Организация краеведческой работы как средств духовно-нравственного развития младших школьников

Латыпова Марина Викторовна
учитель начальных классов
МОУ СОШ №101 г.Волгограда
Организация краеведческой работы как средств духовно-нравственного развития младших школьников
Одним из ведущих направлений формирования патриотического воспитания обучающихся является краеведческая работа.
В программах начальной школы очень мало времени отведено на краеведческий материал. Конечно, учебники дают общее представление о стране, в которой живут дети. А как живут и жили земляки? Где и как они работают? Какие растения растут в родном крае? Какие животные обитают? Какие памятники истории сохранились? Знают ли сегодня младшие школьники ответы на эти вопросы? А ведь именно в начальной школе должны закладываться основы краеведения и накапливаться по мере взросления детей.
Изучение краеведческого материала воспитывает у младших школьников любознательность, воображение, расширяет кругозор, способствует развитию речи, учит знать, любить и гордиться своей малой родиной, постигать её тайны, принимать активное участие в её охране.
Трудно переоценить значимость для познавательного развития и воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма человека изучения малой родины: ее природы, истории, культурных памятников, духовных ценностей народа, биографий достойных и уважаемых земляков. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления. Традиционный урок перестает быть для ребенка основным и единственным источником информации. Вместе с тем изучение родного края дает учителю надежный инструмент для реализации государственного образовательного стандарта.
Цель краеведческого образования – формирование знаний, умений и ценностных ориентиров, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края.
Задачами краеведческой работы являются
всестороннее изучение местности и накопление материала,
использование этого материала в практической деятельности.
Работу в процессе изучения краеведения младшими школьниками необходимо проводить поэтапно.
На первом этапе (репродуктивном) учитель предлагает упражнения и задания, содержащие информацию о родном городе.
Второй этап предполагает развитие творческих способностей детей через различные работы (сочинения, мини-проекты)
На уроках русского языка составление текстов о зиме, весне, осени, лете, о том, как провели каникулы, праздники, о реке, о своих родителях, о семейном досуге. Такие работы пробуждают эстетические чувства детей, учат любить родную природу, мир, который рядом с ними и вокруг них.
Важная составляющая краеведения – элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию и инструкции учителя. На третьем этапе начинается развитие навыков исследовательской работы: обучение находить нужную информацию в разных источниках, анализировать ее, строить собственные гипотезы, предлагать свои формы заданий для уроков. Так происходит знакомство с поверхностью земли области, с полезными ископаемыми, самыми большими водоемами (Волга, Дон) и маленькими, названиями населенных пунктов, с заповедниками и заказниками (просмотр учебных фильмов), с животными и растениями, Красной книгой Волгоградской области. Учащиеся выполняют задания, которых способствует формированию умения работать с учебной литературой, справочниками, картами.
Самый интересный – завершающий этап (эвристический). Он дает возможность показать все то, чему научились на уроках, продемонстрировать умение анализировать, самостоятельно ставить проблемные вопросы и находить ответы на них, проводить простейшие исследования, применять свои знания и умения на практике. Так при изучении в 3 классе темы «Как нам жить в дружбе с природой» демонстрируются видеокадры с видами местности, идет обсуждение тем в группах: «Водоемы нашей области», «Источники загрязнения вод (воздуха, почвы)», «Меры охраны воды(воздуха, почвы)». Результаты исследований оформляются в виде отчетов, проектов, сочинений, презентаций, мини-книжек.
Интеграция курса «Окружающий мир» и краеведения способствует осознанию детьми своего места в окружающем мире значения своего края в истории и культуре России («Я – моя семья – мой район – моя область – мое Отечество»). Такой подход содействует формированию гражданственности. Дети не только знакомятся с правами и обязанностями гражданина, но и расширяют свои знания о родословной, об истории города, улицы, области и страны.
Одно из важных направлений при достижении целей краеведческого образования – включение краеведения в другие учебные дисциплины. Обращение к краеведческому материалу в процессе обучения детей русскому языку приобретает особое значение в контексте регионализации образования. При написании многих букв возможно знакомство с животным и растительным миром наших мест. На уроках обучения грамоте пополняется лексический запас ребенка словами Родина, Отчизна, малая родина, родная сторона, семья, родня, родители. Составление рассказов не будет выполнено формально, если дети принесут на урок фотоснимки своей семьи. При дальнейшем изучении русского языка (2-4 классы) краеведческий материал применяется более активно: использование стихотворных текстов о родном крае для орфографических минуток и письма по памяти, объяснения орфограмм, определения рода, числа, падежа существительных и прилагательных, времени, спряжения глаголов. Такие тексты легко запоминаются и способствуют воспитанию патриотизма и бережного отношения к родной природе.
Богатые возможности приобщения учащихся к краеведению открываются на уроках литературного чтения. Идет приобщение детей к литературе родного края, тем самым расширяя их литературно-художественный кругозор. Проводится конкурс чтецов произведений о малой родине. Литература становится родней и понятней, а влюбленность в родные места закрепляется все больше. Многие дети сами начинают пробовать писать маленькие стихи и рассказы. Литературное богатство входит в мир и душу ребенка.
На уроках математики дети составляют простые задачи о своих делах, о природных объектах, о трудовых достижениях с использованием краеведческого материала. Предлагаются задания при изучении единиц длины, массы, времени, площади про Волгу, Дон, про поездки в районные центры, про спортивные соревнования. Числовые данные могут быть взяты из справочников, энциклопедий.
Организация занятий по краеведению, его интеграция с предметами школьной программы позволяет решить проблему ограниченного кругозора детей, привить им навыки самостоятельного мышления, активизировать их познавательную и исследовательскую деятельность. Дети постепенно начинают осознавать необходимость изучения истории, культуры, природных особенностей родного края, своей малой родины и проявляют к этому интерес.
Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Именно деятельность краеведческой тематики позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися знаний на овладение ими разными способами деятельности, что способствует формированию у обучающихся начальной школы ключевых компетенций. Краеведение как психолого-педагогическая проблема выступает одним из важных элементов национально - регионального компонента содержания образования, это значимое средство патриотического воспитания и подготовки школьников к жизни.


Заголовок 115