Презентация к выступлению на конференции


Современный урок и его особенностиПодготовка учителя к уроку в условиях внедрения ФГОС второго поколения Учитель русского языка и литературыЮрьева Л.В. МБОУ «Эсто-Алтайская СОШ им.Д.Н.Кугультинова» С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он начинается, уроком заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается на уроках.Ю.А. Конаржевский М.Твен Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться «Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей»Роль хорошего учителя в системе образования больше, чем сумма всех других факторов, вместе взятых Доклад МакКинзи: «Уроки анализа лучших образовательных систем мира» Что такое современный урок? Структура современного урока.Какие факторы влияют на необходимость внедрения современного урока? Каковы особенности современного урока? На какие вопросы надо ответить? Немного истории Классно-урочная система выдержала примерно 450-летние испытания временем и является основной формой обучения в школах многих стран. Существенный вклад в ее развитие внесли выдающиеся педагоги И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский. Внесли свой вклад в развитие классно-урочной системы обучения и современные психологи, и учителя-практики, и учителя-новаторы, и педагоги-технологи. Генезис урока Этимология слова «урок» в российской педагогике отмечена в X веке. Суть понятия – словесная передача сведенийУрок – часть культурно- исторического явленияЗапрет, договор, правилоПоучение, назиданиеПамятка Сказывать урок (пересказывать готовый текст)Писать уроки (т.е. записывать части готовой книги)Задать, выучить, спрашивать, задать, дать урок (16 в.)Урочные часы, урочные годы, урочные летаМерные урокиЭкзерциции (синоним «урока» в 18 в.)19 в. – термин «урок» прочно вошел в педагогическую терминологию России Онтология хорошего урока К.Д. Ушинский – суть хорошего урока в том, чтобы организовать работу всех учеников именно на уроке, а не перекладывать ее на дом.П.Ф. Каптерев – урок хорош тогда, «когда он интересен, когда он основательно проработан и когда он представляет ряд упражнений не только для ума, но и для воли». Хороший урок – шаг вперед в развитии ребенка. П.А. Бобровников – хороший урок тот, который «деятельно напрягает силы детей», «тщательно обдуман, чтобы определенные усилия учеников дали наибольшие результаты»С.И. Гессен – хороший урок, правильно организованный урок, он предполагает творческую совместную деятельность деятельность учителя и ученика по решению образовательных целейР.Г. Лемберг - основой хорошего урока является «внутреннее единство. Это тщательно оформленное целое»Г.Д. Кириллова – сущность хорошего урока в его целостности Онтология хорошего урока В каждом времени сущность хорошего урока определялась его новой характеристикой. Вот неполный список ярких эпитетов урока за последние годы: традиционный и современный; комбинированный (без доминирующей цели);синтетический или безэтапный;адаптивный или эффективный;интегрированный или бинарный;нестандартный;эвриканский;проблемный;развивающий;эвристический;инновационный;личностно-ориентированный;классический Что необходимо учителю, для организации и проведения урока сегодня? Кредо успешного педагога «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи Ключевыекомпетентности готовность к разрешению проблемготовность к самообразованиюготовность к использованию информационных ресурсовготовность к социальному взаимодействиюкоммуникативная компетентность Интегрированная характеристика работника, основанная на его знаниях, опыте, навыках, мотивации, демонстрируемая в деятельности и поведении и позволяющая успешно решать профессиональные задачи Компетенция Кстати: согласно словарю Merriam Webster (OnLine search) происхождение слова датируется 1585–95 г.г ситуация Самоуправление мобилизация Внутренние + внешниересурсы Готовностьк мобилизации Способность к самоуправлению Внутренниересурсы Внешниересурсы Структура компетенции: Компетентностный стандарт – это стандарт результатов образования. В нем прописано, что завершивший обучение человек может делать ! МОЖЕТ Должен знать, должен уметь Знание - сила ЗНАНИЕ - СРЕДСТВО Компетентностный подход Дидактика, методика, организация учебного процесса Социальная стратегия, спроектированная на сферу образования Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать глубокие прочные ЗНАНИЯ ФГОС: «Смена образовательной парадигмы». Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности В основе ФГОС - системно-деятельностный подход Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения Современный взгляд на урок Эффективный урок - искусственная, открытая, динамичная, централизованная и деятельностная система, предусматривающая взаимодействие как минимум двух субъектов, приводящее к появлению нового качества.Новое качество определяется новой целью – овладением учащимися УУД в ходе ОП Самым главным условием изменения профессионализма учительских кадров для получения новых образовательных результатов учащихся (компетентностей) является изменение педагогических технологий Образовательная технология, в современном понимании – это совокупность специальных форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, выстроенная в определенной последовательности, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых дидактических принципов, направленная на достижение конкретного результата обучения Технология – это система, охватывающая все аспекты образовательного процесса: его цели, содержание, формы, методы и средства. Все они генетически связаны, взаимозависимы и взаимообусловлены Технология предполагает четко выраженные шаги (технологические операции), каждый из которых имеет свою цель, задачи, содержание, результат Структура педагогической технологии Концептуальная основа. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, краткое описание руководящих целей.  Содержательная часть обучения: цели и задачи обучения, содержание учебного материала.Процессуальная часть - технологический процесс: •  организация учебного процесса;•  методы и формы учебной деятельности школьников;•  методы и формы работы учителя;•  деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;  •  диагностика учебного процесса. развивающее обучение проблемное обучение разноуровневое обучение коллективную систему обучения (КСО) технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ) исследовательские методы в обучении проектные методы обучения технологию «дебаты» технологию модульного и блочно-модульного обучения лекционно-семинарско-зачетную систему обучения технологию развития «критического мышления» технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) информационно-коммуникационные технологии здоровьесберегающие технологии систему инновационной оценки «портфолио» технологию дистанционного обучения и др. Проблемы хорошего урока Организация взаимодействия (учитель –ученик; ученик-ученик; саморефлексия–взаимодействие с самим собой)Выстраивание субъект-субъектных отношений Ценностное отношение к образованию Важнейшая задача образовательной системы - переложить ношу ответственности за образование на плечи самого индивида.Д.В. Гарднер М О Т И В А Ц И И С Т О Р О Н 1.То чему я учу, полезно для ученика (Мотивация Учителя)2. То чему учусь, полезно для меня (Мотивация Ученика) Модель сотрудничестваучителя с учениками Рефлексия над процессом сотрудничества и его результатами Ученики используют выбранные средства в процессе сотрудничества Выбор средств для достижения цели Предмет деятельности – цель – потребности Предмет деятельности – цель – потребности Предоставление ученикам вариантов в выборе средств для достижения цели Поддержка и помощь учителя Рефлексия над процессом сотрудничества и его результатами Сближение целей Согласование средств Приобретение нового опыта Взаимообогащение приобретенным опытом как предпосылка дальнейшего сотрудничества Психологическая готовность учеников к сотрудничеству Психологическая готовность учителя к сотрудничеству Практическая готовность учеников к сотрудничеству Процесс сотрудничества Самооценка сотрудничества и результатов Практическая готовность учителя к сотрудничеству Процесс сотрудничества Самооценка сотрудничества и результатов Развитие человека Физическое Сотрудничество Развитие интеллекта + Эмоций + Воли == Гармоничная личность (уравновешенность)Развитие Физическое + Психическое + Социальное == Всестороннее развитие Развитие Природное Социальное Интеллект Воля СилаВыдержкаСкоростьЛовкостьОсанкаЗдоровье Эмоции Психическое Общение УРОК УРОК - это форма технологичной организации учебной деятельности учащегося по достижению целей образования как результата ученика Организационный моментАктуализация знанийПроблемное объяснение нового знанияПервичное закрепление во внешней речиСамостоятельная работа с самопроверкойВключение нового знания в систему знаний. Повторение Рефлексия. Итог урока Структура урока ОНЗ Что же такое современный урок??? «Урок как форму организации обучения придумал Я.