Конспект урока по окружающему миру на тему Хуже Грозного царя только междуцарствие


Конспект урока окружающего мира,
для 3 класса
Тема урока: « Хуже грозного царя только междуцарствие».
Цель: Ознакомить учащихся с обстановкой Смуты, нарушения привычного порядка в Московском государстве XVII века. Дать возможность самостоятельно оценить деятельность К. Минина и Д. Пожарского.
Знать: кто правил во времена Смутного времени.
Понимать: из–за чего произошло Смутное время. Откуда взялся Лжедмитрий I.
Уметь: отличать время до Смутного времени и после него.
Анализ: информации учебника, справочного материала.
Синтез: объектов при работе с учебником и справочным материалом.
Оценка: оценивать работу одноклассников. Значимость работы на уроке.
Литература, которой пользовалась при проектировании урока: учебник окружающего мира 3 класс 1 часть, автор – А.А.Вахрушев
Оборудование: ИКТ.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, видеоматериал.

План урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Постановка учебной проблемы
IV. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы.
V. Физминутка.
VI. Закрепление.
VII. Рефлексия.
VIII. Объявление домашнего задания. Подведение итогов.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя
I.Организационный момент - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово для урока окружающего мира. У каждого на столе должны лежать: пенал, учебник и рабочая тетрадь.
II. Актуализация знаний. -Ребята, скажите пожалуйста, люди каких занятий и профессий жили в Московском государстве?(Знатные и незнатные. К знатным относятся: Великий государь, бояре, дворяне. К незнатным: стрельцы, крестьяне, ремесленники, купцы.)
- Правильно!
- Ребята, как с XVI века стали называть правителя Руси? ( Царь)
- Кто стал первым царем Руси? ( Иван Грозный)
- Молодцы!
- А скажите пожалуйста, а кто такие князья? ( Князья-военные предводители, дворяне.)
-Как вы думаете, сколько князей могло служить царю? (Много)

III. Постановка учебной проблемы. - А вы знали, что к XVII веку их было несколько сотен. Один из таких служилых дворян изображён на рисунке на с. 62. Что бы узнать как звали этого дворянина нам нужно прочитать разговор Илюши и Анюты. ( читают 2-3 ученика по выбору учителя)
- Как звали служилова
дворянина? (Князь Пожарский.)
- Кто ещё изображён на памятнике? (Гражданин Минин, торговец.)
- Правильно.
- Ребята, скажите пожалуйста. а кому обычно ставят памятники? ( Правителям, художникам, писателям)
- Почему тогда Минину и Пожарскому поставили памятники, если они были простыми людьми? (Минин и Пожарский не были правителями, они были обычные люди, но о них помнят и даже поставили памятник на главной площади страны)
- Почему Минину и Пожарскому благодарна вся Россия? (Эти люди отличились на войне, или совершили героические поступки в мирное время).
IV. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы. вами прочитаем текст учебника на странице 62-63. (указано на доске)
- Ребята, скажите пожалуйста. что нужно было сделать для государства что бы спасти ее от гибели? ( Что бы был один царь, а так как в это время погиб Иван Грозный, не было определенного царя)
- А теперь давайте, мы с вами сравним время до Смуты и после Смуты. Плюсы:
1. В государстве есть правитель, власть которую передавали от отца к сыну.
2. Создаются и выполняются законы.
3. Армия защищает от внешней опасности и не допускают бунтов внутри страны.
4. Все занимаются своими делами - выращивают хлеб, занимаются ремеслом и торговлей.
Минусы:
1.Нет законного наследника престола ( боярин Годунов, самозванцы).
2. Правитель не выполняет обещания, народ не подчиняется законам.
3. Армия не смогла защитить страну от польских и шведских захватчиков, не смогла удержать порядок внутри страны.
4. Хозяйство страны разрушено, всюду голод, грабеж, восстания.
- Почему в государстве произошел такой распад? ( В государстве нету определенного царя)
V. Физминутка.  «Ванька-встанька» Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места. Раз – присели, два – привстали, Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали – Ванькой – встанькой будто стали. А потом пустились вскачь, Будто мы – упругий мяч.
VI. Закрепление.
– Рассмотрите иллюстрацию на с. 63. Что на ней изображено? (Лагерь самозванцев.) Это восстановление порядка? (Нет.) Рассмотрите иллюстрацию на с. 64, правую. Что на ней изображено? (Изгнание поляков из Кремля.) Это восстановление порядка? (Частично да, освобождение страны от захватчиков.) Рассмотрите иллюстрации на с. 64, левую и нижнюю. Что на них изображено? (Венчание на царство Михаила Романова.) Верно, вы видите, как россияне приветствуют нового царя. Это восстановление порядка? (Да.)
– А сейчас вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы сегодня выяснили? (Почему самым обычным людям – гражданину Минину и князю Пожарскому благодарна вся Россия?)
– Вы уже можете ответить на вопрос? (Нет.)
– Прочитайте текст на с. 63–64. Найдите ответ на вопрос, что сделали эти люди для освобождения страны.
Выполнение упражнений в тетради.
1 упражнение 25 страница.
Первые годы XVII века в истории России называют Смутным временем. Войско из простых людей – горожан и крестьян, которое создавалось для защиты Родины от иноземных захватчиков, это Народное ополчение. Во времена Московского государства собрание представителей всей русской земли: бояр, дворян, священников, купцов, ремесленников и крестьян созываемое для решения важнейших государственных вопросов, называли Земский собор.
2 упражнение 25 страница.
Избрание царем Годунова – 1598 год
Создание народного ополчения – 1611 год
Изгнание поляков из Москвы – 1612 год
Избранием царем Михаила Романова – 1613 год
3 упражнение .
1 – Объединение славянских племен в единое государство.
2 – Правление Владимира Святославича.
3 – Печатная книга 2 Апостол».
VII. Рефлексия.
Что подтолкнуло государство на Смутное время? ( Смерть Ивана Грозного, появление в государстве Лжедмитрия I)
Почему Минину и Пожарскому благодарна вся Россия? ( Потому что они освободили Московское государство от захватчиков города, разбойников).
В каком году было создано Народное ополчение? (1611 году)
Кто был освободителем Московского государства? ( Козьма Минин и Дмитрий Пожарский)
В каком году был собран Земский собор? ( 1613 году)
VIII. Объявление домашнего задания.
Ребята, наш урок подходит к концу. Сегодня хорошо работали …
Запишите домашнее задание.
Тетрадь стр 26. упр.4