Презентация опыта по подготовке учащихся к ЕНТ по русскому языку и литературе


Презентация опыта
по подготовке учащихся к ЕНТ учителя русского языка и литературы КГУ «ШГ №35» г. Экибастуза Скриповой Г.Н.
Уважаемые коллеги, в основе любой деятельности, направленной на положительный результат, лежит принцип системности, что предполагает изучение и анализ состояния вопроса на сегодняшний день, определение существующих проблем и, как следствие, четкую постановку целей и задач предстоящей деятельности. Одной из наиболее актуальных проблем, волнующих учителей является качественная, эффективная подготовка учащихся к ЕНТ.
В нашей школе сложилась определенная система подготовки выпускников к итоговой аттестации: определены основные направления: психологическое, организационное, технологическое, информационное. Реализация направлений осуществляется через общешкольный план подготовки к ЕНТ, в котором четко определены цели и задачи данной деятельности.
Система работы школы по подготовке к ЕНТ складывается из 4-х основных направлений:
психологического;
организационного;
технологического;
информационного.
Реализация направлений осуществляется через общешкольный план подготовки к ЕНТ
Планомерная, кропотливая работа педагогов школы по их реализации приносит хорошие результаты: в 2011-2012 г. Школа заняла первое место среди общеобразовательных школ Экибастузского региона. Чтобы качественно подготовить учащихся к ЕНТ, нужна система в работе самого учителя.
Ежегодно, начиная новый этап в подготовке выпускников к национальному тестированию, мы тщательно анализируем предыдущие результаты учащихся, выявляем факторы, снижающие результативность деятельности:
снижение мотивации учащихся из-за однообразия форм и методов обучения, способов подготовки к ЕНТ;
неумение учащимися ранжировать задания по трудности, работать поэтапно;
нерациональное использование рабочего времени при выполнении тестов;
отсутствие четкого режима организации при подготовке к ЕНТ в домашних условиях;
использование при тестировании уже знакомой базы тестов прошлых лет способствует излишней уверенности;
завышенная или заниженная самооценка учащихся;
недостаточная профориентационная подготовка учащихся, влияющая на выбор 5 предмета;
недостаточная система мониторинга;
формальный поэлементный анализ пробных тестирований.
Исходя из обозначенных проблем, определены направления деятельности по снижению уровня влияния данных факторов:
Разработка календарно- тематического планирования по вопросам ЕНТ.
Изучение, уточнение требований к нормам оценки ЗУН учащихся по предмету.
Разработка и ведение мониторинга ОУУН и качества знаний учащихся.
Разработка КИМов различного вида для осуществления промежуточного и итогового контроля качества знаний учащихся.
Разработка дидактического материала, направленного на развитие системного, логического мышления на учебном занятии.
Разработка заданий для самостоятельной работы учащихся.
Разработка разноуровневых заданий по наиболее сложным темам курса.
Разработка проблематики тематических консультаций при подготовке к ЕНТ.
Обеспечение здоровьесберегающего компонента.
В основе этой деятельности, прежде всего, лежит календарно-тематический план по подготовке учащихся к аттестации по предмету. Прежде чем проверять знания учащихся, надо их комплексно дать. Вот поэтому особый акцент делается на блочном и тематическом повторении материала. Нужно помнить о разнообразии форм работы на уроке, что способствует развитию интереса к предмету.
Тематическое планирование по подготовке к ЕНТ
№ Содержание работы Сроки
1 Фонетика, графика и орфоэпия.  
2 Словообразование и орфография:
правописание приставок;
орфограммы в корне;
орфограммы в суффиксах;
орфограммы в окончаниях.  
3 Лексика и фразеология.  
4 Морфология:
имя существительное;
имя прилагательное;
имя числительное;
местоимение;
наречие;
глагол;
причастие;
деепричастие;
служебные части речи;
междометия.  
5 Словосочетание.  
6 Простое предложение.  
7 Предложения с обособленными членами.  
8 Слова, грамматически не связанные с членами предложения.  
9 Сложносочиненные предложения.  
10 Сложноподчиненные предложения.  
11 Бессоюзные предложения.  
12 Сложные предложения с разными видами связи.  
13 Способы передачи чужой речи.  
14 Стили речи.  
Особое внимание при повторении и систематизации знаний учащихся уделяется наиболее трудным темам.
№ п/пНаименование
темы Наименование
подтемы1 Фонетика, графика и орфоэпия.
Звонкие и глухие согласные в корне
 
2 Словообразование и орфография:
  Приставки ПРЕ- и ПРИ-
Чередующиеся гласные в корне
Гласные после шипящих и Ц в корне
3 Состав слова. Словообразование.
Состав слова.
 