- О. Коменский еще 400 лет назад. Так что урок – это архаика, он объективно устарел за это время и исчерпал себя.Словосочетание «современный урок» – это нелепость, нонсенс, оксюморон*, что-то вроде современной архаики, что есть абсурд». «Колесо, еще древнее, но попробуйте без него обойтись»Е.А. Ямбург, директор ЦО № 109, д.п.н оксюморон*- (от греч.oxymoron –букв. остороумно-глупое), сочетание слов, образующих неожиданное смысловое единство. Например, «живой труп», «убогая роскошь» Эффективный урок - искусственная, открытая, динамичная, централизованная и деятельностная система, предусматривающая взаимодействие как минимум двух субъектов, приводящее к появлению нового качества.Новое качество определяется новой целью – овладением учащимися УУД в ходе обучения и воспитания Современный взгляд на урок Основные отличия современного урока в соответствии с требованиями ФГОС обязательное использование стартовой диагностики уровня сформированности УУД и мониторинг их формирования в течение учебного года; активное применение групповых форм, позволяющих управлять процессом обучения, сочетание репродуктивных и продуктивных форм, создания условий для достижения учащимися базового (опорного) и повышенного (функционального или профильного) уровня требований ФГОС; владение обобщенным способом проектирования (построения) урока на основе методологии, как системы принципов управления качеством, чтобы осознанно выбрать технологию обучения Главное в уроке - видеть и знать его основные законы.Зная основные законы урока, можно «обрастать» новыми приёмами и методами. Они, как зёрна прекрасного, приживаются в этой почве и дают замечательные плоды Система подготовки урока включает: а) подсистему планирования занятий (годовое, тематическое, поурочное), б) подсистему подготовки к занятиям. Понятийный анализ Логический анализ Психологический анализ Цели, объем, структура, способы усвоения, способы актуализации и т.п. Последовательность, противоречия и проблемы, материал для индивидуальной, групповой, фронтальной деятельности Приемы и способы создания проблемных ситуаций, средства повышения мотивации, усиления новизны материала, вопросы диагностики, смены видов деятельности и т.п. Анализ воспитательного аспекта Дидактический анализ При тематическом и поурочном планировании следует учитыватьПонятийный анализ материала: объем материала и цель его изучения, основные понятия, структуру знаний, репродуктивное и творческое усвоение, связь понятий, актуализация, варианты формулировок и др.2. Логический анализ: последовательность изучения материала, материал для коллективной и групповой деятельности, противоречия и проблемы развертывания материала и др.3. Психологический анализ: приемы и способы создания проблемных ситуаций, возможность самостоятельного решения (изучения) того или иного вопроса, средства усиления новизны материала, приемы развития интереса, вопросы диагностики усвоения, предупреждение неуспеваемости, смена видов деятельности и др. 4. Анализ воспитательных сторон урока: как лучше организовать воспитательный вклад материала? Какие понятия и способы деятельности в наибольшей степени влияют на формирование мировоззрения ? 5. Дидактический анализ: какие понятия и способы деятельности должны быть усвоены, дидактические задачи и способы их решения, уточнение объема материала, структура урока, дополнительный материал, выбор методов и приемов, способы решения проблем, система самостоятельных работ, способы работы с учебником, дидактический материал, технические средства обучения, список учеников для проверки знаний, для индивидуальной работы, варианты «подсказок, межпредметные связи, связь с жизнью и опытом школьников, система упражнений для применения знаний и умений, материал для домашнего задания и др. Центральным звеном в дидактической подготовке урока является выбор методов обучения Типология уроков по внешним основаниям Классификация уроков по дидактическим целям.Классификация уроков по этапам формирования навыков.Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности.Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса.Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения.Классификация уроков по типу межпредметных связей Типология уроков по структуре учебной деятельности(Эльконин-Давыдов) Урок постановки учебной задачи.Урок преобразования условий учебной задачи.Урок моделирования.Урок преобразования модели.Урок построения системы конкретно-практических задач.Урок контроля.Урок оценки.Комбинированный урок Типология уроков (по Хуторскому А.В.) Уроки когнитивного типа.