Конспект урока Сарыарка (8 класс)

Байдилдаева Динара Нурпеисова, КГУ "СШ имени Безродных", учитель географии.
География 8 класс

Тема урока: Сарыарка

Цель: Дальнейшее формирование знаний о природных районах республики.
Задачи: 1. Познакомить с особенностями Сарыарки
2. Развивать речь, мышление, внимание, творческие способности.
3. Воспитывать экологическую культуру, любовь к родному краю, интерес к урокам
географии.
Оборудование: физическая карта Казахстана, картины по теме, рисунки учащихся, атласы, компьютер, эпиграф.
Ход урока
І. Оргмомент. Психологический настрой.
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня прекрасный солнечный день, у вас у всех хорошее настроение, и я желаю, чтобы оно сохранилось на весь сегодняшний день.
ТуCан жердіS ‰р тасы Kaнды маCан,
ЖайKала бер, жайнай т_с, нaрлы далам.
Ребята, как вы понимаете эти слова?
(Родной земли каждый камень дорог мне, Пусть колышется, сияет цветом, лучистая степь моя.)
Сегодняшний урок – откровение мы посвящаем Сарыарке – Казахскому мелкосопочнику. Мы познакомимся с особенностями Сарыарки.
Учитель: От Западно – Сибирской равнины на севере до Бетпакдалы и Балхаша на юге, от Тургайской впадины на западе до хребта Саур – Тарбагатай на востоке простирается широкая степь, которую казахи издавна называют «золотая степь».
Определите, что могут означать числа 1200 км, 400 км, 900 км? (даны на доске)
ІІ. Изучение рельефа и геологического строения. Парная работа.
Пользуясь картами, учебниками, определить различия восточной и западной частей Сарыарки.
(ученикам раздаются таблицы, необходимо их заполнить.)

