8 класс. Презентация. Подготовка к контрольной работе по теме Синтаксис и пунктуация. Второстепенные члены предложения


8 класс.Подготовка к контрольной работе по теме «Синтаксис и пунктуация» В каком предложении есть простое глагольное сказуемое? 1) Я буду сильно беспокоиться.2) Дни становились все длиннее и длиннее.3) Вскоре я бросил писать стихи.4) Садовник был человек суетливый и разговорчивый.  В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?1) Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу.2) Речь, стих — та же музыка, то же пение.3) Карл Петрович в конце концов согласился вернуться.4) Самым потерянным и негодным человеком в городе считался младший Маклаков. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?1) Зимы ждала, ждала природа.2) Но был ли счастлив мой Евгений?3) Ее загаданный час, по-видимому, должен был наступить позже.4) Первые недели плавания принесли разочарование. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?1) Жизнь каждой звезды периодична.2) Она будет всю жизнь благоговеть перед ним.3) Изменники точно в воду канули.4) Осенью я начал серьезно заниматься плаванием. В каком предложении есть составное именное сказуемое?1) Один и тот же сон мне повторяться стал.2) Все сходило ему с рук.3) А все же мы разберемся сперва.4) Теперь рассеяны сомненья. В каком предложении есть составное именное сказуемое?1) О, я обняться с бурей был бы рад!2) Я часто не в силах был скрывать свое отношение к вам.3) Как будто перестало биться сердце.4) Эта грусть была неопределенная, смутная, как сон. Выпишите грамматические основы из следующих предложений (знаки не расставлены).1. Ему совсем нездоровится.2. Сашка писал стараясь выводить буковки которые прыгали с одной строчки на другую.3. После он начал писать рассказы затем повести и романы. 4.Передайте это письмо мне Марья Ивановна! Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений и определите вид предложения по количеству грамматических основ.1. Пугачев дал знак и меня тотчас отпустили и оставили.2. Читать значит вырабатывать вкус, постигающий прекрасное.3.В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей которые с печальным криком полетели дальше Виды обстоятельства.Упражнение 342 (по учебнику С.И.Львовой)1. С трудом Григорий натянул на себя полу тулупа, лёг на спину. 2. Будь красивой, как мать, и вдвое счастлива. 3.На опушке молодого дубового леса, лицом к Харькову, вырос красивый серый дом. 4.Днём зверь лежит где-нибудь в чаще, и найти его трудно. 5.После обеда Порфирий Владимирович удалился спать. 6.Не вкусив горького, не узнаешь сладкого. 7.Несмотря на усталость, на неудачи, связанные с неопытностью, невзирая на предприимчивость дяди Юры, который жил неподалёку и приходил в самые неурочные часы, артель находила время для задушевных бесед Инфинитив в роли разных членов предложенияЖить – значит работать.Играть в хоккей – его главное увлечение.Не видать вам больше удачи! Поднять паруса!Только надежда (какая?) спасти сына поддерживала ее. Я прошу вас (о чем?) говорить по существу дела. Летом и осенью мы ездим за Каму (с какой целью?) собирать грибы. Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей, обозначает предмет и чаще всего относится к сказуемому. Подчёркивается пунктиром. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей: Р.п.–  кого? чего? Выбор профессии. Д.п. – кому? чему? Пишу другу. В.п. – кого? что? Пишу письмо. Т.п. – кем? чем? Пишу ручкой. П.п. – о ком? о чем? Думаю о друге. Подчёркивается пунктиром. Прямое дополнение обозначает объект, на который направлено действие. Оно бывает выражено существительным или местоимением в В.п. или Р.п. без предлогов.Р.п. – кого? чего? Нет газетыВ.п. – кого? что? Пишу работу Подчёркивается пунктиром Косвенное дополнение обозначает объект, на который направлено действие. Оно бывает выражено существительным или местоимением в В.п. или Р.п. с предлогом, а также в Д.,Т.,П. падежах.Р.п.– кого? чего?– Рассказать для сестрёнкиВ.п.- кого? что? - Взяться за рукуПодчёркивается пунктиром. Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?Чей? Чья? Чьё? Чьи? Который? Которая? Которое? Которые? Подчёркивается волнистой линией. Согласованное определение связано с определяемым словом согласованием, имеет ту же форму рода (в ед.числе), числа и падежа, что и определяемое слово, и может быть выражено полным именем прилагательным и причастием, порядковым числительным, определительным, притяжательным, указательным местоимением.Доброе (какое?) молчание лучше худого (какого?) ворчания.Подчёркивается волнистой линией. Несогласованное определение связано с определяемым словом управлением или примыканием и может быть выражено именем сущ-ым в косвенном падеже, личным местоимением, сравнительной степенью прилагательного, наречием, инфинитивом, устойчивым словосочетанием.Мальчик (какой?) лет пятнадцати удерживал жеребца. Подчёркивается волнистой линией. Приложение – особый вид согласованного определения, который выражается именем существительным. Между определяемым словом и приложением ставится дефис: -- если оба они выражены нарицательными существительными (город-герой, девицы-красавицы); -- если первое слово - имя собственное, а второе – нарицательное (Иван-царевич, Москва-река).Дефис не ставится, если собственное имя существительное стоит за нарицательным именем: царевич Иван, река Москва.  Приложение подчёркивается волнистой линией. На ней была юбка в клетку.  Мы выписываем журнал «За рулем». Я побывал на озере Байкал.Это его дом.Нам подали кофе по-варшавски.У него было большое желание учиться.Ни рыба ни мясо, он тем не менее был мне чем-то симпатичен. Вряд ли тебе парня сильнее и краше видать привелось. ОбстоятельствоОбстоятельства чаще всего выражены:существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога - Жил (где?) в лесу. Говорил (как?) с восторгом.Наречием - Жил (как?) весело.Местоимённым наречием - Поехал (куда?) туда.Деепричастием - Сидел (как?) отвернувшись.Инфинитивом - Вышел (с какой целью?) освежиться.Подчёркивается пунктиром с точкой. Основные виды обстоятельствТаблицаhttp://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/stages/720-251_osnovnye_vidy_obstoyatelstv.html