Урок окружающего мира Дары осени


Тема «Дары осени»
Цели:
описывать сезонные изменения в природе;
определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
описывать внешние признаки растения;
характеризовать условия роста растения;
выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
расширить знания учащихся о растениях, которые мы едим, дать представление о наиболее полезных и необходимых человеку продуктах питания, научить детей выбирать и правильно употреблять в пищу разнообразные продукты питания.
Оборудование: таблицы, картины с изображением природы осенью, набор листьев с деревьев, собранных детьми, кроссворд, карточки с названиями овощей и фруктов, таблички: витамины А,С,Д.
Ход урока
Организационный момент.
Вот и осень наступила.
Тучка солнышко закрыла.
И над лесом сделав круг,
Птицы подались на юг.
С веток листья опадают.
В щель букашки заползают.

Повторение пройденного материала.
- Беседа «Осенние явления в природе»
-Учитель. Ещё задолго до наступления настоящей осени в природе чувствуется её приближение. В лесу, где звучали птичьи голоса, теперь царит тишина. Птицы собираются в большие стаи и устремляются на юг.
Пролетело лето и наступила осень. Какой месяц открывает осень?
-Ученики. Сентябрь.
-Учитель. Сентябрь в народе называют «хмурень». С чем это связано, как вы думаете?
-Ученики. С угасанием солнечного света и ранним наступлением сумерек.
-Учитель. Сентябрь считают первоосеньем. Но ещё сохраняются тепло и яркие краски лета. Какие растения радуют глаз своим великолепием в сентябре?
-Ученики. Красуются на солнце и жарким пламенем расцветают в садах и парках астры, гладиолусы, георгины, ноготки, настурции.
-Учитель. А чем встречает нас осенний лес?
-Ученики. Щедр, богат плодами и радушен осенний лес: орехи, грибы, ягоды - собирай, запасай. По утрам загустели туманы. С первых дней сентября изменяют окраску листья боярышника, клёна, липы, затем берёзы и дуба.
-Учитель. Верно, сначала деревья и кустарники меняют свою окраску, а что наступает дальше?
-Ученики. Наступает листопад.
-Учитель. Кто наблюдал, какие растения первыми роняют листву? Ведь у разных видов растений листопад начинается не одновременно.
-Ученики. Первыми роняют листья липа, вяз берёза, затем клён, боярышник. А в конце сентября – черёмуха, осина, дуб, ясень.
-Учитель. Почему деревья сбрасывают листву?
-Ученики. Так они приспосабливаются к зиме. Листопад помогает им перенести засуху, т.к. при похолодании дерево не может всасывать влагу из почвы. Через листья растения избавляются от вредных продуктов и веществ. Листопад предохраняет деревья от облома сучьев под тяжестью снега зимой.
-Учитель. Какой месяц продолжает осень?
-Ученики. Октябрь.
-Учитель. Какие изменения в природе происходят в октябре?
-Ученики. Часто идёт дождь. Временами может идти снег, но долго он не задерживается. Оголились деревья. Зато можно увидеть стаи отлетающих птиц.
-Учитель. А какой месяц завершает осеннюю пору?
-Ученики. Ноябрь.
-Учитель. Вот мы с вами и вспомнили всё об осени.
Обобщите, какие признаки осени вы выделяли.
Есть очень меткая народная примета: в осеннее ненастье семь погод на дворе. Назовите эти семь погод - признаков осени.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и ревёт, льёт и снег метёт.
Игра «От какого дерева листочек?».
-Учитель. А какие овощи и фрукты поспевают осенью?
Сообщение темы урока.
-Учитель. Отгадайте загадки.
- Закутан ребёнок в сто пелёнок. (Капуста)
- Сидит дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук)
- Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (Тыква)
- Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. ( Морковь)
- На сучках висят шары,
Посинели о т жары. (Сливы)
- Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
IV.Физ.минутка
Один, два – выше голова. (Голову подняли выше.)
Три, четыре – руки шире! (Руки в стороны.)
Пять, шесть – тихо сесть. (Садятся за парты.)
V. Формирование новых знаний.
– А вы знаете? Давайте поиграем.
Игра «Что мы едим».
Учитель называет или показывает рисунок растения, а ученики называют, какие части у этих растений можно есть.
Морковь (корни), огурец (плоды), петрушка (листья), яблоня (плоды), картофель (корень), слива (плод), укроп (листья), репа (корень), свекла (корень), лук (корень.)-Как вы думаете, чем полезны эти растения?
-Фрукты и овощи содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться. Детям 7-8 лет надо съедать в день 500-600граммов овощей и фруктов.
-Что вы знаете о витаминах?
-Слово «витамин» придумал американский учёный – биохимик Казимир Функ.
-Витамин А – это витамин роста. Он помогает нам сохранить зрение. Его можно найти в моркови, зелёном луке.
-Витамин С борется с болезнями. Он есть в чесноке, капусте, луке.
- Витамин Д укрепляет кости, сохраняет зубы.
– Рассмотрите рисунок в учебнике (на с. 154). Что вы можете рассказать о капусте?
– Отгадайте:
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
(Хлеб.)
– Какие пословицы о хлебе вы знаете?
• Хлеб – всему голова.
• Без хлеба и мёда сыт не будешь.
• Без хлеба сыт не будешь.
• Хлеб – батюшка, вода – матушка.
• Хлеб в человеке – воин.
• Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
– Из чего пекут хлеб? (Из муки зерновых культур.)
– Почему он бывает белый и тёмный? (Из пшеницы получается белый хлеб, а изо ржи – тёмный.)
– Сейчас ни один обед не обходится без хлеба. Хлебные злаки люди начали использовать в пищу очень давно. Сначала их зёрна варили; печь хлеб научились гораздо позже. Сначала хлеб пекли из растёртых желудей. Прошло время, и люди научились выращивать зерновые растения – пшеницу, рожь, ячмень. Свежие зёрна можно было есть, а твёрдые, сухие – растирали в муку, размешивали в воде и варили кашу или пекли тонкие сухие лепёшки.
Таким был хлеб, пока в тесто не попали мельчайшие грибки – дрожжи. Представьте, какой ужас испытали древние люди, когда увидели, как тесто стало подниматься, лезть из горшка, словно живое. В ужасе горшок бросили в огонь, чтобы избавиться от наваждения. Тесто испеклось, и получилась мягкая, пышная, вкусная лепёшка. Это было великое открытие.
– В древности в каждом земледельческом регионе были свои хлебные растения: на Ближнем Востоке, Средней Азии – пшеница; в Юго-Восточной Азии – рис; в Америке – кукуруза; в Китае – просо и гречиха. Наибольшее распространение получили рис, пшеница и кукуруза.
– Что вы знаете о зерновых культурах?
Сообщения подготовленных учеников.
1-й ученик. Почти 3/5 населения планеты питаются в основном рисом. Его возделывают там, где тепло и много воды. Это самый урожайный «хлеб». Много риса выращивают в Китае, Японии, Индии, Индонезии. Но население этих стран потребляет весь произведённый рис, поэтому здесь часто его даже закупают за рубежом.
Рисовая мука не годится для выпечки хлеба. Его отваривают и употребляют в пищу в чистом виде или в смеси с мясом, рыбой, овощами, фруктами. В азиатских странах строго следят за тем, чтобы варёные зёрна не слипались и были похожи на сухие, потому что по местным обычаям рис едят только руками или с помощью специальных палочек.
1-й ученик. Второй мировой хлеб – пшеница. Её урожайность меньше, чем у риса. В зависимости от климата выращивают разные сорта пшеницы. У пшеницы полые стебли, узкие длинные листья и колосья, в которых созревают зёрна. В них содержатся многие питательные вещества, нужные человеку. В нашей стране под посевы пшеницы заняты большие площади земли.
3-й ученик. Кукуруза – это древний хлеб американских индейцев. В конце XV века она была завезена в Испанию, где её разводили в садах как диковинное растение. Уже в XVI в. её стали выращивать и употреблять в пищу. Свыше половины её посевных площадей находится в Америке, главным образом в США. Значительную часть урожая кукурузы скармливают скоту. Это очень выгодная кормовая культура, поскольку в пищу домашним животным идёт не только зерно, но и зелёная масса (листья, стебли.)
Сейчас выведено много новых сортов кукурузы, один из которых стал любимым лакомством детей и взрослых во многих странах. Это лопающаяся кукуруза. При нагревании зёрна разрываются, и их содержимое выворачивается наружу в виде мягкой рыхлой массы большого объёма, которую называют воздушной кукурузой.
III. Закрепление изученного.
Игра.
– К названиям растений подберите подходящее понятие.

