Урок русского языка в 8 классе по теме «Цитаты. Знаки препинания при цитировании»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бахчисарайская средняя общеобразовательная школа №2» города Бахчисарай Республики Крым
Урок русского языка в 8 классе по теме
«Цитаты. Знаки препинания при цитировании»
Подготовил учитель русского языка и литературы МКОУ «Бахчисарайская СОШ №2» г. Бахчисарай РК Проничева О. Н., категория – высшая
Бахчисарай, 2016
Теме «Цитаты. Знаки препинания при цитировании».
Цель:
актуализировать, повторить, закрепить знания по теме «Цитаты. Знаки препинания при цитировании»;
совершенствовать умения грамотно, правильно оформлять цитаты, расставлять при них знаки препинания, использовать цитаты в своей речи;
развивать речь, аналитические навыки, творческие способности учащихся;
воспитывать любовь и уважение к русскому языку.
Оборудование: учебник «Русский язык. 8 класс. 2014 год». Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и другие, раздаточный материал (карточки с заданиями для работы в парах, в группах).
Тип урока: урок закрепления знаний.
Ход урока
I. Оргмомент. Мотивация.II. Сообщение темы урока. Целеполагание.
III. Актуализация знаний учащихся.
1. Клоуз-тест (устно)
1) Цитата – это … (тест из какого-либо произведения, дословно воспроизводимый автором в издании).
2) Цитата используется с целью … (обосновать собственное утверждение или опровергнуть цитируемого автора).
3) Цитата может сопровождаться … (словами автора).
4) Если цитата оформляется как прямая речь, то она пишется … (в кавычках).
5) Кавычки при цитировании не ставятся … (если цитируется стихотворный отрывок с сохранением строфы).
2. Проверка домашнего задания (упражнение 334 задание 1 *2).
IV. Закрепление знаний. Усвоение нового материала.
1. «Конструирование» (письменно, коллективно).
Упражнение 333 (оформить данные предложения в виде цитат, сопровождая их словами автора. Расставить знаки препинания).2. Работа в парах (письменно).
«Редактор» (отредактировать предложения, записать в виде цитаты со словами автора).
а) И сказал он Марье Моревне, что родом из царской семьи, а имя у меня простое и лёгкое: Иван Царевич.
б) И сказала Баба-Яга, что я давно русского духу не слыхала, а тут ты ко мне сам пришёл.
в) Дорожный отвечал, что сторона мне знакомая.
3. Работа в группах «Лови ошибку» (найти ошибку в записи цитат, классифицировать их, записать предложения без ошибок.)
I гр.А. Дюна считал, что: «Руки, написавшие за 20 лет 400 романов и 35 драм, - это руки рабочего».
II гр.М. Джалиль говорил, что песня меня научила свободе, песня борцом умереть мне велит.
III гр.Обращаясь к Петербургу Пушкин говорил: «Люблю те, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид. Невы державное теченье, Береговой ее гранит».
IV гр.Вольтер был уверен, что: «Прекрасная мысль теряет свою ценность, если она дурно выражается».
4. Физкультминутка.
5. Самостоятельная работа. Самодиктант.
Записать 2 цитаты о русском языке, сказанные выдающимися людьми, объяснить знаки препинания.
Примеры:
А. Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
И. С. Тургенев призывал современников: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».
«Русский язык – язык созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков», - считал П. Мериме.
К. Г. Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом».
V. Подведение итогов урока, рефлексия.Сегодня на уроке:
- Я научился …
- Мне было трудно …
- Я понял …
- Мне понравилось …
VI. Домашнее задание.
1. Повторить правила параграф 48, упражнение 335 задание А - 1, 2.
* перестроить цитаты из текста в косвенную речь.