Уроки креативного типа.Уроки оргдеятельностного типа.Уроки коммуникативного типа. Методические требования к современному уроку Стремление учителя самостоятельно разрабатывать проекты своих уроков (не прямое заимствование готовых разработок)Знание системы принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений, обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной деятельности на уроке (принцип – это инструментальное, методическое выражение познанных законов и закономерностей обучения)Точное (в закономерностях. принципах) и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку Зона творчества учителя? Могут изменяться:время, отводимое педагогом на каждый этап (т.е. длительность этапа);содержание (система дидактических развивающих заданий) этапа;методы и способ обучения;средства и формы организации учебно-воспитательного процесса. Методические требования к современному уроку Знание каждым учителем типологии уроков, и только обоснованный выбор типа урока.Что определяет тип урока??Составьте типологию уроков с точки зрения формирования универсальных учебных действий. Методические требования к современному уроку Разумное использование образовательных технологий, форм организации учебной деятельности, средств и методов обучения.Обязательный учет индивидуальных особенностей обучающихся.Стремление к поиску и по возможности формулирования кроме темы еще и так называемого «имени урока» (эмоционально выраженная суть идеи урока).Специально спланированная деятельность по обеспечению воспитательной функции урока.Комплексное планирование задач по трем группам целей : педагогическим, развития образовательного процесса, саморазвития учителя.Выделение в содержании материала главного и второстепенного.Продумывание и по возможности формулирование ценностного основания выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке Методические требования к современному уроку Опора на межпредметные связи для формирования целостного представления о системе знаний.Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса (переход от человека знающего – к человеку знающему, понимающему и деятельному).Включение в содержание урока упражнений творческого характера.Обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.Знание различных технологий развивающего обучения и их дифференцированное применение.Обоснованный выбор форм обучения или сочетания форм.Индивидуализированный подход к обучающимся на основе диагностики их реальных учебных возможностей.Специально спланированная работа по формированию УУД, метапредметных результатов.Обоснованный выбор средств обучения Методические требования к современному уроку Специально продуманная работа по мотивации учебной деятельностиСоздание условий для проявления самостоятельности школьниковПродуманное и целесообразное использование ИКТДифференциация д/з (разумная)Знание и использование основных принципов здоровьесбереженияОбеспечение благоприятных гигиенических условий на урокеОбеспечение благоприятных эстетических условий Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности и безусловного уважения к личности школьникаСтремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя на учащихсяОптимальное сочетание рационального и эмоционального в работе на урокеИспользование в работе режиссуры урокаИспользование дискурсивных умений при четком следовании замыслу урока ДИСКУРСИВНЫЕ* УМЕНИЯ Рефлексия ИмпровизацияПрогнозирование и предвосхищениеЭффективное слушание и запоминаниеПроявление эмпатии и толерантности в общенииПротивостояние деструктивным явлениям в педагогическом диалоге: речевой агрессии, словесному манипулированию, вульгаризации, жаргонизации речи *Ди́скурс или диску́рс (фр. discours) в общем смысле — речь, процесс языковой деятельности Пути дискурса Прогноз и рефлексия Путь нашей мысли Импровизация, слушание, запоминание Дорога слова Эмпатия. толерантность Путь действий Гигиенические критерии рациональной организации урока № Факторы урока Уровни гигиенической рациональности Достаточный Недостаточный Нерациональ-ный 1. Плотность урока Не менее 60%, не более 75-80% 85-90 % Более 90 % 2 Число видов учебной деятельности 4-9 2-4 1-2 3 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 мин 11-15 мин Более 15 мин 4 Частота чередования видов деятельности Смена через 7-10 мин Смена через 11-15 мин Смена через 15-20 мин 5 Число видов преподавания Не менее 3 2 1 6 Чередование видов преподавания Через 10-15 мин Через 15-20 мин Не чередуются 7 Число эмоциональных разрядок 2-3 1 нет Основные компоненты современного урока 1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. 