Программа консультаций к ЭГЭ по физике 11 класс


Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
СОШ «Лицей №17» г. Славгорода, Алтайского края
Программа консультаций
по подготовке к ЕГЭ
по учебному предмету «Физика»
основного общего образования для 11 класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Назаренко Ольга Геннадьевна
учитель физики, высшей
квалификационной категории
Славгород 2016
Пояснительная записка
Данный курс подготовки обеспечивает углубленное изучение предмета в плане подготовки к аттестации и эффективную подготовку выпускников к итоговой аттестации.
При изучении курса успешно реализуются межпредметные связи математики и физики.
Цели курса
обеспечить дополнительную поддержку учащихся для сдачи ЕГЭ по физике
развить содержание курса физики для изучения и подготовки к ЕГЭ
Задачи курса:
-повторить, углубить и обобщить учебный материал перед ЕГЭ;
-обучить «технике сдачи теста»;
-научить использовать имеющийся запас знаний, применяя рассуждение и логику для получения верного ответа наиболее рациональным способом;
-переходить от простых типовых заданий к сложным;
-проводить по каждой теме тематические тесты с ограничением времени.
В содержание программы курса включены все тематические блоки программы основного курса, разработанного на основе обязательного минимума содержания физического образования для средней школы.
В ходе подготовки идет систематический анализ условий и границ применимости физических законов и понятий, изучение физических принципов соответствия, относительности и сохранения. Все это помогает глубже понять основные законы природы и научных методов познания. Именно в рассуждении и состоит задача приучения школьников к решению задач с выбором ответа. Одним из моментов техники решения тестовых заданий является обучение постоянному самоконтролю времени, т.е. надо научить школьника экономии времени для решения более сложных задач. Программа предусматривает отведение половины учебного времени на отработку навыков работы с тестами.
Методические особенности изучения курса
Курс опирается на знания, полученные при изучении физики. Основное средство и цель его освоения - решение задач. Лекции предназначены не для сообщения новых знаний, а для повторения теоретических основ, необходимых для выполнения практических заданий, поэтому носят обзорный характер при минимальном объеме математических выкладок. Теоретический материал удобнее обобщить в виде таблиц, форму которых может предложить учитель, а заполнить их должен ученик самостоятельно. Ввиду предельно ограниченного времени, отводимого на прохождение курса, его эффективность будет определяться именно самостоятельной работой ученика, для которой потребуется не менее 3-4 ч в неделю.
В процессе обучения важно фиксировать внимание обучаемых на выборе и разграничении физической и математической модели рассматриваемого явления, отработать стандартные алгоритмы решения физических задач в стандартных ситуациях (для сдающих ЕГЭ с целью получения аттестата) и в измененных или новых ситуациях. При решении задач рекомендуется широко использовать аналогии, графические методы, физический эксперимент. Экспериментальные задачи включают в соответствующие разделы. При необходимости  рекомендуется  использовать электронные пособия.
Изучение курса можно начинать с 10-го класса. В первом случае, рассчитанном на два года (Х-Х1 классы), программа должна предусматривает 70 ч аудиторных занятий. Во втором случае (XI класс) предусматривается 35 ч, которые обеспечивают приобретение навыков решения задач для успешной сдачи ЕГЭ. Распределение часов для изучения различных разделов программы не является жестко детерминированным. Оно может варьироваться в зависимости от подготовленности и запросов учащихся.
Формы и виды самостоятельной работы и ее контроля
Самостоятельная работа предусматривается в виде выполнения домашних заданий. Минимально необходимый объем домашнего задания - 7-10 задач (1-2 задачи повышенного уровня с кратким ответом (тип В), 1-2 задачи повышенного или высокого уровня с развернутым ответом (тип С), остальные задачи базового уровня с выбором ответа (тип А)).
Предусматриваются виды контроля, позволяющие оценивать динамику усвоения курса учащимися и получить данные для определения дальнейшего совершенствования содержания курса:
—        текущие контрольные работы в форме тестовых заданий с выбором
—        итоговое тестирование в форме репетиционного экзамена.
Оценивание задач экзаменационной работы:
Задача типа А - 1 балл, типа В - 2 балла. типа С - 3 балла.
Критерии оценивания работы итогового тестирования: оценка «5» — 13-15 баллов, «4» — 9-12 баллов, «3» - 6-8 баллов, «2» - 0-5 балла.

