Конспект урока географии по теме «Россияне на рынке труда», 8 класс.

Филиал Добровского УВК при КРУ «Противотуберкулезный диспансер №1» с. Пионерское
Урок географии.
Тема «Россияне на рынке труда», 8 класс.

Учитель географии: Чеглазова М.Е.

Цель урока  - разрешение проблемного вопроса через формирование представления о рынке труда.
Образовательные задачи: учащиеся смогут выделять существенные признаки понятий: рынок труда, трудовые ресурсы, безработица, экономически активное население.
Школьники сумеют определять причины и следствия безработицы, сформируют представление о требованиях к современному работнику в условиях рынка и профессиях, востребованных на сегодняшний день,   о требованиях общества к качеству трудовых ресурсов, будут учиться выдвигать гипотезы и искать пути решения проблемы.
Развивающие задачи: в результате урока учащиеся смогут развивать  познавательные способности, логическое мышление путем анализа текстовой и картографической информации, речь.
Воспитательные задачи: учащиеся осознают себя членами коллектива при работе в группах, будут воспитывать в себе чувства толерантности, умение отстаивать свою позицию, будут учиться ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий, вести диалог на основе равноправных отношений, строить жизненные планы с учетом конкретных экономических условий нашего региона.

Используемые средства обучения.
Печатные:
География. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, М.: Просвещение, 2014. – 255 с.: ил.  . ISBN 978-5-09-020873-4.

Тип урока.
По дидактической цели: урок изучения нового материала.
По способу организации: эвристическая беседа, практическая работа с различными источниками географической информации, групповая работа по разрешению проблемной ситуации.
По этапу учебного процесса – комбинированный урок
Место в системе уроков.
Структура урока.
Урок содержит следующие этапы:
Подготовительный
Вводно-мотивационный
Операционно – познавательный
Контрольно – оценочный
Методы обучения:
По источнику восприятия и передачи учебной информации:
Словесные (беседа);
Практические (работа с учебником, картами атласа, таблицей)
Наглядные
По логике передачи восприятия учебной информации
Дедуктивный
По степени самостоятельности мышления обучающихся
Проблемно - поисковый
По характеру управления учебной работой
Учебная работа под управлением учителя
Самостоятельная работа с учебником
Творческая работа по решению проблемы
Методы стимулирования интереса к учению
Учебная дискуссия
Создание ситуации занимательности
Организация учебной деятельности.
Темп урока: высокий.
Хронометраж урока:
Подготовительный этап-1минута
Вводно-мотивационный этап – 6 минут.
Операционно – познавательный этап – 23 минуты.
Контрольно – оценочный этап – 15 минут.

Технология изучения темы

1. Оргмомент
Дидактические задачи: Подготовить ученика и учителя к уроку
Проектируемая деятельность учителя Приветствие .Проверка готовности к уроку. Проверка отсутствующих
Проектируемая деятельность учащихся Готовятся к уроку. Отвечают кто отсутствует
Результат Готовность начать урок

2. Актуализация опорных знаний
Дидактические задачи Стимулировать учащихся к поиску ответов на проблемный вопрос, подготовить их к усвоению новых знаний и способов действия.
Проектируемая деятельность учителя
Эпиграфом к сегодняшнему уроку служат слова Сенеки «Если вы не знаете, в какую гавань держите путь, то ни один ветер не будет для Вас попутным». Ведь очень важно найти своё место в современном обществе и жить так, чтобы потом «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»
Просит учащихся сформулировать тему.

Попытка вызвать интерес, удивление, создавая, таким образом, мотив деятельности.
Пушкин в известной сказке говорил:
Пошел поп по базару
Посмотреть кое-какого товару.
Навстречу ему Балда,
Идет ,сам не зная куда.
Вот так и встретились у Пушкина продавец покупатель. Поп говорит:
Нужен мне работник:
Повар, конюх, плотник.
На современном языке это может звучать примерно так: нужен профессионал широкого профиля. Предлагаю сформулировать определение этого понятия и задаю проблемный вопрос: как стать конкурентоспособным на рынке труда? Как разрешить противоречие между желанием работать и отсутствием работы?
Проектируемая деятельность учащихся
Слушают, формулируют тему «Россияне на рынке труда». Отвечают на вопросы на житейском уровне
Результат Готовность учащихся к, к поиску путей решения проблемы.

3. Изучение новых знаний и способов действия
Дидактические задачи Овладеть новыми знаниями по теме «Россияне на рынке труда». Обеспечить восприятие, согласовать их возрастным особенностям и содержанию программы.
Проектируемая деятельность учителя Дает задание учащимся, на основе работы с текстом учебника и раскрыть понятия трудовые ресурсы, рынок труда, экономически активное население. Пониманию этих сложных терминов способствует схема «Состав трудовых ресурсов России в 2012 г.» на с. 59 учебника.
Проектируемая деятельность учащихся Работают с учебником, отвечают на поставленные учителем вопросы
Трудовыми ресурсами называется трудоспособное население (женщины в возрасте от 16 до 55 лет и мужчины в возрасте от 16 до 60 лет), а также дети и пенсионеры, занятые в народном хозяйстве
Рынок труда– это соотношение спроса на рабочую силу и её предложения.
Экономически активное население- люди, непосредственно занятые в общественном производстве
Результат Овладение основными понятиями темы «Россияне на рынке труда», выделяют их существенные признаки.