2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. 3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. 4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом. 5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. 6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. 7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. 8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока Критерии результативности урока Соответствие результатов требованиям государственного стандарта образования, ЕГЭ, инновациям в образовании. Объём и уровень результатов учебной деятельности учащегося Алгоритм подготовки учителя к проведению современного урока Определение предполагаемых образовательных результатов учеников.Актуализация ресурса учащихся в сознании учителя (способы).Ценностная ориентация педагога к проблематике темы урока.Определения смысла урока.Разработка идеи урока.Формулировка заданий.Соотнесение результатов учеников с требуемыми ФГОС.Формулирование целей урока.Разработка структуры урока.Написание конспекта урока Единство обучения, воспитания и развития Общая функция: целостное формирование личности Триединая цель урока обучение развитие воспитание Учебно-воспитательные задачи урока Требования психологии Общая психология требует создания на уроке необходимого микроклимата.Психология усвоения предъявляет к обучению следующие требования:деятельностный подход (С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский);адекватность деятельности учащихся усваиваемым знаниям (А.Н. Леонтьев);организация усвоения деятельности в соответствии с психологическими особенностями процесса усвоения (П.Я. Гальперин) Цели и задачи школьного преподавания Знакомство с наукой, как части цивилизацииЗнакомство с методами познания и построения картины мираПодготовка учащихся к продолжению образования и успешному усвоению других учебных предметовСовершенствование личности ученика – его образование Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда М.Твен Цель –это заранее запрограммированный результат,который человек должен получить в будущем в процессе той или иной деятельности Функционирование урока Целеполагание Целе-осуществление Целеустрем-ленность Целеполагание - процесс формирования цели и ее развертывание (алгоритм) анализ ситуации;учет соответствующих нормативных документов;установление потребностей и интересов;определение ресурсов;выбор потребностей, удовлетворение которых при данной затрате ресурсов дает оптимальный эффект;формулировка цели Целеосуществление - процесс перехода из внутренней причины в следствие – фактическое поведение человека, в ходе которого формируется конечный результат деятельности Целеустремленность – действие в соответствии с поставленной целью. Умение декомпозировать цель, т. е. расчленить ее на более частные цели подсистем и элементов Учить и воспитывать - как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке! Е. Ильин Критерии результативностиурока Результат работы ученика Результат работы учителя Предметно-образная Понятийная Мировоззренчес-кая Деятельност-ная Концеп-туальная Широкоеи целостноепредставлениео предметепознания Понятийный анализ явления Духовно-нравствен-ное обоснова-ние явления Обобщениеспособов деятельнос-ти,перенос в новые условия Разработкановых идей,способоврешенияучебной проблемы Структура учебного успеха Я Зависит от моей системы ценностей Зависит от моей природы Я сам Я с другими могу хочу знаю умею Система ценностей Общеучебные умения и навыки Учебная мотивация Учебный успех Отличительные признаки современного урока Обучение через открытие.Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском истинной точки зрения.Развитие личности.Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.Демократичность, открытость Отличительные признаки современного урока (продолжение) Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию. Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или выведенное самостоятельно понятие.Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно–поисковой или исследовательской деятельностью учащегося Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей,- Пока идёшь за кем- то в след, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется! «…во времена перемен для прилежного ученика открыт целый мир. Тот же, кто считает, что уже всему научился, оказывается прекрасно подготовленным для жизни в мире, которого уже не существует»... Эрих Хоффер