Ожидаемые результаты обучения:
В результате изучения курса ученик должен знать/понимать:
правила для сдающих ЕГЭ;
особенности структуры экзаменационной работы в форме ЕГЭ;
правила заполнения бланков;
алгоритм работы с тестом («технику сдачи теста»);
условия подачи апелляций по процедуре и результатам экзамена.
что значимыми характеристиками, которые требуются в процессе сдачи ЕГЭ являются:
высокая мобильность, переключаемость;
высокий уровень организации деятельности;
высокая и устойчивая работоспособность;
высокий уровень концентрации внимания;
четкость и структурированность мышления - сформированность внутренного плана действий.
Уметь:
применять имеющиеся знания при выполнении заданий в измененной и новой ситуации;
анализировать, сопоставлять, делать выводы как при решении качественных задач, так и расчетных задач;
читать и анализировать графики зависимостей физических величин, табличные данные; фотографии опытов, физических явлений, экспериментальных установок;
оценивать реальность полученных результатов;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях.
На каждом занятии отрабатываются разные элементы знаний и умений, проверяемых в КИМ ЕГЭ, все задания даются в форме ЕГЭ, с обязательным включением в них заданий с использованием видов деятельности, которые применяются КИМ ЕГЭ. Основная часть занятий проходит в компьютерном классе. И в кабинете физики, и в компьютерном классе имеется выход в Интернет, поэтому занятия проходят с использованием компьютерных моделей и виртуальных лабораторий.
Содержание программы
(34ч)
Введение. Структура подготовки к ЕГЭ(1ч).
Тест. Тестирование. Классификация тестов. Психологическая подготовка. Информационная подготовка.
Техническая подготовка. Методическая подготовка (техника сдачи теста).
2.Тематическая подготовка к ЕГЭ (тесты по тематическим блокам).(30ч)
Методы научного познания. Научные методы познания окружающего мира. Базовые физические величины в механике, их единицы.
Механика. Кинематика. Динамика. Силы в природе. Работа, мощность, энергия. Законы сохранения импульса и энергии. Статика. Гидростатика. Механические колебания и волны.
Молекулярная физика. Термодинамика. Молекулярная структура вещества (Строение атома. Агрегатные состояния вещества). МКТ идеального газа. (Статистические закономерности в молекулярной физики. Основное уравнение МКТ. Температура. Энергия теплового движения молекул. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы). Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела. Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели. Второй закон термодинамики.
Электродинамика. Сила электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов. Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов. Постоянный электрический ток. Электрический ток в различных средах.
Электромагнетизм. Магнетизм. Колебания и волны. Электромагнитные колебания и волны
Оптика. Геометрическая оптика. Волновая оптика.
Квантовая физика и элементы теории относительности. Фотоэффект.
Атомная физика.
Физика атомного ядра. Элементарные частицы.
3.Экспериментальные задания. Тренировочные итоговые работы.(3ч)
Календарно-тематическое планирование
(1ч в неделю)
№ ппНаименование темы Содержание Тип заданий Дата
теория практика ПредполагаемаяПроведения занятия
1.Введение. Структура подготовки к ЕГЭ(1ч)
1/1 Классификация тестов. Методическая подготовка (техника сдачи теста). Психологическая подготовка. Информационная подготовка. Техническая подготовка 2.Тематическая подготовка к ЕГЭ (тесты по тематическим блокам)(24ч)
2/1 Методы научного познания Научные методы познания окружающего мира. Базовые физические величины в механике, их единицы. Построение графиков. Тест. А1-А19 С1,С2 3/2 Эксперимент и теория в процессе познания природы Использование результатов эксперимента для построения теории А20-А35 С3,С44/3 Механика Кинематика. Виды прямолинейного движения. Относительность движения Основные понятия кинематики. Виды прямолинейного движения. Относительность движения. Равномерное движение по окружности А1-А20 В1-В4 5/4 Свободное падение. Движение под углом к горизонту. Решение задач А22-А25 С16/5 Равномерное движение по окружности