Обобщение опыта по теме «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе» (мастер — класс)

КГУ «Средняя общеобразовательная школа №34»
ГУ «Отдел образования г. Семей ВКО»







Обобщение опыта




«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе»
(Мастер-класс)





Подготовила: учитель начальных классов Сидорова С.А.













г. Семей 2016-2017 уч.год

Обобщение опыта по теме «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе»
(мастер - класс)
Моё приветствие.
Деление на группы
Как говорил Н.С. Рождественский «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
Говорят - дети, цветы нашей жизни. И действительно, родившийся малыш, так прекрасен, что его можно сравнить с самым красивым цветком. Каждый его лепесток совершенен и неповторим. Но со временем под воздействием ветра, дождя и других природных явлений он изменяется. Так и наши дети меняются под воздействием семьи, улицы и школы.
Но за цветами нужно ухаживать, как это делают садовники, тогда они будут расти, цвести и давать плоды. И именно мы учителя становимся для ребят приходящих в школу такими садовниками. И то, какими они выйдут из школы, во многом зависит от нас учителей.
Каждый садовник поливает, удобряет и ухаживает за цветами, для того что бы они росли и цвели. А я как учитель стремлюсь вложить в своих учеников те знания и жизненные принципы, которые помогут ему в строительстве своего будущего.
Президент страны Н.А. Назарбаев поставил высокую планку перед отечественным образованием. Оно должно стать конкурентоспособным и высококачественным
Чтобы добиться поставленной цели мы, учителя, должны приложить все усилия чтобы воспитать грамотную личность
Как помочь учащимся стать грамотными?
Как развивать орфографическую зоркость?
  Как добиться грамотного письма у детей?
Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Хорошо, когда ребёнку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: (Я даю возможность высказаться группам) Да, действительно наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чем же причина неумелого применения правил? (ответы участников). Очевидно, в неумении видеть нужную орфограмму.

Я считаю, что одним из условий, которое определяет эффективность обучения младших школьников русскому языку, является развитие орфографической зоркости, так как от того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.
Как и многих учителей начальных классов меня волнует проблема: безграмотного письма учащихся; неумение "видеть” орфограммы.
Чтобы найти пути решения данной проблемы ставлю следующую цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.
Добиться данной цели через реализацию след задач:
1) углубить познавательные интересы;
2) проводить чёткий отбор и продумывать структуру дидактического материала, разнообразить виды работ;
3) использовать занимательные материалы, увлекательные формы и методы работы;
4) повышать уровень самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
5) повышать положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;
6) ввести гибкую и тактичную систему контроля и оценки навыков, знаний и умений;
7) организовать взаимопомощь в коллективе, одобрение одноклассников, похвалу за успех, пусть даже небольшую.
 Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка. Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это: 1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Учёные-психологи доказали, что стоит ребёнку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. 3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создаёт графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. 4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу. Существуют различные приёмы развития орфографической грамотности, например такие как:
 
1.     Списывание.
2.     Комментированное письмо.
3.     Письмо с проговариванием..
4.     Письмо с пропуском орфограмм..
 5.     Какографические упражнения.
6.     Скоростное письмо. 7.     Письмо по памяти.
 8.     Диктант
Предупредительный диктант
Объяснительный диктант
Выборочный диктант
Свободный диктант
Самодиктант
Зрительно-слуховые диктанты
Словарный диктант.
9. Орфографические минутки и т.д.
У своих учеников я формирую 4 орфографических умения, а именно:
Ставить орфографические задачи, т.е. обнаруживать орфограммы (орфографическую зоркость);
устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего – орфографическое правило);
применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи);
проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.
Формируя данные умения в своей практике, я использую следующие приёмы:
1.Орфографические пятиминутки.
Они помогают отработать слова связанные с тем или иным правилом. Они могут сопровождаться грамматическими заданиями теоретического плана, в зависимости от той темы, которая является предметом изучения. Например:
Тема: «Разделительный мягкий знак»
Задание №1.Записать слова во множественном числе.
Воробей, кол, ручей, перо, крыло, дерево, муравей, лист ,брат, друг, стул, звено.
Задание №2.Распределить слова в 2 столбика, в первый слова с разд. мягк.знаком, во второй-с мягк. знаком-показателем мягкости предшествующего согласного.
Окуньки, осенью, платье, пальто, семья, вьюга, учитель, пальцы, копьё, хлопья, счастье крыльцо.
Тема: «Состав слова»
Задание №1. Подобрать и записать однокоренные слова, поставить ударение, выделить корень.
Праздник, утро, север, сторож, осень.
Тема: «Слово и его лексическое значение»
Задание №1. Записать ,подчеркнуть многозначные слова.
1)Родина, берёза, ученик, яблоко, язык.
2)Ключ, девочка, дорога, сентябрь, снегирь.
Провожу их регулярно, в процессе изучения темы
Задание №2. Записать ,подчеркнуть устойчивые словосочетания(фразеологизмы)
1)Хороший товарищ, ворон считать, бить баклуши, тёплый шарф, брать на буксир, альбом для фотографий, повесить нос.
Провожу их регулярно, в процессе изучения темы.
2.Самодиктант или письмо по памяти: учащиеся запоминают текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно.
Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.
Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:
1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
2.  Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
3. Упражнение в запоминании.
4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.
5. Запись.
6. Проверка.
 Например: Тема «Разделительный мягкий знак»
Пословицы.
1) Друзья познаются в беде
2) Февраль силён метелью, а март капелью.
3) Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Тема «Местоимения»
1) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт.
А выйдет из него не дело, только мука. (И. Крылов)
2)Загадки.
Ты за ней, она от тебя, ты от неё, а она за тобой.(Тень)
У неё стальные зубы, с нею дружат лесорубы. (Пила)
3.Использование разных видов диктантов. Все виды диктантов проводятся с целью закрепления полученных орфографических навыков и повторения изученного.
1.Диктант с постукиванием (не контрольный).
2.Зрительный диктант.
3.Предупредительные или объяснительные диктанты
4..Выборочный диктант
5.Творческий диктант.
6.Знаковый диктант.
7.Словарные диктанты
1.Диктант с постукиванием (не контрольный) Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать. 
2.Зрительный диктант, больший по объёму чем письмо по памяти.
Цель данного приёма – предупреждение ошибок. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова или предложение увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети ещё раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок, попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы
Тема: «Непроизносимые согласные» (При проверке учитель обращает внимание на постановку знаков препинания)
Настала поздняя осень. Стоит ненастная погода. У озера тихо шуршит тростник. Участники похода возвращались домой.
Использование зрительных диктантов по методике И. Т. Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, формированию орфографической зоркости

