Доклад на секции по ОБЖ и физической культуре Процесс формирования и развития культуры безопасности обучающихся в школе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа г. Сурска
Доклад на тему:
«Процесс формирования и развития культуры безопасности обучающихся в школе»
Подготовил учитель ОБЖ и физкультуры
МБОУ СОШ г. Сурска Романов С.Н.
2016г.
На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивалось с проблемой обеспечения безопасности. Благодаря прогрессу, изменившему мир, выросло благосостояние людей, улучшились качество жизни и условия их труда, невиданных размеров достигли производства промышленности и сельского хозяйства, особенно в экономически развитых странах. Вместе с тем во второй половине XX в. появились крайне неблагоприятные тенденции для жизни человечества, возросло негативное воздействие на человека и среду обитания антропогенных опасностей, отмечался рост природных, техногенных и экологических катастроф. При этом одновременно увеличился их разрушительный эффект, отмечались огромные потери людей и экономический ущерб.
Проблема обеспечения безопасности имеет непосредственное отношение к системе образования. Процессы обучения и воспитания обучающихся, нахождения их в образовательных учреждениях, за их пределами, организация досуга, отдыха и оздоровления, создание комфортных бытовых условий, проезда до места учебы и обратно и т.д. непосредственно сопряжены с мерами безопасности. Знание основ теории безопасности позволяет полнее выявлять и учитывать разные факторы и угрозы, формировать прогнозы развития опасных ситуаций, использовать качественные и количественные оценки для формирования решений, мер и систем безопасности в разных сферах общества, в том числе в образовательном пространстве. Безопасность тесно связано со всеми сторонами жизни человека и общества, коренной задачей которых является обеспечение своего существования и развития. В этой связи особую значимость приобретает познание таких развивающихся объектов, как человек, общество и государство, сущность и взаимозависимость двух важнейших функций общественного бытия – существования (и развития) и самосохранения (и безопасности) людей.
«Основы безопасности жизнедеятельности» – обязательный общеобразовательный предмет, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Изучением курса достигается формирование у школьников представления о неразрывном единстве жизнедеятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.
Главная задача курса ОБЖ видится не в подготовке учащихся к экстремальным ситуациям, а в укреплении их духовного, физического и психического здоровья, на основе чего и должна складываться безопасная жизнедеятельность. Отсюда следует, что преподаватели ОБЖ должны вооружить учащихся теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
– создания комфортного состояния среды обитания в зонах учебной (трудовой) деятельности и отдыха человека;
– идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;
– принятия решений по защите населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;
– прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия.
Анализ специальной литературы, а также многолетний профессиональный опыт преподавания школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» позволили определить условия, обеспечивающие качество подготовки учащихся к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Для этого необходимо:
- повышать уровень знаний учащихся на основе межпредметной интеграции;
- формировать практические умения и навыки с учетом регионального компонента;
- закреплять полученные знания на практике за счет использования внеурочных форм работы.
Цель изучения безопасности жизнедеятельности — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Кроме этого особое значение имеют вопросы обеспечения личной безопасности, которые должен четко знать каждый человек. Владение основами и навыками личной безопасности позволит человеку чувствовать себя более уверенно в любой ситуации, быть более независимым при решении различных жизненных ситуаций. Теоретическая, психологическая и личностная подготовка школьниковосуществляется на материале конкретных видов опасных и экстремальных ситуаций, правил поведения человека в этих ситуациях. Результаты подготовки позволяют обеспечить безопасность в различных видах деятельности человека, помогают сформировать у личности готовность действовать в непредсказуемых ситуациях и стремление к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.
Культурное наследие не воспроизводится само собой и требует сознательного отбора, передачи и освоения, что возможно в основном в рамках системы образования, поэтому бесспорно, что основой формирования культуры безопасности жизнедеятельности является образование как триединый процесс воспитания, обучения и развития личности. Несмотря на отсутствие полной ясности в определении термина «безопасность», его сущность, в общем, ясна, и решать проблемы безопасности от всех видов опасностей и угроз необходимо в совокупности, а также с учетом человеческого фактора. Безопасность присуща всем людям, социальным группам, затрагивает все сферы жизни общества и виды человеческой деятельности. В реальной жизни всегда существовали, существуют и будут существовать опасности самого различного характера. Поэтому категория «безопасность» не абсолютна, а относительна, и смысловое значение приобретает только в связи с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности и окружающего мира.
Необходимость формировать у школьников главные качества личности безопасности типа поведения, потребности вести продуктивную деятельность по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений. Для этого необходимо активизировать у обучающихся поисковую активность, коллективистскую мотивацию, понимание своего места в обществе, коллективе, навыки гармоничного общения, стремление помогать друг другу и готовность к сопереживанию.
Предмет ОБЖ объективно приобретает приоритетное значение и должен занимать достойное место в жизни населения, особенно детей школьного возраста. Он приобретает значение задачи государственной важности. Сохранить наших детей, уберечь их от преждевременной гибели, научить их способам самоспасения – это значит сохранить наше будущее, саму Россию как уникальное государство от исчезновения с лица планы Земля. Все, что будет заложено у подростка с детских лет в области безопасности жизнедеятельности, поможет ему, ставшему взрослым, сохранить себя для общества, для семьи.
На основе анализа складывающейся ситуации в России, оценки характера опасностей и угроз, а также с учетом актуализации потребности в безопасности личностного и общественного бытия можно сделать вывод, что задачей минимума воспитания и обучения в школе XXI в. должно быть формирование личности безопасного типа. Это обусловлено отношением к безопасности как к одной из наивысших ценностей, основополагающих человеческих потребностей, неотъемлемых условий существования и развития человека, семьи, общества, государства и в целом цивилизации. И является ключевым звеном гуманитаризации воспитания и обучения и стержнем концепции курса ОБЖ в сфере образования.
Отсюда следует, что курс ОБЖ способствует формированию у школьников культур безопасности, раскрывающейся в особенностях познания и воспроизводства отношений безопасного бытия. Культура безопасности как компонент общей культуры представляет собой способы жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой сфере.
Таким образом, перед преподавателями-организаторами ОБЖ стоят важные и серьезные задачи опережающего качественного обучения учащихся: от приоритета защиты в сложившихся ситуациях к приоритетному недопущению этих ситуаций, умению предотвратить и устранить причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций и обеспечению безопасности своей жизнедеятельности.
Литература
Айзман Р. И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности / Р.
И. Айзман, С. В. Петров, В. М. Ширшова. — Новосибирск: АРТА, 2011. — 208 с. — (Серия «Безопасность жизнедеятельности»).
Гриценко В.С. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. /Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: 2004. – 244 с.
ВНИИ ГОЧС: вчера, сегодня, завтра. 35 лет на службе безопасности жизнедеятельности: в 3 кн. Кн. 3: Научные статьи / Под общей редакцией В.А. Акимова / МЧС России. — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. — 320 с.: илл.
Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. комплексная безопасность
человека: Учебное пособие; МЧС России. – М: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. – 360 с.: ил.
Информационно-методическое издание для преподавателей «Основы
безопасности жизнедеятельности» № 8, 2012 г.
Информационно-методическое издание для преподавателей «Основы безопасности жизнедеятельности» № 11, 2013 г.
Материалы доклада на XIII Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на тему «Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения», прошедшей в Москве 14-15 мая 2010 г.
Научно-методический и информационный журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности» № 12, 2014г.
http://www.grandars.ru