Программа кружка «Этическая грамматика или веселый этикет»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
«Утверждаю» Согласовано Рассмотрено
Директор ГБОУ СОШ №2 Зам.директора по УВР на заседании МО
__________ Л.И.Ахмерова _________ Т.Е.Семакова протокол № от
« »_____ 2015 г. « »_____ 2015 г. _________ Н.В.Гордеева
Программа кружка
«Этическая грамматика или веселый этикет».
Направление: социальное
Ефремова Елена Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №2
Г.Сызрань
Год разработки программы: 2015
Пояснительная записка
Краткая характеристика предмета
Слово «этикет» родилось во Франции в период правления короля Людовика XIV. На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения. Именно тогда их, правила поведения, общения и учтивости, стали называть этикетом.
Этикет – явление исторически изменчивое, и, конечно, этикет сегодняшнего дня значительно отличается от правил «хорошего тона» и приличных манер не только времен Людовика XIV, но и эпохи российского императора Петра I: по сравнению с ними современный этикет стал менее церемонным, более простым и демократичным. Он рассчитан на сближение людей, это, прежде всего искусство общения и поведения в обществе. По словам академика Д.С. Лихачева, «в основе всех хороших манер лежит одна забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо».
Знание правил этикета остается необходимым атрибутом воспитанного, культурного, достойного человека.
Направленность, актуальность, педагогическая целесообразность, новизна, отличительная особенность программы
Программа «Этическая грамматика или веселый этикет» относится к программам социально-педагогической направленности и является общекультурной по уровню своего освоения.
Актуальность программы в том, что знания детьми этикета, правил, принятых в цивилизованном обществе, являются для них жизненной необходимостью. Правила хорошего тона упорядочивают человеческие отношения, облегчают общение и взаимопонимание. Они учат с честью выходить из неожиданных ситуаций. Правила хорошего тона представляют собой буфер, смягчающий удары и трения, неизбежно возникающие при человеческих контактах.
Поскольку без определенных правил, которые должны стараться соблюдать все, жить было бы непросто, дети должны хорошо знать правила поведения в общественных местах, на улице, в театре, транспорте, в гостях, за столом; иметь представления о нормах и стиле одежды, о манерах и культуре речи – обо всем том, что называют этикетом.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает педагогу решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует  вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе. Осмысленный подход позволит ребенку понять, что окружающим, обществу не всё равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное, как он поступает; ребенок поймёт, что его поведение – не его личное дело, и, как мудро высказался Джонатан Свифт, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».
Данная программа поможет ребенку выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим.
Отличительной особенностью данной программы является широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам.
Другой отличительной особенностью программы является ее направленность на детей, возраст которых (7-11 лет) наиболее восприимчив к усвоению правил и норм поведения, которые они искренне принимают из уст педагога, являющегося для них авторитетом. Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.
Наряду с групповыми программами предусматривается широкое использование методов индивидуальной работы с ребенком.
Цель и задачи образовательной программы
Цель :
Формирование развитых коммуникативных способностей младших школьников, освоение детьми норм нравственности.
Задачи:
Обучающие:
познакомить детей с историей возникновения этикета;
формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в общении с окружающими;
прививать устойчивые нормы поведения;
научить практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в гости, сервировать стол; познакомить с основами столового этикета, поведения в театре, в транспорте;
ознакомить с атрибутикой, имеющей отношение к этикету.
Развивающие:
развивать умение вести монологические и диалогические формы речи в общении со знакомыми и незнакомыми, взрослыми и сверстниками, в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами русского языка;
развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими.
Воспитательные:
воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к окружающим;
формировать способность интегрироваться в группу сверстников по возникающим вопросам  и строить продуктивные взаимоотношения;
воспитывать качества, предполагающие социальную компетентность и учет позиций партнеров по общению;
формировать и развивать в детях мужское и женское начало с учетом гендерных особенностей девочек и мальчиков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Этическая грамматика».
В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно- следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете.
Программа «Этическая грамматика» может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования.
Особенности реализации программы.
Формы проведения занятий: лекции; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части:-игровая;-теоретическая;-практическая.
Режим занятий
Занятия проходят во второй половине дня.
Место проведения занятий
Классная комната, Детская школа искусств, театр, музей.
Количество часовЗанятия проводятся 1 раза в неделю:- первый год обучения – по 1 часу, количество часов в неделю – 1 часа, в год – 33 часа;- второй год обучения – по 1 часу, количество часов в неделю – 1 час, в год –34 часа.- третий год обучения – по 1 часу, количество часов в неделю – 1 час, в год –34 часа.- четвертый год обучения – по 1 часу, количество часов в неделю – 1 час, в год –34 часа.
Условия реализации программы
Условия набора:
В группы 1 года принимаются все желающие дети без предварительного отбора (на основании заявлений родителей). Основной формой работы с детьми является занятие. Занятия четвертого года обучения с мальчиками и девочками проводятся раздельно.