– Для чего человек выращивает культурные растения? (Для питания.)
– Какие их части мы едим? (Листья, плоды, корнеплоды.)
– На какие части можно разделить все растения? (На овощи и фрукты.)
– Какие вы знаете зерновые культуры? (Рожь, пшеница, просо, рис, ячмень, овёс, гречиха.)
IV. Итог урока.
– Какие части растений вы знаете? (Корень, стебель, листья, плод.)
– Какие части растений мы едим? (В пищу мы употребляем различные части растений, у каждого растения свои: у какого-то корень, у какого-то листья, у какого-то плоды.)
V. Формирование новых знаний.
– А вы знаете? Давайте поиграем.
Игра «Что мы едим».
Учитель называет или показывает рисунок растения, а ученики называют, какие части у этих растений можно есть.
Морковь (корни), огурец (плоды), петрушка (листья), яблоня (плоды), картофель (корень), слива (плод), укроп (листья), репа (корень), свекла (корень), лук (корень.) – Рассмотрите рисунок в учебнике (на с. 153). Какие части у этих растений мы едим? (Салат – листья, вишня – плоды, персик – плоды, помидор – плоды, капуста – листья, репа – корнеплод.)– Что такое корнеплод? (Сильно разросшиеся съедобные корни культурных растений.)
– Назовите растения, у которых мы употребляем в пищу корнеплоды? (Морковь, репа, свекла, редис, редька, картофель.)
– Какая разница между корнем и плодом? (Плод употребляем в пищу, а корень нет.)
– Вновь обратимся к рисунку растений (на с. 153). На какие две группы вы можете разделить эти растения? (Фрукты и овощи.)
– Назовите овощи. (Салат, помидор, капуста, репа.)
– Назовите фрукты. (Вишня, персик.)
Игра «Фрукты – овощи».
Класс делится на две команды: «фрукты» и «овощи».
Учитель называет растение. если это фрукт, то первая команда поднимает руки, если овощ – то вторая. Выигрывает та команда, у которой меньше всего ошибок.
Вишня, капуста, яблоко, груша, морковь, картофель, слива, репа, редис, помидор, абрикос, черешня, огурец, перец, малина, баклажан.