Тема самообразования: «Подготовка учащихся 9-11 классов к итоговой аттестации в форме ОГЭ,ЕГЭ с использованием ИКТ»

Фоменко Лариса Леонидовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Красномихайловская СОШ» Яшалтинского района Республики Калмыкия
Тема самообразования: «Подготовка учащихся 9-11 классов к итоговой аттестации в форме ГИА-ЕГЭ с использованием ИКТ» 
План темы по самообразованию:
1.ИКТ   как инструмент достижения образовательной цели урока. 
2. Система  работы учителя по подготовке  учащихся к ГИА, ЕГЭ по русскому языку
3. Заключение.
4.Используемая литература. 5. Подготовка учащихся 9 классов к итоговой аттестации в рамках элективного курса «ПОДГОТОВКА К ГИА»
Тема начата в 2011 году. 
Темой самообразования стала подготовка к ГИА учащихся 9-х классов, и ЕГЭ одиннадцатиклассников.  Промежуточный отчет (сообщение с курсов об изменении в КИМах ГИА и поделилась презентацией, рассказывающей о том, как определить проблему и подобрать аргументы при выполнении части С в ЕГЭ) в апреле 2011 года на районном методическом объединении. 
В ходе работы над темой  самообразования изучена литература:
Единый государственный экзамен 2011. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ, авт.: В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, И.П. Цыбулько М.: Интеллект-Центр, 2010.
ЕГЭ-2011: Русский язык. ФИПИ, авт.: И.П. Цыбулько А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, И.Б. Маслова М.: Астрель, 2010.
Егораева Г. Т. Русский язык. Часть 3(С). Методические рекомендации по выполнению задания. – М.: Экзамен, 2010.
Материалы сайтов:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ИКТ   как инструмент достижения образовательной цели урока. 
Почему  ИКТ  используется  педагогами в образовательном пространстве урока?   ИКТ выступают  как средство или инструмент познания на уроке, поэтому его использование подчинено целям и задачам урока разного порядка: образовательным, воспитательным, дидактическим.  ИКТ решают  различные проблемы данного конкретного класса на данном конкретном уроке. Проблемы могут быть разного плана: мотивации к обучению, развитие коммуникативных способностей, получение знаний, накоплению фактического и информационного материала, формирование информационной грамотности и т.д. ИКТ являются  исключительно плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся. Организация образовательного пространства урока с применением ИКТ  требует особого внимания.  Организуя образовательное пространство урока,  педагог создает условия для получения учащимися новых знаний. Не ведет за собой по всем этапам объяснения нового материала, а создает такие условия для учащихся, когда они понимают важность цели урока, мотивируются и определяют сами, что они должны сделать и как именно, чтобы этой цели достичь. При этом  учащиеся  должны научиться или продуктивно использовать межличностное общение, навыки работы в группе, парах, коллективе, сформировать умение выполнять различные роли в группе. При составлении плана урока, при отборе учебного материала для урока с ИКТ  педагог   соблюдает основные дидактические принципы. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.  Поэтому такому уроку свойственно следующее:
принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
интерактивность и диалоговый характер обучения, так как  ИКТ обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения;
оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения сколько угодно велики.
Компьютер может использоваться на всех этапах: при подготовке урока, в течение всего процесса – при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
Схема  использования ИКТ  на уроке – это общение по теме учебного материала по моделям ученик – ученик и ученик – учитель. Такая схема наиболее продуктивна в условиях современного образования, так как она обеспечивает:
организующую функцию учителя, его позицию консультанта и организатора образовательного пространства урока, технического эксперта;
активную позицию ученика, то есть позицию субъекта обучения относительно процесса получения им нового знания, где он сам выбирает или определяет границы своего знания и пути, способы и скорость достижения нового;
