Статья по психологии О толпе


НАСТРОЕНИЯ И ЦЕЛОМУДРИЕ ТОЛПЫ.
Толпу, как целостный организм, можно охарактеризовать следующим образом: для нее свойственны импульсивность, вспыльчивость и непостоянство. Как правило, в толпе уничтожаются личные интересы. Преднамеренность не характерна для толпы. Нельзя не сказать о таких особенностях, как склонность к внушениям и легковерие, недоверие показаниям толпы, т.е. одинаковые показания свидетелей, способность преувеличивать, однобокие высказывания толпы .
Если говорить о специальных свойствах толпы, то можно выделить: порывистость, вспыльчивость, неспособность рефлексировать, отсутствие анализа ситуации, гиперчувственность и т. п., которыми отличаются существа низших форм эволюции (женщины, дикари и дети).
Все происходящие изменения находят отражение в толпе. Каждый участник толпы подвержен тем же ощущениям, которые испытывает вся толпа в целом. Если же участник изолирован, то в работу вступает рассудок и, как следствие, наблюдается противостояние толпе. Другими словами, отдельно взятый индивид умеет не поддаваться первичным рефлексам, тогда как толпа не обладает данной характеристикой.
Влияние на толпу может быть как негативным (например, трусость, агрессия), так и позитивным (например, храбрость, созидательность). Стоит отметить, влияние настолько сильное, что никакое чувство самосохранения не может противостоять. В связи с таким разнообразием влияний на толпу, выделяется следующая ее характеристика как непостоянство. Настроение толпы крайне неустойчиво, поэтому мы легко можем наблюдать различного рода колебания: от агрессии до абсолютного миролюбия.
Из-за своего непостоянства толпа является непростым организмом для подчинения. Как правило, желания толпы недолговечны. Также у толпы отсутствует рациональный подход к принятию решений.
Не только вспыльчивость и непостоянство характеризуют толпу, но и чувство всесильности также свойственно ей. Отдельный участник осознает свою несостоятельность в выполнении какого-либо действия, тогда как, толпа не чувствует границ. Любое препятствие на пути толпы будет тотчас же уничтожено. Если бы каждый отдельный участник не подключал вовремя свой разум к оценке будущих действий, то смело можно сказать: обычное состояние толпы, которая сталкивается с трудностями в достижении цели, - это агрессия.
Степень агрессивности и вспыльчивости толпы различная. Мы можем наблюдать, как менялась степень агрессии на протяжении многих веков: например, в древние времена оскорбление могло привести к всплеску ярости и гнева, и, как результат, войне между двумя государствами, тогда, как в наше время, не всегда можно наблюдать такого рода вспышки ярости толпы.
На первый взгляд, толпа кажется индифферентной, однако, это обманчиво. Чаще всего толпа занимает выжидательную позицию. Настроение толпы задается первыми импульсами той или иной ситуации. Мысль, овладевшая разумом, непременно должна реализоваться в действии: будь то разрушительный акт, либо созидательный. Результат зависит от начального импульса, а не от связи, которые у отдельно взятого участника существуют между идеей и рассудком.
Если говорить о совокупности мнений, идей или религиозных учений, которые навязывают толпе, то следует отметить: толпа либо принимает это, либо отрицает полностью. Всем известна сила и деспотичность религиозных учений, которые внушают, а не объясняют.
Что мы понимаем под словом «целомудрие»? Если это понятие трактовать как почитание установленных правил и контроль проявления эгоцентризма, то в таком случае толпу нельзя охарактеризовать целомудренной из-за ее вспыльчивости и непостоянства. Однако, если расширить данное определение такими характеристиками, как жертвенность, покорность, альтруизм, честность, то следует признать, что толпа может быть целомудренной. Не всегда толпу стоит рассматривать с точки зрения ее незаконных действий. Если следовать этой схеме, то уровень нравственности толпы будет очень низким. Возможно, инстинкты агрессии, как остаточные явления первобытности, могут наблюдаться в каждом из нас. Если человек находится в безнравственной толпе, то возникает ощущение безнаказанности, и, как результат, он начинает следовать своим первобытным инстинктам. Ярким примером проявления такого поведения может служить жестокое обращение с животными либо охота. Агрессия толпы и агрессия охотников имеют один и тот же источник возникновения.