Центростремительное ускорение А26-А32 В5 7/6 Тест «Кинематика» Тематическое тестирование тест 8/7 Динамика. Законы Ньютона Сила, принцип суперпозиции. Инерция. Законы Ньютона. Масса и плотность вещества. А1-А16 В1-В4, С19/8 Силы в природе Сила упругости, трения. Закон всемирного тяготения. А17-А23 С2-С5 10/9 Промежуточное тестирование №1 Репетиционный тест ЕГЭ тест 11/10 Законы сохранения. Импульс тела, импульс силы, виды механической энергии. Законы сохранения Работа в механике, графический смысл работы. Мощность и энергия А1-А23 В1-В4 12/11 Статика и гидростатика Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Давление в жидкости и газе. Закон паскаля. Закон Архимеда А1-А15 В1-В3,С113/12 Тест «Динамика» Тематическое тестирование тест 14/13 Молекулярная физика Основные положения МКТ. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.. А1-А15 В1-В3 15/14 Термодинамика Внутренняя энергия. Количество теплоты. Работа газа при расширении. А1-А25 С1-С5, В3,В416/15 Агрегатные состояния вещества. Влажность. Влажность Фазовые переходы А1-А21 В1, С1-С4 17/16 Тест «Гидродинамика Молекулярная физика и термодинамика» Тематическое тестирование тест 18/17 Электромагнетизм. Электростатика Электрический заряд, электризация, закон сохранения заряда. Закон кулона. Электрическое поле и его характеристики. Конденсатор и его емкость. А1-А20 С1-С4 19/18 Конденсаторы. Поле в веществе. Соединение конденсаторов. Энергия системы зарядов. А1-А20 С1-С5 20/19 Законы постоянного тока Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Напряжение. Сопротивление. ЭДС. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников закон Джоуля-ЛенцаА1-А20 С1-С4 21/20 Токи в разных средах Полупроводники, проводники и диэлектрики. Ток в вакууме А1-А14 В1, С1 22/21 .Магнетизм Магнитное поле. Индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца. А1-А10 В1-В3, С1-С3 23/22 Промежуточное тестирование №2 Репетиционный тест ЕГЭ тест 24/23 Электромагнитная индукция Магнитный поток, ЭМИ, закон ЭМИ, правило Ленца, вихревое ЭП, электродвигатели, электрогенераторы. А1-А19 С1-С4 25/24 Тест. «Электромагнетизм» Итоговый контроль темы тест 26/25 Колебания и волны Механические колебания и волны А1-А18 В1-В6, С1-С4 27/26 Электромагнитные колебания и волны Самоиндукция. Индуктивность. Колебательный контур Переменный ток. Трансформатор. .А1-А29 В1, В2, С1-С6 28/27 Оптика Геометрическая оптика. Формула тонкой линзы. А1-А25. С1-С10 29/28 Волновая и квантовая оптика Интерференция, дифракция, дисперсия, поляризация света. А1-А22 В1, С1-С3 30/29 Фотонная теория света Гипотеза Планка. Фотоны. Фотоэффект. А1-А17 С1-С9 31/30 Теория относительности. Постулаты СТО. Принцип относительности Эйнштейна. Связь массы и энергии. А1-А14 В1, С1 32/31 Физика атома. Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Боровская модель атома. Спектры. Лазер. А1-А14 С1, С2 33/32 Физика атомного ядра Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивность, закон радиоактивного распада. Протонно-нейтронная модель ядра. Энергия связи. Ядерные реакции. Деление ядер. А1-А26 В1-В3, С1-С4 34/33 Тест. «Колебания и волны. Оптика. Теория относительности. Физика ядра» Итоговый контроль темы тест 35/34 Итоговый тест №3 Репетиционный тест ЕГЭ тест Итого 35 часов
Методическое обеспечение курса:
Орлов В.А., Ханнанов Н.К. ЕГЭ 2016:физика.Сборник заданий.-М.:Просвещение,2016.
Орлов В.А., Ханнанов Н.К. ЕГЭ 2015:физика.Сборник заданий.-М.:Просвещение,2015
Физика. Разбор экзаменационных заданий ЕГЭ. И.Л.Касаткина, Москва, АСТ «Астрель», 2012
Единый государственный экзамен. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. «Интеллект-Центр», Москва.2014.
Интернет.ЕГЭ подготовка.//www.gotovkege.ru/testfiz.htm/
Кабардин О.Ф., Кабардина В.А., Орлов В.А. Физика. Тесты для школьников и поступающих в вузы..-М.:ООО «ОНИКС»,2015.
Орлов В.А., Татур А.О. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа.-М.:Интеллект-Центр,2006.
Электронные пособия, имеющиеся в кабинете физики:
1С:Школа.Физика 10-11 класс. Подготовка к ЕГЭ.-М.:»1С», 2004.Выпуск на СД.
Подготовка к ЕГЭ. Новая школа 2009. СD.
Открытая физика 1.1. ООО «Физикон»
Физика. Библиотека наглядных пособий 7-11 класс.