развитие коммуникативных навыков, толерантности, опыт продуктивного межличностного общения: общение в группе, парах, возможность побывать в различных ролях в результате распределения их в процессе деятельности.
В выделенных позициях очень важным представляется обеспечение субъективной позиции ученика на уроке с помощью ИКТ. Подготовка к  урокам  с использованием ИКТ – трудоемкий процесс, так как речь идет об организации образовательного процесса урока, когда продумывается сценарий урока  и обеспечивается траектория развития каждого ребенка (насколько это возможно), продумывается создание условий, при которых ученик будет вынужден совершать шаги к получению нового знания и использовать при этом разные способы и виды общения, открывать для себя лично все новые и новые горизонты. Роль учителя при этом – направление движения к получению знаний, консультационная и экспертная помощь.  Все эти особенности урока с использованием ИКТ делают их  продуктивными в процессе подготовки   учащихся к ГИА.  Система  работы учителя по подготовке  учащихся к ГИА, ЕГЭ по русскому языку  Качество образования  в современной школе определяется по  результатам Государственной итоговой аттестации учащихся,  которая стала большим испытанием  для учащихся и учителей.  Стало очевидным,  что важно  не только дать детям знания, но и научить  самостоятельно их применять на практике,  уметь их трансформировать в соответствии с меняющимися целями и задачами.   Новая форма аттестации учащихся повлекла за собой и изменения в  процедуре подготовки учащихся к ГИА по русскому языку.   Чтобы качественно подготовить ученика,  учитель не только должен качественно преподнести учебный  материал, но и  сформировать  у учащихся предметные ЗУНКи,  и  отследить прочность их усвоения и результативность их применения на практике. Причем это педагог  должен  делать системно   в процессе  преподавания.  Связать все эти задачи  и цели подготовки к ГИА в одну  сложившуюся систему работы  позволяет использование  в процессе урока и внеурочной деятельности  ИКТ – технологий и одной из их составляющих - электронных образовательных ресурсов.  В  процессе подготовки учащихся к ГИА  хорошо зарекомендовала себя  следующая методика работы  по темам    подготовки:
Диагностика  уровня владения ЗУНКами.
Актуализация, систематизация и обобщение знаний  по теме.
Отработка  практического навыка,  формирование умений и навыков при наличии пробелов в знаниях и умениях.
Дианостика уровня владения ЗУНКами.
Корректировка умений и навыков.
Контроль готовности к выполнению экзаменационных заданий.
Все используемые  электронные образовательные ресурсы по своему назначению в процессе подготовки к ГИА, ЕГЭ  разделила  на:
демонстративные – содержат теоретический материал по  предмету,  положения или инструкции к их выполнению;
интерактивные – содержат  учебный материал,  на основе которого идет обсуждение  учебного материала; 
диагностические или контролирующие – содержат тесты или тренажеры, позволяющие определить степень сформированности тех или иных знаний и умений детей.
 К демонстративным ЭОРам отношу   презентации,  цель которых продемонстрировать какой  - либо теоретический материал,  чаще всего теорию по предмету обобщающего характера. Такие ЭОРы нужны для  реализации  этапа актуализации,  систематизации и обобщения знаний по темам.  С помощью презентаций провожу не только обучение, но и психологическую подготовку к экзаменам. Поясню свою мысль. Тестовая часть экзамена по русскому языку кажется ребятам  доступной.  А написание изложения и сочинения вызывает массу вопросов,   появляются проблемы,  с которыми ребята  боятся не справиться,  испытывают страх перед их выполнением. А иногда и отказываются их выполнять! Поэтому в начале  учебного года в 9 классе в формате презентации мной была представлена  вся технология написания  изложения и сочинения  по русскому языку  часть С.2.2., в 11 классе написание сочинения-рассуждения.   Презентация по технологии написания изложения была мною отнесена к демонстрационным  ресурсам,  так как  в ней содержалась информация  для учащихся,  которую им надо было усвоить, переработать и понять. Вот несколько отрывков из  этой презентации. Что значит сжать исходный текст ? [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Отличия между подробным и сжатым изложением (  1 слайд из 2)