Наполняемость группы:
I год обучения – не менее 15 человек;
II год обучения – не менее 12 человек;
III, IV год обучения – не менее 10 человек.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
1-й классЛичностные результаты:осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.  Метапредметные результаты Регулятивные УУД:определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану  Познавательные УУД:находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;Коммуникативные УУД:оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 2-й классЛичностные результаты:осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Метапредметные результатыРегулятивные УУД:определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД:находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД:оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).  3-4-й классыЛичностные результатыэмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. 
 Метапредметные результатыРегулятивные УУД:самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.  Познавательные УУД:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. 
Формы учета знаний
Наблюдение за ребенком на занятиях;
Текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой работы;
Индивидуальная и групповая беседа с детьми;
Опрос;
Анкетирование;
Викторина;
Участие в школьных конкурсах «Магистр вежливых наук»;
Демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для педагогов и родителей.
Тематическое планирование занятий этической грамматики.
1 класс
1.Введение в этическую грамматику.
2.Живут на белом свете волшебные слова
№ Тема Кол-во часов
Теория Практика
1 Введение. Игра. Давайте познакомимся, Этическая грамматика. 1 2 Занимательный час «Здравствуй, друг!» 1
3 «Нет ничего слаще, чем звук имени своего».
Как я выгляжу. 2 2
4 Беседа- игра. Кто такой «я»?
Этикет на уроке. 1 1
5 Что такое хорошее поведение. 2 6 Путешествие по сказкам. Добро и зло в сказке. 1 1
7 Такое простое слово «Здравствуйте».Праздничный этикет. 1 2
8 Обязанности ученика 1 9 Семья. Обязанности дома. 1 10 Соревнование. «Что значит быть здоровым». 1 1
11 Что такое вежливость. 1 12 Моя мама. 1 1
13 Практикум «День рождения». 2
14 Мой класс. Учусь общению. «Здравствуйте!..» Как это бывает в разных странах. 2 2
15 Театрализованное представление.
Книги в моей жизни. Поступки героев. 1 3
16 Праздник «Привет, привет. Пока, пока. Я очень видеть рад тебя». 1
Итог 16 17
2 класс.
3.Вот школа, дом, где мы живем…
4.Мы в гостях. У нас гости.
№ Тема Кол-во часов
Теория Практика
1 Устный журнал. «Азбука этики». 1 2 Театрализованное представление. Кто я? 1
3 Практикум. Как я выгляжу. 2
4 Я на уроке. 1 1
5 Я в школе. 1 2
6 Я дома. 1 2
7 Я личность 1 8 Отношение к старшим. 1 1
9 Отношение к учителю. 1 10 Взаимоотношения в классе. 1 1
11 Друг и товарищ 1 12 Добро и зло. 2 13 Речевой этикет. 1 3
14 Праздничный этикет. 3
15 Мои любимые игры. 2
16 Мои любимые книги. 1 1
17 Я среди людей 2
Итого 13 21
3 класс.
5.Скажи мне что-нибудь, и я скажу кто ты
№ Тема Кол-во часов
Теория Практика
1 Азбука этики 1 1
2 Как я выгляжу. 2
3 Я и мои друзья. 2
4 Я и мои роли. 1 2
5 Речевой этикет. 3 6 Устав - основной закон школы. 2 7 Человек и его имя. 1 8 Родословная. 2
9 Я познаю себя и других. 1 1
10 Моральная оценка и самооценка. 2 11 В библиотеке. 1
12 Этикет в общественных местах. 1 1
13 Праздничный этикет. 3
14 Культурный человек. Разговор с незнакомым человеком на улице 1 2
15 Общение в игре. 2
16 Культура общения 1 1
Итого 14 20
4 класс
6. Культурно-массовые дела
№ Тема Кол-во часов
Теория Практика
1 Азбука этики. 1 2 Этикет в школе. 2
3 Устав - основной школьный закон. 1 4 Вместе весело шагать… 2
5 Я в своей семье. 1 1
6 Этикет в общественных местах. 1 2
7 Чувства, настроение, характер. 2 8 Природа, здоровье, привычки. 2 9 Этикет в одежде. 1
10 Речевой этикет. 2 1
11 Я. Моя школа. Моя семья. Моя родина. 2 12 Что такое нравственность? 2 13 Общение с книгой. 2
14 Общение в игре. 3
15 Праздничный этикет. 3
16 Формы моральной оценки и самооценки 2 1
Итого 16 18
Содержание программы:
Программа курса «Этическая грамматика» включает в себя 6 модулей, направленных на формирование у детей этических норм, в основе которых лежат такие понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим.
Первый модуль «Введение в этическую грамматику» (1 класс) направлен на развитие самооценки. Самооценка – это осознание собственной ценности и самоидентичности, оценка своих возможностей, качеств личности, своего места среди других. Самооценка регулирует поведение личности в конкретных ситуациях (может быть адекватная, завышенная, заниженная). Самооценка вдохновляет человека на успех, и чем раньше он его обретает, тем раньше у него выявляется самоуважение. Самооценка неразрывно связана с самовосприятием – личностным определением образа «я»:
наличное «я» (каким я себя воспринимаю);
желаемое «я» (каким бы я хотел стать);
представляемое «я» (каким меня видят другие).