Восточная часть
Западная часть

Рельеф



Названия гор, высоты



Геологическое строение



Выступление учащегося
К наиболее высоким горам в восточной части Сарыарки относятся Аксоран (1565м), Каркаралинские (1403м), Чингизтау (1305м), в западной части – Улытау (1133м), а также невысокие горы Сарыарки
Один из красивейших уголков Казахстана - Баянаул - массив низкогорий в северо-восточной части Сары-Арки (Казахского мелкосопочника). На глыбистых гранитах растут сосновые, березово-осиновые леса, сменяемые ковыльными степями. В 1983 году в целях сохранения природного комплекса Баянаула создан Баянаульский национальный парк. Нельзя не сказать о Каркаралинске, который называют жемчужиной Сарыарки. Первозданная красота каркаралинских гор и лесов, буйная растительность долин, чистые, как слеза, озера - все это надолго запоминается каждому, кто здесь хоть однажды побывал. Каркаралы, словно волшебный магнит, тянет к себе путешественников, туристов и спортсменов, всех тех, кто любит казахстанскую природу. О необычной красоте здешних мест хорошо говорят названия утесов, гор, долин, озер, рек, которые им дал народ-сказитепь. Вершина Соколиная, гора Оленья, сопка Рыжая борода, утес Красная скала, озера Зеркальная падь, Пашенное, Шайтан-коль (Чертово озеро)... К каждому из этих достопримечательных мест проложен туристический маршрут.
ІІІ. Изучение полезных ископаемых, климата и внутренних вод. Групповая работа.
1 группа. Изучить полезные ископаемые, показать на карте крупные месторождения.
2 группа. Определить летние и зимние температуры, годовое количество осадков
Определить климат Сарыарки, факторы его формирования.
3 группа. Изучить реки и озера Сарыарки. Показать на карте. Каков режим этих рек. Какое влияние оказывает климат на воды этого региона? С какой целью был построен канал Иртыш – Караганда?
Отчеты групп.
Учитель Знаете ли вы, что река Аршалы впадает в реку Колутон, а река Колутон впадает в Ишим?
IV. Изучение природных зон.
Учитель: Сопоставьте физическую карту и карту природных зон. В каких природных зонах расположена Сарыарка?
Выступление учащихся о растениях и животных каждой зоны (опережающее творческое задание)
Чудеса Сарыарки
Учитель: Как вы читаете, как связана наша жизнь и Сарыарка? (наша столица распаложена в Акмолинской области, она расположена в Сарыарке)
Можно не задумываясь назвать Акмолинскую область жемчужным ожерельем: красивейший Кургальджинский заповедник, Еремейтауские и Баянаульские горы, Зерендинские леса. Именно в нашей области расположено красивейшее место Сарыарки – Боровое. Окжетпес, танцующие березы, гладь озер, скалистые горы – сказочный, легендарный край, который всегда служил кочевникам священной обителью и местом поклонения. До сих пор живут здесь легенды
Ученица: Легенда о Бурабае
Ученик: Ещё в 1897 году путешественник Словцов так охарактеризовал Боровое: «На небольшом сравнительно клочке земли, верст 20 в диаметре, горные утесы, напоминающие Кавказ и Алтай, поросшие хвоями, вошли в чудное сочетание со стихией вод С любого холма можно видеть то необъятные степные просторы, то роскошные нивы самых лучших пшениц, то зеркальную поверхность озер, то окутанные густой хвоей гранитные горы».
Сосновые боры Казахского мелкосопочника считаются реликтами, остатками обширных некогда лесов, тянувшихся от Урала до Алтая. В послеледниковое время из-за засушливости климата произошло сокращение этих лесов, и только в наиболее возвышенных участках сохранились их остатки. Сосновые боры расположены в горах Каркаралы, Баянаул, Кызыл-Рай.
(показ фото – слайды на компьютере)
Ученик: Здесь же расположено еще одно чудо природы - Коргалжинский заповедник. Он включает два крупных, соединенных между собой озера Коргалжин и Тенгиз, и 130 мелких озер. На Коргалжинских водоемах, можно наблюдать до 300 видов птиц, а вообще во время весенних и осенних перелётов здесь пролетают более миллиона водоплавающих птиц. Именно здесь находится самая северная колония гнездовий розового фламинго.
С 1976 года согласно Конвенции по охране водоплавающих птиц Коргалжинский заповедник внесён в список водно – болотных угодий международного значения, с 2000 года озеро Тенгиз входит в международную сеть «живые озера», а в 2008 году Сарыарка стала первым объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО в Казахстане.
Учитель: Но есть в нашей области еще одно богатство, о котором нельзя промолчать.
V. Проблемы Сарыарки
Учитель: Говоря о Сарыарке, мы не должны забывать и об её экологических проблемах, а их здесь очень много.
Ученица: Влияние ядерных испытаний, проводившихся на Семипалатинском полигоне, до сих пор сказываются на жизни природы и человека. За 40 лет на полигоне прогремело 470 ядерных взрывов, пострадало около миллиона жителей. 28 февраля 1989 года родилось антиядерное движение «Невада - Семипалатинск», организатором которого стал видный деятель Казахстана, писатель Олжас Сулейменов. 29 августа 1991 года Указом Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева Семипалатинский полигон был закрыт, но отголоски взрывов слышны до сих пор.
Экологические проблемы касаются и вод Сарыарки. Уровень Балхаша за последние 10-15 лет снизился на 2,8-3 метра. Снижение количества воды ведет к чрезмерной минерализации вод. Воды Балхаша загрязняются отходами металлургических предприятий, построенных на его берегах. Загрязняются воды Ишима. Обнаружены источники загрязнения подземных вод.
Города Жезказган, Караганда, Балхаш, Экибастуз являются чрезвычайно опасными регионами. Загрязнение воздуха превышает возможные нормы в несколько раз, это приводит к увеличению количества людей с различными заболеваниями.
В критическом состоянии находятся земельные ресурсы: истощаются плодородные пахотные земли, опустыниваются пастбища. Под угрозой исчезновения находятся многие виды животных и растений.
Учитель: Как вы считаете, какие меры необходимо предпринять для улучшения экологической обстановки Сарыарки? (предложения учащихся)
Для охраны природы в Сарыарке проводится определенная работа. (обратить внимание на заповедники и природные парки.)
Но этих мер пока не достаточно. Государству необходимо радикально изменить подход к решению этих проблем, и тогда мы сможем сохранить уникальную природу страны.
Учитель: Совсем необязательно ехать в Боровое, Баянаул или Каркаралы, чтобы полюбоваться красотой природы. Нужно быть просто чуточку внимательнее, и перед вами раскроется волшебная книга родной земли.
Слайд –шоу « Моя родина»
Каждый кусочек родной земли – это богом данная судьба. У Родины не бывает плохих и хороших мест, Родину любят такой, какая она есть. Какой её нам оставили предки. Наша задача – сохранить её для будущих поколений.
А за что вы любите свою родину? (отрывки из сочинений)
VІ. Подведение итогов урока.
Учитель: Наш урок подходит к концу.
Что нового вы узнали? Чему научились на уроке? Довольны ли вы своей работой?
VІІ. Оценивание работы учащихся.
VІІІ. Домашнее задание: §43, по вариантам ответить на вопросы, составить кроссворд с главным словом «Сарыарка»