  Что требуется от ученика при написании сжатого изложения? 
Что важно знать при написании сжатого изложения?  
Эти фрагменты презентации позволяют  выделить в  требованиях к сжатому изложению  основные моменты,  которые ученик должен знать и использовать в своей экзаменационной работе. Заканчивается презентация  описанием технологии написания  сжатого изложения.  Нужно отметить,  что данная  технология зарекомендовала себя хорошо.    По результатам школьного и муниципального пробного экзамена был проведен опрос среди выпускников  9 классов. Выпускники  написали в отзывах,  что   им понравился экзамен по русскому языку,  так как понимали все требования  к работе и чувствовали себя уверенно.  В этом вижу  заслугу  в том числе и описанного выше ЭОРа по  технологии написания изложения.  Необходимо отметить, что данная презентация  может служить  материалом  и   для самостоятельной работы учащегося,  и  для индивидуальной  работы   с учащимся   и работы  с родителями.  В  этих направлениях роль  презентаций была просто неоценима.  Родители  слабых учащихся обратились ко мне за помощью в вопросах дополнительной подготовки детей к экзамену, а так же с целью  осуществлять дома контроля  за   подготовкой  к написанию экзаменационного изложения.  
Очень важно в процессе подготовки к ГИА связать  все имеющиеся знания детей в  единую систему,  формировать их знания,  опираясь на уже имеющиеся у них знания.    В процессе подготовки к экзаменам  это приходится делать  учителю постоянно: в этом специфика  преподавания в  9 классе.   Хочу отметить,  что  вижу своей задачей подготовку КАЖДОГО  ученика к аттестации. Работаю в этом выпускном классе пятый год,  поэтому  знаю индивидуальные особенности каждого ребенка:   тип внимания,  скорость усвоения учебного материала,  способ   формирования знаний,   время концентрации внимания и т.д.  Урок с использованием ИКТ – технологий и ЭОРов позволяет очень плотно «скомпоновать»  урок,  с одной стороны,  а с другой – индивидуализировать работу ребенка на уроке, то есть  предоставить возможность работать  каждому ученику в меру своих способностей,  сил и т.д.   Предлагаю Вашему вниманию  фрагмент одного из уроков подготовки к аттестации,  этап актуализация знаний учащихся   по теме «  Типы речи»  
Этот этап включает два задания:
работа с интерактивным плакатом – актуализация теории по теме урока ( использование ИКТ – технологий – самостоятельная работа с интерактивным плакатом),  индивидуальная работа;
задание на актуализацию   практических умений и навыков опознавать тексты,  осознавать их композицию и особенности содержания; упражнения на формирование УУД и  исследовательских умений и навыков создания текстов; сочетание индивидуальной и  групповой работы.
Учитель:    Переходим  к этапу «Актуализация  знаний  по теме: «Тип речи «Рассуждение». Все пересаживаемся за компьютеры.  На мониторы  уже выведен  интерактивный плакат «Типы речи». Работали ли мы с такими документами? Ученики рассаживаются за компьютеры,  где уже открыт документ  « Типы речи». Интерактивный плакат для учащихся  9 – 11 классов» и начинают работать -  смотрят и повторяют материал по теме «Рассуждение». Учитель:  Кто не помнит?   ( спрашивает у 2 слабых  учащихся, как они сейчас будут работать) Слабые ученики:  Начну работать с щелчка мышки. Там  появится сначала инструкция,  как работать с  интерактивным плакатом.  Учитель: А дальше,  что надо сделать? Ты ведь это все знаешь! Слабый ученик:  Надо опять щелкнуть мышкой и появятся три типа речи. Надо   щелкнуть только на «Рассуждение» и смотреть,  читать.  Уже потом ничего делать не надо.  Там будет   теория и пример  текста  - рассуждения. Учитель: Молодец! Так и сделай.
 Особенность работы на этом этапе – работа каждого в том темпе,  который ему по силам. Как только процесс  актуализации теоретических знаний  для ребенка завершен, он возвращается к своей группе и выполняет следующее задание уже на закрепление   актуализированных знаний. 

