Конспект Исследовательские навыки учителя


Школа- это открытая социально- педагогическая система, которая создаётся обществом и призвана выполнять социально- значимые функции. По мере обновления общества и изменения социального заказа меняется и школа. Современная ситуация характеризуется глобальными изменениями, и в образовании.
Изменение содержания образования состоит в постепенном переходе от учебно- предметной, основанной на усвоении основ наук, знаний, умений и навыков парадигмы к ориентации на овладение каждым с учётом особенностей личности совокупностью универсальных умений.
Новая образовательная практика характеризуется отказом от преимущественно- учебно- предметного принципа в содержании образования и заменой его внепредметным, надпредметным, метапредметным. В школах, помимо одновозрастных классов, создаётся сеть всевозможных мастерских, лабораторий, проектных групп, где в деятельности выращиваются и формируются универсальные умения и обеспечивается деятельностное вхождение в культуру. Отрабатывается совместно со специалистами разных сфер возможные учебные материалы, пособия и программы; меняются учебные формы, основу которых составляет самоактуализация личности.
Происходит изменение требований к работе учителя: от умений транслировать и формировать программный объём знаний- к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самоактуализации.
Виды исследования:
монопредметное (один предмет)
межпредметное (несколько предметов)
Этапы исследования:
Выявление и постановка проблемы исследования;
Формирование гипотезы;
Планирование и разработка исследовательских действий;
Сбор данных, их анализ и синтез;
Сопоставление данных и умозаключений, их проверка;
Подготовка и написание сообщения;
Выступление с подготовленным сообщением;
Переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы.
Существуют различные направления исследовательской работы учителя: исследовательские работы научного характера, использование исследовательского материала на уроках, исследование источников, документов и т.д.
( пример из исследовательской работы «Из истории развития герба России», представленной мною на областной конкурс на лучшее знание государственной символики России среди образовательных учреждений Липецкой области).
Любое современное государство имеет гимн, флаг и герб. Это – главные символы каждого государства. Когда сложились современные символы России? Каждый из государственных символов имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия. 25декабря 2000 года был принят закон «О государственном гербе Российской Федерации», который даёт следующее описание герба: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распушенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона» (ст. 1)
Новый герб является наследником того герба, который имела Россия,
начиная с конца XV в. до 1917г. Изображение герба является официальной эмблемой РФ, демонстрируя её суверенитет. Для нашего поколения – это интереснейший памятник прошлого, который неразрывно связан с политической историей нашей страны.
Актуальность исследования определяется тем, что на основе знакомства с российской символикой происходит непосредственное прикосновение к отечественной истории, воспитание духа здорового патриотизма.
Предметом исследования является история происхождения и развития российского герба. Важной частью которого является история первых древнерусских символов и возникновение двуглавого орла.
Целью данной работы является исследование развития российского государственного герба, формирование общих представлений о гербе, как символе государства, возникновение и история гербов, их основных разновидностях, изменение облика Российского Орла в его историческом полёте.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1.Выяснить историю происхождения и развития древнерусской символики.
2.Познакомится с началом истории российского герба в контексте внутренней и внешней политики Ивана III.
3.Исследовать проблемы, связанные с появлением на Руси новой государственной эмблемы – двуглавого орла.
4.Проследить эволюцию российского герба в XVI – XIX веках. Показать связь между историческими событиями и геральдическими нововведениями.
5. Рассказать о трансформации герба Российского государства в XX веке. Связать историю гербов с различными эпохами отечественной истории.
В ходе исследования мы использовали разные методы: накапливали научный материал, осмысливали собранный материал, проверяли и уточняли факты. В первой части работы мы больше использовали теоретический материал. Практическую базу исследования составляют: источники, документы, печатный материал, рисунки с изображением гербов.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними океан знаний и рифы противоречий. И это- нормально. Инновационный урок- это урок, в результате которого открывается и создаётся что- то новое, собственный продукт творчества: открытие превращается в изобретение, изобретение- в проект, проект- в технологию реальной деятельности, результаты которой, по сути, и выступают в качестве новации.
Под исследовательским обучением понимается «обучение, в котором учащийся ставится в позицию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного учителем». В рамках такого подхода актуальны проблемы, связанные с непосредственным опытом учащихся, их жизненными потребностями и интересами.
В современной педагогике выделяются три уровня реализации исследовательского обучения:
Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения. А само решение предстоит найти учащемуся самостоятельно;
Педагог ставит проблему, но сам метод её решения ученик ищет самостоятельно
На третьем высшем уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно.
( примером может служить урок на тему: «Как была крещена Русь».
Цель урока: исследовать и проанализировать документы и исторические источники о процессе христианизации Руси.
Для исследования были взяты следующие документы: фрагмент «Повести временных лет», отрывок из работы Н. Костомарова «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей», отрывок из работы Н. Карамзина «Из истории государства Российского», отрывок из работы С.Соловьёва «Из истории России с древнейших времён», отрывок из работы Г.Прошина «Второе крещение», отрывок из работы Б.Рауменбаха «Сквозь глубину веков», и другие. На основании проведённых исследований были сделаны выводы о процессе, особенностях, и последствиях крещения Руси.
Из выше сказанного следует вывод: для решения проблемы формирования исследовательских навыков учителя, необходимо владеть каждому учителю исследовательскими умениями:
1.Осознанно совершенствовать своё педагогическое мастерство.
2.Анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности.
3. Внедрять в свою работу рекомендации психолого- педагогической науки.
4. Выбирать и обосновывать исследовательскую тему.
5. Подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования, сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме.
6.Прогнозировать средства и методы исследования.
7.Определять и обосновывать объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, методы, этапы исследования.
8. Находить и применять соответствующие методики исследования.
9. Обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты.
10. Формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения.
11. Рефлексировать по итогам исследовательской работы.