тем. 1 91 Чтение и перевод сказок «Платья», «Земляной орех». Активизация речевых умений и навыков 1 92 Е.Пятаев «Моя яблоня». Повторение и обобщение тем. 1 93 Чтение и анализ текстов «Праздник книги». «Ёж». Развитие речи 1 94 Чтение и перевод сказки «Мышонок». Активизация речевых умений и навыков 1 95 Чтение и анализ сказки «Хитрый петух». Развитие речи 1 96 Предложение. Ввод новой лексики 1 97 Звуки и буквы. Повторение и обобщение тем. 1 98 Гласные звуки и буквы. Ввод новой лексики 1 99 Слог. Произношение. Повторение и обобщение тем. 1 100 Согласные звуки и буквы. Мягкие и твердые согласные звуки. Ввод новой лексики 1 101 Заглавная буква в словах. Повторение и обобщение тем. 1 102 Правописание буквы э. Ввод новой лексики 1 103 Правописание слогов – жи, ши, чи. Повторение и обобщение тем. 1 104 Вн.чтение. Чтение журнала «Чилисема». Развитие речи 1 105 Подведение итогов за год. Задание на летние каникулы. 1 Содержание учебного курса.
Знакомство. Приветствие. (4 ч.)
Знать: слова этикета – шумбрачи, уледе шумбрат, вастомазонокУметь: произносить приветствие, отвечать на приветствие, участвовать в диалоге.
Школа, класс. (4 ч.)
Знать: лексику по теме: тейтерне, церыне, тонавтниця, ловномс, сермадомс.
Уметь: отвечать на вопросы, составлять предложения по образцу, переводить текст из нескольких предложений.
3.Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето.( 19ч.)
Знать: лексику по теме: сексь, теле, тундо, кизэ; якшамо, лембе; мазый, сырнень.
Уметь: отвечать на вопросы в рамках выбранной темы, составлять предложения по картинкам,
переводить небольшие тексты, читать стихотворения и понимать их содержание.
4.Счет. (2ч.)
Знать: числительные до десяти ( вейке, кавто, колмо, ниле, вете….)
Уметь: отвечать на вопросы зяро, зяроце? Произносить считалки, понимать их содержание.
5.Еда. Овощи. Фрукты. Приготовление пищи. (3 ч.)
Знать: лексику по теме – эмежть, модамарь, чурька, умарь, кши, ловсо; ярсамс, симемс.
Уметь: отвечать на вопросы, составлять предложения, составлять диалоги, участвовать в диалоге, читать и переводить тексты, читать выразительно стихотворения.
6. Семья. Помощь по дому. Домашние заботы. (6 ч.)
Знать: термины родства – ава, тетя, покштя, сырькай, сазор, леля.
Уметь: составлять небольшой рассказ о членах семьи, отвечать на вопросы, читать и перево
дить тексты.
7. Друзья. (6 ч.)
Знать : лексику по теме – ялга, оя; лездамс, налксемс, вейсэ.
Уметь: участвовать в диалоге, составлять текст- описание, читать и переводить тексты.
8. Дикие и домашние животные. (4 ч.)
Знать: лексику по теме – овто, ривезь, верьгиз, нумоло; киска, катка, скал, туво. алаша.
Уметь: отвечать на вопросы, используя лексику по изученной теме, составлять рассказ по об
разцу, участвовать в диалоге, выразительно читать стихотворения.
9. Птицы. (2 ч.)
Знать: лексический материал по теме: нармунь, письмар, письмаркудо, цеков, цянав, пизэ,
ливтямс,селмот.
Уметь: отвечать на вопросы к тексту, к картинке, читать и переводить тексты.
10. Свободное время. Игры. (4 ч.)
Знать: лексический материал по теме – налксема, налшке, няка, оска, чиемс, кундамс, са
самс Уметь: отвечать на вопросы, используя лексику по изученной теме, составлять рассказ по
образцу, участвовать в диалоге, выразительно читать стихотворения.
11. Человек, Части тела. Здоровье. (6 ч.)
Знать: лексику по теме – ломань, шубрачи, ваньксчи, пря, кедь, пильге, пиле, сур, пей.
Уметь: отвечать на вопросы, используя лексику по изученной теме, составлять текст-
описание по образцу, участвовать в диалоге.
12. Праздники. (6 ч.)
Знать: об особенностях праздников у мордвы.
Уметь: отвечать на вопросы, составлять тексты поздравлений, поддерживать разговор по
заданной теме, выразительно читать стихотворения и понимать их содержание.
13. Мир вокруг нас. Моя Родина – Мордовия. (2 ч.)
Знать: лексику по теме - тиринь мастор, мода, тиринь некс, паксят, вирть, перть
пелькс,вечкемс.
Уметь: отвечать на вопросы, задавать вопросы, составлять текст к картине, читать и пере
водить тексты, выразительно читать стихотворения.


Результаты обучения эрзянскому языку
К концу 2 класса обучающиеся должны:
Произношение. Графика. Орфография
знать основные правила орфографии и чтения.
соблюдать словесное и фразовое ударение, членение предложения на смысловые группы;
соблюдать интонацию утвердительного, вопросительного и побудительного предложений, а также предложений с однородными членами.
Лексика
овладеть лексическими единицами, обслуживающими ситуации общения в пределах 500 единиц
оценочной лексикой и репликами-клише, соответствующими речевому этикету
познакомиться с некоторыми словообразовательными средствами
Грамматика
научиться употреблять и распознавать в речи:
существительные в единственном и множественном числе
местоимения (личные, притяжательные, вопросительные, указательные),
количественные и порядковые числительные до 10;
основные коммуникативные типы простого предложения: повествовательное, вопросительное, побудительное
простые распространенные предложения, предложения с однородными членами;
сложносочиненные предложения с сочинительными союзами ды Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
Папки с иллюстрациями
учебно-наглядные пособия
организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).
учебные диски «Живи, родной язык!»
учебные фильмы, мультфильмы
диски с мордовскими народными сказками
диски с мордовскими песнями.
Учебно-методическое обеспечение предмета
Литература для учащихся
Все о Мордовии. Справочно-энциклопедическое издание.- Саранск: Мордов. кн. изд-во,2010г.
Журнал на эрзянском языке «Чилисема»
Мордовские народные сказки.- Саранск: Морд.кн. изд-во,2010г.
Литература для учителя
Изобразительное искусство Мордовии.- Саранск, 2012г.
Легенды и предания мордвы / Сост .Л.В.Седова.- Саранск,2010.
Люлякина С.М. Евкст.- Саранск,-2010г..Мокшин Н.Ф. Этническая история мордвы.- Саранск, 2010г.
Мордовский народный костюм/ Альбом, Саранск, 2014г.
Самородов К.Т. Мордовская обрядовая поэзия. Саранск, 2009г.
Федот Васильевич Сычков: Альбом. Саранск,2010г.
Д.В.Цыганкин. Занимательная грамматика. Саранск,2010г.
Ютко шкасто: Для младшего и среднего возраста. Саранск,2010г.