Интерактивные  ЭОРы– это электронные ресурсы, содержащие материал,  на основе которого происходит  общение по учебному материалу  по схеме ученик – ученик. Учитель выступает в роли эксперта,  консультанта.   Этот тип электронных  ресурсов самый,  на мой взгляд,  продуктивный,  интересный для учащихся.  Он создает атмосферу созидания,  общения,  обмена мнениями, дискуссии и т.п.  Здесь наиболее ярко видна роль  ИКТ – технологий и ресурсов как инструмента  постижения истины.  Эти ресурсы можно использовать как на этапе актуализации,  систематизации  и обобщения знаний,  так и на этапе отработки умений и навыков. Презентация,  содержащая материал по технологии написания экзаменационного сочинения – рассуждения части С.2.2.,   представляет собой пошаговую инструкцию по написанию  этого вида экзаменационного испытания,  используя   запас  знаний учащихся,  который у детей уже есть.  С помощью возможностей презентации -  переключателей,  триггеров,  гиперссылок -  показала,  что сочинения не надо бояться: его написание подобно игре в «Пазлы».  Его можно и нужно собрать из  предложений текста,  который у детей будет на столах. Только надо знать где и что можно взять.  Указанные элементы   презентации помогают  собрать картину написания сочинения в единый понятный и доступный процесс.  Но и не только это важно  в этом ресурсе. Важно то,  что в процессе   постижения технологии происходит актуализация и систематизация знаний учащихся и  осуществляется  осознанная и мотивированная работа по  созданию  текста экзаменационного сочинения   - рассуждения.  Учащиеся ищут в тексте предложения или ключевые фразы,  которые можно использовать в качестве тезиса, аргументов и заключения. Этот поиск осуществляется  индивидуально и  группой,  происходит защита  точек зрения детей, обоснование своей позиции,  есть возможность проверить правильность мнения каждого. Представляю Вашему вниманию  отрывок  из конспекта данного урока и  презентации этого ресурса.   Сначала идет разговор с  учащимися , и  они по группам  ведут обсуждения по каждому элементу композиции.  Практическое задание этапа  организовано таким образом,  что сначала предоставляется ученикам провести обсуждение  - мозговой штурм – каждого элемента, затем все группы представляют свои результаты, а затем они сравниваются с   тем,  который есть на экране. Обсуждаются все варианты,  указываются их отличия или общие моменты. Такое обсуждение сопровождает все элементы композиции  сочинения – рассуждения.  У детей на столах в их записях у каждого   набираются в процессе работы   тезисы, аргументы и  выводы. К концу работы с  этими слайдами презентации у каждого  ребенка  уже есть свои  варианты  элементов,  которые по своему содержанию и наполнению мало отличаются от того,  что есть в презентации.   
Когда  эта работа закончена  - переходим к  слайду 8 и собираем все элементы в  текст,   презентация  представляет собой опорный конспект в этом случае,  некое подобие алгоритма выполнения.  Работа сделана всеми, в том числе и слабыми учащимися.  У учеников есть выбор – воспользоваться материалами учителя или выбрать свои формулировки,  свои аргументы,  ( слабые учащиеся делают по образцу).  Главное,  чтобы  они  подтверждали тезис.             1 шаг
2 шаг
3 шаг 4 шаг
Это позволило не только отработать технологию  написания  творческой работы,  но и преодолеть страх перед экзаменом.   ЭОР  по написанию  экзаменационного сочинения – рассуждения в 11 классе включен в  материал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],  который размещен на портале «Социальная сеть работников образования nsportal.ru».  ЭОРы  диагностические или контролирующие  используются  для диагностики  уровня сформированности  ЗУНКов  или контроля ЗУНКов  в процессе подготовки к аттестации.  Они используются   на этапе начала  подготовки к аттестации,  затем на этапах  4 ( диагностика  сформированных навыков)  и  6 ( контроль готовности к выполнению экзаменационных заданий).  Это различные тесты и тренажеры  по  орфографии,  грамматике, синтаксису и пунктуации,  знания по которым проверяются в  экзаменационной работе в 9 классе.  Мною используются как авторские ЭОРы - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],  "[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , «Безударная гласная в корне. Тренажёр» так и   тренажеры  и тесты,  разработанные коллегами  - словесниками  сообщества «ИКТ на уроке русского языка и литературы» портала Сети творческих учителей. Тренажёры «Фраза», «Подготовка к итоговой аттестации»  
Предложенная  система работы учителя   по подготовке к ГИА, ЕГЭ по русскому языку предполагает активное использование ИКТ – технологий  на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.  Это позволяет индивидуализировать процесс подготовки,  систематизировать и обобщать  полученные предметные ЗУНКи учащихся, мотивировать выпускников  на успешное освоение учебного материала и психологически подготовить их  к успешной сдаче ГИА, ЕГЭ.  
Заключение. Использование   ИКТ  в процессе подготовки к ГИА,ЕГЭ по русскому языку позитивно сказывается сразу на нескольких аспектах учебного процесса:
стимулирование таких аспектов обучения, как восприятие и осознание информации;
повышение мотивации учащихся;
развитие навыков совместной работы и коллективного познания у учащихся;
развитие у учащихся более глубокого подхода к обучению.
ЭОРы могут быть использованы учащимися с различными каналами восприятия учебного материала: некоторые учащиеся предпочитают учиться посредством чтения, другие – посредством восприятия на слух, третьи – посредством просмотра видео и т.д. К тому же качественное использование их  педагогом в процессе урока может дать возможность учащимся работать над учебными материалами по-разному – создает условия выбора для ученика решать, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности приложения и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом,  использование качественных мультимедиа позволяет сделать процесс обучения и подготовки к ГИА  гибким по отношению к социальным и культурным различиям между учащимися, их индивидуальным стилям и темпам обучения и их интересам.  
 Использование  ЭОРов  при подготовке к ГИА,ЕГЭ дает учителю возможность:
переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным;
помогает оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение возможностей ИКТ;
за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика.
Использование ЭОРов  при подготовке к ГИА, ЕГЭ дает учащимся:
повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы;
возможности включения игрового момента: позволяет получать удовольствие от увлекательного процесса познания;
сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.
Все  это вместе   помогает учителю  создать развивающую образовательную среду,  помогающую ученику  успешно  подготовиться к ГИА  по   русскому языку Использованные литература и источники:
 А.В. Овчаров «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий».[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] использован перевод статьи [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
О.П. Окопелов «Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве». // Информатика и образование, 2001. №3
Медиаобразование как фактор реализации стандартов в образовательной области «Обществознание»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мультимедиа в образовании [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Понятие информационно-коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль в образовательном процессе.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ПОДГОТОВКА К ГИА»