3.Предупредительные или объяснительные диктанты помогают повторить ранее пройденные, и закрепить вновь изученные орфограммы. Ценность этого вида работ заключается в том, что чередуя анализ и синтез слова, ученики предупреждают ошибки ещё до его написания. В зависимости от цели урока я использую весь текст или его часть, текст читаю целиком, затем каждое предложение, а дети объясняют те орфограммы, которые изучаются в данной теме. Комментировать все встречающиеся орфограммы в тексте нецелесообразно; лучше сосредоточить внимание детей на актуальной орфограмме. Например, на центральной теме «Безударные гласные») Провожу их по мере изучения темы. Данный вид диктанта желательно использовать на начальном этапе закрепления написания слов по изученному правилу.

4.Выборочный диктант
Выписать глаголы. Это тот же предупредительный диктант, но при нем дети записывают не все, что диктует учитель, а только те слова или словосочетания, которые в данный момент интересуют учителя и учащихся. Выборочный диктант экономит время: при нем можно записать больше нужных слов и предложений, чем при другом виде работы. А самое главное его преимущество в том, что он требует внимательного, активного отношения к тексту, к письму.
Например: Тема «Глагол»
Задание№1.Выписать глаголы, указать время.
1) Звенит по камушкам ручей, река шумит.(С,Дрожжин)
2)Вот скоро птички запоют, в лесу кусты зазеленели.(И.Суриков)
Задание№2. Выписать глаголы с частицей не, указать время.
1) Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт. (Собака)
2) Кто не прядёт, не ткёт, а людей одевает. (Баран)
Например: Тема «Имя прилагательное»
Задание№1.Выписать из предложений имя прилагательное и связанное с ним по смыслу имя существительное. Определить род.
1).Алеет душистая ягодка земляники.2).Узкая дорожка привела нас к реке. 3).Январь-зимний месяц года.4).В аквариуме плавают золотые рыбки.5).Собака-верный друг человека.
5.Творческий диктант. Это один из приёмов, который готовит учеников к написанию сочинений, самостоятельных творческих работ. Задания могут быть разного характера; составить из данных слов и словосочетаний предложение или текст, придумать предложения по данным схемам, иногда даётся картинка или серия картинок;
Данный вид диктанта требует переконструирования текста:
а) диктант со вставкой слов (дополнить словосочетание подходящим по смыслу словом)
б)диктант с изменением слов(заменить выделенные слова антонимами, заменить выделенную форму глагола другой временной формы и др.)
Например: Спиши. Замени выделенные слова синонимами.
Баран и волки.
Забрели козёл да баран в глухой лес травку пощипать. Бродили, бродили да заблудились. Зашли в густую чащу. А там волки под деревом обед готовят. Забрались козёл и баран на дерево. Вдруг сорвался баран с макушки и упал прямо на волков. Испугались волки и убежали без оглядки.
Слова-помощники: ходили, пошли, поесть, забрели, варят, потерялись, влезли, сломя голову, умчались.
.(А теперь я предлагаю вам на некоторое время стать учениками и проверить свою орфографическую зоркость , проделать упражнения в группах)
Спиши. Вставь подходящие по смыслу имена прилагательные.
Белка.
Белка сидела на ___________лапках и грызла __________шишку. У белки________ тело и ____________хвост. Головка у неё___________, глазки____________. Шерсть у белки ________, брюшко-___________.
Белка-______ и животное.