Самовосприятие осуществляется через:
восприятие своего внешнего вида;
восприятие собственных норм и ценностей;
результаты собственной деятельности;
соотнесение себя с другими;
восприятие себя окружающими.
Адекватная самооценка помогает добиваться значительных успехов в общении с другими.
Второй модуль «Живут на белом свете волшебные слова» (1 класс) связан с ознакомлением со знакомством младших школьников с культурой общения. Культура общения людей основана на наблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях. Культурный воспитанный человек не только владеет такими качествами как приветливость, добросердечность, учтивость, уважительное отношение к людям.
Поэтому важно познакомить детей с простейшими правилами общения, основанными на уважении и доброжелательности (вежливое обращение, употребление в речи выражений приветствия, прощания, благодарности, просьбы, извинения, умение говорить спокойным тоном, не перебивать говорящего, умение воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов).
Третий модуль «Вот школа, дом, где мы живем…»(2 класс) Данный модуль направлен на знакомство детей младшего школьного возраста с нормами поведения в общественных местах (школа, магазин, общественный транспорт, театр, картинная галерея). Человек, живущий в городе, больше всего контактов с другими людьми имеет на улице, в городском транспорте, в магазинах и других общественных местах. Отсюда понятно, что правила поведения в этих местах занимает одно из важных мест в этикете. Эти правила направлены на то, чтобы сделать жизнь наиболее красивой, а взаимоотношения между людьми – здоровыми. Правила поведения в общественных местах лишь конкретизируют общие требования культуры взаимоотношений. Важно, чтобы каждый младший школьник стремился соблюдать эти правила, способствуя тем самым созданию в нашем обществе атмосферы благожелательности и взаимного уважения.
Четвертый модуль «Мы в гостях. У нас гости».(2 класс) Люди ходят в гости и принимают у себя гостей, чтобы увидеть друг друга, побеседовать, обменяться мнениями, отпраздновать какое-либо событие. Это может быть памятная годовщина, день рождения и т.д. Часто просто свободный вечер служит причиной сбора друзей. Эти встречи позволяют выразить и удовлетворить важнейшую человеческую потребность – потребность в общении. Свободное, дружеское, неформальное общение, общение ради общения занимает большое место в жизни людей.
Пятый модуль «Скажи мне что-нибудь, и я скажу, кто ты» (Культура речевого общения) (3 класс) направлен на постепенное введение ребенка в понимание сути социального мира. Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим. Правила поведения и общения со взрослыми усваиваются младшими школьниками в различных ситуациях (разговор с младшим, разговор с незнакомым на улице, вежливое обращение к старшим). Важно показать ребенку взрослый мир, его доброту, милосердие, гуманное отношение друг к другу, самому активнее вступать в контакт с окружающими.
Шестой модуль «Культурно-массовые дела» (4 класс) призван помочь младшим школьникам на практике отработать правила этического поведения. Предлагаемые занятия предусматривают моделирование поведения ребенка в различных ситуациях, овладение способами общения.
Список литературы для педагога:
1.Агафонова И.Н. «Уроки общения», СПб. Ривьера, 2003;
2.Богуславская Н.Е. «Веселый  этикет». – Екатеринбург: АРГО 1997;
3.Гангнус Л.В.  – Азбука вежливости, Москва, Педагогика, 2001;
4.Дами Э. «Хорошие манеры»;
5.Иванова В.В. «Девчоночьи секреты», Москва. Лабиринт, 1998;
6.Крижон Э.А. «Как вести себя» - Братислава: Обзор, 1999;
7.Ладыженская Т.А. «Речевые уроки», Москва. Просвещение, 1995;
8.Лихачева Л.С. «Школа этикета»;
9.Рукавчук Л. «Энциклопедия этикета», СПб: Экспресс,1996;
10.Пегеева Л.А. «Этикет» - Чебоксары: Клио, 2002;
11.Стрелкова Л.Н. «Уроки сказок» - Москва: Педагогика, 1989.
Список литературы для обучающихся:
 
1. Барто А. «Помощница»
2. Гайдар А. «Совесть»
3. Вакса О. , С. Потапов «Уроки вежливости»
4. Воронкова Л. «Счастливый день»
5. Житков В. «На льдине»
6. Заходер «Никто»
7. Зощенко М. «Глупая история»
8. Крылова М. «Чиж и голубь»
9. Маршак С. «Почто»
10. Мамин-Сибиряк Д. «Храбрый заяц»
11. Осеева О. «Волшебное слово», «Синие листья», «Почему», «Плохо»
12. Пришвин М. «Лебедь. Щука, и Рак», «Стрекоза и муравей», «Золотой лес»
13. Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Зимний вечер»
14. Русские народные сказки
15. Ушинский «Четыре желания»
16. Толстой Л.Н. «Девочка и грибы», «Как волки учат своих детей2, «Старый дед и внучек», «Бульба»
17. Чарушин Е. «Старые рассказы»
18. Чуковский К. «Телефон»
19. Фет А. «Чудная картина»
Насонкина С.А. «Уроки этикета», СПб: АКЦИДЕНТ – 1997;
Снегирева А.Л. «Этикет для юных леди» - Москва: РИПОЛ, 2003.