4. Первичное закрепление знаний
Дидактические задачи Установить правильность усвоения нового материала, выявить неверные представления и их коррекция. Проектируемая деятельность учителя Дает задание поработать в группах с текстом учебника, картами и ответить на вопросы: От чего зависит география безработицы в России? Каковы причины и следствия безработицы? Почему районы с высоким естественным приростом населения имеют высокий уровень безработицы? Зависит ли безработица от структуры хозяйства?» Предлагает внести предложения по сокращению безработицы: а) в первую очередь; б) на перспективу.
Проектируемая деятельность учащихся Работают в группах, обсуждают вопросы, Принимают участие в фронтальной беседе. Учащиеся вносят свои предложения
Результат Установление причинно - следственных связей.
Овладение такими личностными универсальными учебными действиями как умение вести диалог на основе равноправных отношений.
Усвоение сущности тех знаний и способов действий, которые определены задачами урока

5. Закрепление знаний и умений в измененной ситуации
Дидактические задачи Обеспечить усвоение знаний и умений на уровне применений в измененной ситуации
Проектируемая деятельность учителя Предлагает учащимся проранжировать по значимости десять профессий (с 1 по 10), обсудить полученные результаты. Ответить на следующие вопросы: Почему результаты оказались именно такими? На чем, на ваш взгляд, должен быть основан выбор профессии? Какие требования должны предъявляться к работнику в условиях рынка? Насколько вы сами отвечаете этим требованиям? Почему сегодня говорят не об образовании «на всю жизнь», а об образовании «через всю жизнь»?»
Проектируемая деятельность учащихся Ранжируют профессии, отвечают на вопросы
Результат Выполнение заданий на применение знаний в измененной ситуации.

6.Применение знаний в новой ситуации.
Дидактические задачи Освоить умение применять знания в жизни.
Проектируемая деятельность учителя Предлагает учащимся поработать в группах и попытаться ответить на проблемные вопросы: как стать конкурентоспособным на рынке труда? Как разрешить противоречие между желанием работать и отсутствием работы?
Проектируемая деятельность учащихся Заполняют таблицу "Мои качества, помогающие овладеть выбранной профессией":
Качества личности, нужные для выбранной профессии
Качества, помогающие овладеть выбранной профессией
Качества, препятствующие овладению выбранной профессией


Результат Активные действия учащихся по применению знаний в жизни. Мои качества, препятствующие овладению выбранной профессией

7. Поиск решения проблемы.
Дидактические задачи Развивать логическое мышление, умение вести дискуссию
Проектируемая деятельность учителя Предлагает выступить представителям групп и высказать свои предложения по поводу решения проблемного вопроса.
Проектируемая деятельность учащихся Представители групп высказывают свои соображения по поводу решения проблемного вопроса. За хорошие рабочие места идёт жестокая конкуренция. Предприниматели сейчас имеют возможность выбрать работников более квалифицированных, опытных, инициативных, трудолюбивых, дисциплинированных. Любой работник тем более цене, чем он больше умеет. Поэтому приобретение разнообразных навыков труда – необходимое условие успешной трудовой карьеры. Кроме этого требуются активность, самостоятельность в принятии решений, умение оценивать современную ситуацию на рынке, перспективы её изменения. Сделать это могут люди, обладающие глубокими знаниями и широким кругозором, постоянно занимающиеся самообразованием. Не менее важное свойство – умение общаться с людьми, достойно вести себя в самых разных ситуациях.
Результат Получение информации о том, что проблемный вопрос вызвал активную мыслительную деятельность, что учащиеся умеют вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения

8. Подведение итогов занятия
Дидактические задачи Дать оценку успешности достижения цели и решения проблемы.
Проектируемая деятельность учителя Подводит итог групповой работы: чтобы стать конкурентоспособным на рынке труда необходимо выполнить условия, которые учащиеся назвали условиями жизненного успеха
Проектируемая деятельность учащихся Определяют список качеств, которые необходимы, чтобы стать конкурентоспособным на рынке труда:

Условия жизненного успеха
Знания
Умения
Знание иностранных языков
Самостоятельное принятие решений
Дисциплинированность
Коммуникабельность
Освоение новых профессий
Широкий профиль

Результат Получен6ие информации о реальных результатах учения.


9. Рефлексия (оценка результатов деятельности учащихся)
Дидактические задачи Обеспечить рефлексию учащихся, т.е. оценку ими своей деятельности
Проектируемая деятельность учителя Дает задание учащимся выявить положительные и отрицательные результаты своей работы на уроке, предлагает осмыслить свои действия на уроке и дать самооценку
Проектируемая деятельность учащихся
Было ли тебе интересно на уроке?______
Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?______
Сумел ли ты применить свои знания?______
Какой отметкой ты бы оценил свою работу на уроке?_____

Результат Открытость учащихся к передаче и осмыслению своих действий, к самооценке, к выявлению положительных и отрицательных моментов

10. Информация о домашнем задании
Дидактические задачи Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Проектируемая деятельность учителя Обеспечивает понимания цели домашнего задания (усвоение основных понятий темы, развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, находить пути выхода из трудных жизненных ситуаций)Для достижения этих целей дается задание: изучить § 15; 2) ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Это я знаю».
Проектируемая деятельность учащихся Записывают домашнее задания, стараясь осмыслить и понять.
Результат Реализация необходимости достижения условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися, в соответствии с поставленной задачей и уровнем развития учащихся











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115