4 Лексика и фразеология. Фразеологические обороты.
Многозначные слова. Омонимы.
Морфология
  Имя существительное. Правописание окончаний имен существительных в безударном положении.
 
Имя прилагательное Правописание суффиксов имен прилагательных.
 
Имя числительное Значение и разряды числительных
Местоимение Значение и разряды местоимений
Наречие Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Правописание наречий.
Гласные А и О на конце наречий. Ь на конце наречий.
Глагол Значение, морфологические признаки и формы глаголов.
 
Причастие Н НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
 
Деепричастие Значение, формы и правописание деепричастий.
 
  Служебные части речи. Междометия. Значение и правописание союзов
6 Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании.
7 Простое предложение. Типы односоставных предложений. Виды второстепенных членов предложения.
8 Предложения с обособленными членами. Обособленные уточняющие члены предложения.
9 Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в ССП.
10 Сложноподчиненные предложения. Знаки препинания в СПП.
11 Бессоюзные предложения. Знаки препинания в БСП.
12 Сложные предложения с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
13 Способы передачи чужой речи. Понятие о прямой и косвенной речи. Знаки препинания при прямой речи.
ЕНТ - сдача экзаменов с помощью тестов, поэтому заранее нужно запастись большим количеством различных заданий для подготовки.
Виды тестов
Базовые тесты — тесты, позволяющие проверить усвоение базовых понятий на репродуктивном и алгоритмическом уровнях; время проведения — 10-15 минут;
Диагностические тесты — тесты, дающие возможность выявить не только пробелы в знаниях по теме, но и уровень ее усвоения (по четырем уровням), учебные возможности обучаемого;
Тематические тесты — тесты для проведения в конце изучения темы, позволяющие зафиксировать объем и уровень ее усвоения;
Итоговые тесты — тесты для проведения в конце полугодия, года, за курс основной (средней) школы с целью выявления объема и уровня усвоения материала.
Чтобы большая, кропотливая работа была результативной, архиважное значение мы уделяем мониторингу деятельности учащихся.
Для того, чтобы отследить результативность деятельности учащихся в процессе подготовке к ЕНТ ведется три вида мониторинга:
мониторинг результатов самостоятельного тестирования учащихся;
мониторинг результатов тематических, пробных и контрольных тестирований учащихся в рамках школы;
мониторинг результатов городского тестирования учащихся.
Начиная с 10 класса, ребята самостоятельно работают с тестами. У каждого заведена тетрадь, в которой записи оформляются следующим образом. (Приложение №1,2,3).
Записи результатов ведутся в тетради учителя, а также отражаются на стенде.
Считаем эту работу обязательной, т.к. наглядность в сравнении с другими учащимися класса помогает определить личностную траекторию продвижения при подготовке. Данный мониторинг ведется по четвертям.
Следующий вид мониторинга отражает результаты тематических, пробных и контрольных тестирований учащихся в рамках школы. (Приложение №4)
Третий вид мониторинга включает в себя результаты тестирования на городском уровне. (Приложение №5)
Для большей наглядности продвижение учащихся в течение года отражаются в цвете.
21-25 розовый17-20 зеленый
14-15 желтый
10-13 коричневый
Ниже 10 серый.
Результаты мониторинга по предмету находят свое отражение в «Индивидуальной карте продвижения учащегося» (Приложение №6).
Обобщая весь опыт работы на сегодняшний день, мы пришли к выводу о необходимости создания индивидуального портфолио учащегося по подготовке к ЕНТ.
По нашему мнению, портфолио будет способствовать:
более четкой организации деятельности всех заинтересованных сторон: учитель, ученик, родители;
повышению ответственности каждого учащегося за результаты своей деятельности;
вовлечению родителей в организацию контроля за деятельностью ребенка и создание благоприятных условий на период подготовки к ЕНТ. (Приложение 6)
Приложение №1.
Индивидуальная работа учащихся с тестами по предмету
вариант 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант 5 вариант 6
1 А14 В1 А14 В1 А14 В1 А14 В1 А14 В1 А14 В2 В15 А2 В - 15 А2 В15 А2 В15 А2 В15 А2 В15 А3 В16 А - 3 В16 А 3 В 16 А 3 В16 А 3 В - 16 А 3 В16 А
4 С17 С4 С17 С4 С17 С4 С17 С - 4 С17 С4 С17 С5 Е18 Д5 Е18 Д - 5 Е 18 Д5 Е18 Д5 Е18 Д5 Е - 18 Д -
6 Е19 В - 6 Е - 19 В 6 Е19 В - 6 Е19 В 6 Е19 В 6 Е19 В
7 Д20 С7 Д20 С7 Д20 С7 Д20 С7 Д20 С7 Д20 С8 А21 В8 А21 В8 А21 В8 А21 В - 8 А21 В8 А21 В9 А22 В9 А22 В9 А22 В 9 А22 В9 А22 В9 А22 В10 С - 23 Д - 10 С 23 Д - 10 С 23 Д 10 С 23 Д 10 С 23 Д 10 С 23 Д
11 В24 Д11 В - 24 Д11 В24 Д11 В24 Д - 11 В24 Д11 В - 24 Д12 Д25 А12 Д25 А12 Д25 А - 12 Д25 А12 Д25 А12 Д25 А -
13 Еитого 21 13 Еитого 21 13 Еитого 23 13 Еитого 22 13 Еитого 24 13 Еитого 21
Ошибки учащихся при выполнении тестов
вариант 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант 5 вариант 6
10. -н, -нн в суф. прилаг. 2.ударение в слове 19.знаки преп в предл. с прям речью 17.гласные в оконч. глаголов 3. правописание приставок пре-, при- 5.способы образования слова
16. виды сказуемых 6.правопис. Суф. –ек, -ик 25. к-во знаков преп. в предлож. 21. определить вид СП 11. -н, -нн в суф. причастий
19.типы односост. предл. 11.-н, -нн в суф. прилаг24. Определить значение БСП 18. типы односост. Предл.
23.знаки преп. В БСП 18.типы односост. предл. 25. к-во знаков преп. в предлож.
23.к-во знаков преп. в предлож. Приложение №2.
Рекомендации учителя
1.Повторить теоретический материал по темам: -н, - нн в суф. прилаг.
Типы односост. предл.
2. Выполнить практические задания. Дидактический материал по русскому языку для 6 класса. Карточка №121
3. Групповая консультация по теме: «Знаки препинания в простом предложении»
Приложение №3.
Мониторинг
Результаты самостоятельного тестирования учащихся 11 «А» класса.
Предмет: Русский язык 1 четверть
Цель: определить динамику роста (снижения) качества работы учащихся при выполнении тестовых заданий.
№ Ф.И. Уч-ся «0» Вар№Вар№Вар№Вар№Вар№Вар№Вар№Вар№Вар№Вар№Вар№К Д
Дата 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 19 20 Приложение №4
Мониторинг
Результаты тематических, пробных и контрольных тестирований учащихся 11 «А» класса.
Предмет: Русский язык 1 четверть
Цель: определить динамику роста (снижения) качества работы учащихся при выполнении тестовых заданий.
№ Ф.И. Уч-ся «0» ППППТ ППППТ К Д
Дата 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 П – пробное
Т- тематическое
К-контрольноеД- динамика
Приложение №5
Мониторинг
Результаты городских тестирований учащихся 11 «А»класса.
Предмет: Русский язык
Цель: определить динамику роста (снижения) качества работы учащихся при выполнении тестовых заданий.
№ Ф.И. Уч-ся «0» Дата Дата Дата Дата Д Дата Дата Дата Дата Д
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Д- динамика
Приложение №6
Индивидуальная карта продвижения учащегося _______________________________________
Предмет Дата тестирования, количество баллов
Казахский язык Русский язык История РК Математика 5-й предмет Общий балл Подпись учащихся Подпись родителей Сравнительные данные итогов ЕНТ учащихся 11 "А" класса (метод цветоматрицы)
Средний балл Дата Ф.И. уч-ся Дата Ф.И. уч-ся Дата Ф.И. уч-ся Дата Ф.И. уч-ся
                                                                                 
  21-25   17-20   14-15   10-13   ниже 13