6.Знаковый диктант
Тема «Части речи».Диктуются слова: бабочка, летать, двенадцать, красивый, я. У учеников запись: С, Г, Ч, П, М.
7.Словарный диктант. На своих уроках русского языка для работы над орфографическими правилами я очень часто использую словарные диктанты, но не банально продиктованные, а диктанты занимательного, творческого характера: объяснительный, «Проверь себя», «Проверь товарища», зрительный, ассоциативный диктант, диктант с загадками, ребусами, «Закончи строчку» и т.д. Их роль безусловно значительна, так как это та самая работа над орфографическими написаниями по совершенствованию орфографической зоркости, но не скучная и повторяющаяся из урока в урок, а интересная и забавная. Словарные диктанты помогают увидеть те стороны орфографических правил, которые ученики не поняли, не заметили, которые сложно им даются, над чем стоит поработать еще. Они обычно проводятся в конце урока и имеют преимущественно не контрольный, а обучающий характер.
4.Какографические упражнения. Предусматривают исправления учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний. .(А теперь я предлагаю вам на некоторое время стать учениками и проверить свою орфографическую зоркость , проделать упражнения )

Дети должны не только найти и исправить ошибки, но и определить вид ошибки, распределить слова.


5.Использование тренажёров
Тренажёр « Непроизносимые согласные »
Ф.И.ученика___________________________
 
1. Праз..ник, ярос..ный, свис..нул, прес..ный, любез..ный, тес..ный, здра..ствуй, со..нце, час..ное, чу..ство, чудес..но, вес..ник, инерес..но, трос..ник, опас..но, напрас..но.
2. Облас..ной , крепос..ной, чес..ный, алмаз..ный, сер..це, ненас..но, звез..ный, доблес..но, мес..ный, радос..но, счас..ливо, капус..ный, вес..ник, вкус..но, ужас..но.
3.Поз..но, серьёз..ный, прес..но, грус..ный, мес..ность, напрас..но, влас..но, орес..ность, парус..ный, радос..но, соглас..ный, чу..ство, любез..ный, крас..ный.
4. Ус..ный, лес..ница, чес..ный, извес..ный, ярос..ный, вес..ник, радос..ный, гиган..ский, крепос..ной, влас..ный, счас..ливый, капус..ный, безглас..ный, доблс..ный.
6. «Запоминалки», «рифмовки», орфографические сказки.
Если буква гласная
Вызвала сомненье,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.
7.Дидактические игры
На уроках провожу игровые моменты.
4-й лишний
Определи лишнее предложение
Как наряден лес осенью!
Давайте слушать осенний дождь.
Какие прекрасные осенние наряды надели деревья!
Какая суровая зима была в этом году!
Определи лишнее слово
Снег, вьюга, метель, капель
пальто, плащ, шуба, кафтан
стол, утюг, коромысло, кастрюля
«Кто быстрее?» (вставь пропущенную букву ) тема«Безударные гласные»
Гр.ница, в.ршина, д.лина, г,лубка, б.жать, к.нец ,крольчата, см.льчак, н.зина, пл.щадка, м.рщинка, ж.ра.
«Угадай слово». «Словарные слова»
К-р-нд-ш, л-ст-п-д, -д-жд-, д-ж-рн-й.
«Пиши –не спеши» -диктую слова, а дети их изменяют, чтобы было сочетание жи – ши\.
Крыша, шалаш, нож, мышь, груша, чиж, ноша, лужа, этаж.
«Одна буква». Замени одну согласную в словах: лёд, слог, сок, сыр, рама, лупа, салки, село. Можно дать вариант буквы, а можно доверить детям.
«Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.
«Помоги Деду –Буквоеду вставить пропущенные буквы»: пля, мря, сды. Докажи, почему вставили такие буквы.

«Подбери буквы»: Красивы русские лса! Лса пошла по пушистому снегу. Докажите, почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
 Игра «Скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы:
рука                    
бере      
лу                      
моро
зимний  ле          
гладкий лё

Таким образом, я считаю, что использование с первого класса разнообразных методов, приёмов, упражнений в работе над формированием орфографической зоркости активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатством родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас, хотелось бы отметить что, ошибок стало меньше, дети не только стали чувствовать опасное место в словах, но и внимательнее писать и проверять их.
Работая в данном направлении, я убедилась, что используя предложенные вашему вниманию приёмы действительно работают и приводят к поставленной цели.



yђ Заголовок 215