Цели и задачи курса

Целью курса является обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации.

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. В ходе занятий учащиеся должны научиться:
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
выполнять различные типы тестовых заданий;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.


Примечание. При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».


Программа
элективного курса
«Подготовка к ГИА по русскому языку».
9 класс
(34 часа)


Тема занятия
Форма занятий
Виды деятельности


Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2009. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.
Мини-лекция, практикум
Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.


Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.
Мини-лекция, практикум
Работа в группах, анализ сочинений.


Часть 1




Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
Мини-лекция, практикум
Работа с текстом, создание текста.


Задание С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.
Мини-лекция, практикум
Работа с текстом, создание текста.


Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.
Мини-лекция, практикум
Работа с текстом, создание текста.


Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.
Мини-лекция, практикум
Работа с текстом, создание текста.


Задание С1. Выбор приемов сжатия.
Практикум, изложение
Создание текста, оценивание


Часть 3




Задание С2.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.
Практикум
Элементы сочинения, анализ текстов


Задание С2.1. Учимся формулировать тезис.
Практикум
Элементы сочинения, анализ текстов


Задание С2.1. Учимся аргументировать.
Мини-лекция, практикум
Элементы сочинения, анализ текстов


Задание С2.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.
Практикум
Элементы сочинения, анализ текстов


Задание С2.2. Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.
Мини-лекция, практикум
Элементы сочинения, анализ текстов


Задание С2.2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.
Практикум
Самостоятельная работа


Задание С2.2. Учимся аргументировать.
Практикум
Элементы сочинения, анализ текстов


Задание С2.2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.
Практикум
Самостоятельная работа


Часть 2




Понимание текста. Задание А1.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков


Целостность текста. Задание А2.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков


Извлечение информации. Задание А3.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков


Синонимы. Антонимы. Омонимы. Задание А4.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков


Лексическое значение слова. Задание А5.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков


Повторение по теме «Морфология». Лексический анализ слова.. Задание А6.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков


Выразительные средства. Задание А7.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков


Стили речи. Задание В1.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков


Правописание корней. Задание В2.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков


Правописание приставок. Задание В3.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков


Правописание суффиксов. Задание В4.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков


Знаки препинания в простом осложненном предложении. Задание В5.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков


Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Задание В6.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков


Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Задание В7
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков


Словосочетание. Задание В8.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков


Грамматическая основа предложения. Задание В9.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков


Простое осложненное предложение. Задание В10, В11.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков


Сложные бессоюзные предложения. Задание В13.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков


Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задания В14, В12.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков



Литература, материалы:

Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
Материалы сайта ФИПИ. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Работы учащихся

Рисунок 1_ Что значит сжать текстРисунок 2_ Сравнительная таблица видов изложенийРисунок 4_ Что важно здесь почерпнуть (1)Рисунок 6_ Требования к экзаменационному сочинению -ответыРисунок 7_ Организация работы над сочинением Заголовок 315