Памятки для учеников начальных классов

Памятка «Как работать на уроке в паре»
Внимательно прочитайте задание.
Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.
Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.
Памятка «Как работать над параграфом учебника»
Внимательно прочитай название параграфа, уясни, и чём в нём говорится.
Прочитай весь параграф. Найди в нём главное. Отметь непонятные места, выражения, слова. Попытайся разобраться в них самостоятельно. В случае необходимости обратись к предыдущим параграфам, к своим товарищам, а если нужно, к учителю.
Проследи из каких частей состоит правило, какие признаки изучаемого материала в нём отличаются. Найди эти признаки в примерах.
Сопоставь изучаемый параграф с параграфом, в котором излагается похожий материал, изученный ранее. Найди в них сходное и различное.
Установи, что ты узнал из нового параграфа.
Перескажи содержание параграфа.
Попытайся запомнить вывод из параграфа, а правило выучи наизусть.
Проследи по учебнику, как применяется данное правило. Сделай то же на своем примере. Если ты выполнял задание письменно, проверь написанное.
Памятка-инструкция по самоподготовке
Выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время.
Прежде чем начинать заниматься, проверь готовность рабочего места.
Приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнёшь.
Старайся все затруднения разрешить самостоятельно.
О задании узнавай в дневнике или по закладкам в учебнике.
Забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.
Начинай самоподготовку в определённом порядке.
Через каждые 35-40 минут работы, связанной со зрительной нагрузкой, делай перерывы на 5-10 минут для отдыха.
Памятка Правило проверки
Наметь порядок выполнения проверки: сначала проверь по смыслу, потом проверь по написанию.
Чтобы проверить предложение по смыслу:
Прочитай предложение вслух.
Проверь, подходят ли слова друг другу.
Нет ли пропуска слов в предложении.
О чем говорится в предложении, бывает ли так.
Чтобы проверить предложение по написанию:
Читай каждое слово по порядку по слогам и выделяй каждый слог.
Проверь, подходят ли буквы к слову.
Нет ли пропуска букв?
Памятка для проверки орфограммы
Какую букву (какие буквы, часть слова) проверяешь?
На какое правило? Определи способ проверки (какое правило следует применить, или проверить по словарям, или другой способ).
Выполни все «шаги» (ступени) проверки, не пропусти! Сделай вывод, как писать правильно.
Напиши правильно.
Памятка «Как готовить домашнее задание по русскому языку»
Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
Прочитай задания упражнения.
Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
Выполни упражнение письменно.
Проверь всю работу.
Памятка Правила списывания предложения или текста
Прочитай предложение, текст.
Подумай, понимаешь ли ты, что будешь писать.
Прочитай внимательно каждое предложение.
Запомни, как пишутся слова в предложении.
Списывай частями или целыми предложениями.
Проверь, правильно ли ты списал.


Правило-совет для читателя
Старайся читать вслух, не торопись , глубже вникай в смысл прочитанного.
Обрати внимание на то, как ведут себя герои книг, учись у них хорошему.
Закрывая книгу, подумай , чему она тебя научила.
Умей беречь книгу!
Памятка «КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ?»
Прочитай задачу и представь себе, о чем говорится в задаче.
Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом?
Составь план решения.
Выполни решение.
Проверь решение и ответь на вопрос задачи.
Памятка – совет родителям
Завтра, когда Ваш ребенок проснется, скажите ему: «Доброе утро!» и . не ждите ответа. Начните день бодро, а не с замечаний и ссор.
Когда Вы браните ребенка, не употребляйте слов «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему.
Не расставайтесь с ребенком в ссоре. Сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
Обычно, когда ребенок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали? Какую отметку получил?» Лучше спросите его: «Что сегодня было интересного?»
Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, к тем четырем стенам, в которых живет семья. Возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома!»
Когда Вам хочется сказать ребенку: «Не лги, не ври, не обманывай», скажите лучше «Не обманывай», А еще лучше улыбнитесь: «Кажется кто-то говорит неправду».
Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других!».
Скажите ребенку: «Не будь чистюлей – в классе не любят чистюль», не будь и грязнулей – в классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным».
Мы, взрослые, ночью отдыхаем, а ребенок – работает, он растет. Когда он встанет, хорошо покормите его перед школой.
Когда ребенок выходит из дому, обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу: «Не торопись, будь осторожен». Это надо повторять столько раз, сколько ребенок выходит из дому.
Когда сын или дочь возвращаются, встречайте их у дверей. Ребенок должен знать, что Вы рады его возвращению, даже если он провинился.
Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карман ребенка, даже если вам кажется, что Вы все должны знать о своих детях.
Как бы Вы не устали, постарайтесь поменьше жаловаться детям. Жалуясь, Вы учите их жаловаться, а не жалеть. Попытайтесь вызвать жалось у ребенка не к себе, а к другим людям, родным и незнакомым.
В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно неправы. Этим Вы научите уступать, признавать ошибки и поражения.

Памятка
Как определить склонение имени существительного
1.      Определи род.
2.      Поставь слово в начальную форму (и.п., ед.ч.)
3.      Выдели окончание в н.ф.
4.      По роду и окончанию определи склонение.
Образец рассуждения: «Тетрадь – она моя, существительное женского рода; в именительном падеже нулевое окончание, значит существительное тетрадь третьего склонения».
Памятка
Как проверить безударное окончание имён существительных?
Определить падеж.
Определить склонение.
Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
Образец рассуждения: «Отдыхали (где? В чём?) в лагер- – предложный падеж. Лагерь – он мой- м.р., нулевое окончание, значит существительное второго склонения. А существительные 2 скл. в п.п. имеют окончание –е. В лагере.
 
Памятка
 Как составить план текста?
Разделить текст на законченные по смыслу части.
Определить основную мысль каждой части.
Озаглавить каждую часть текста.
Памятка
Как научиться правильно списывать?
Прочитай предложение.
Выясни смысл непонятных слов.
Найди буквы, написание которых нужно проверять. Устно подбери проверочные слова.
При записи диктуй себе каждое слово по слогам.
Проверь свою запись по учебнику, читая каждое слово по слогам.
Памятка
 Как подготовиться к диктанту по учебнику?
1.      Прочитай текст. Спроси у учителя смысл непонятных слов.
2.      Найди в каждом предложении слова, написание которых надо проверять. Подумай, как проверить слово. ПОМНИ: сначала нужно узнать, в какой части слова находиться проверяемая буква.
3.      Будь внимателен при записи слов, не спиши.
Памятка
Как подготовиться к письму по памяти?
1.      Прочитай текст.
2.      Выясни смысл непонятных слов.
3.      Найди слова, написание которых нужно проверять. Запомни их написание.
4.      Выучи текст наизусть.
5.      Закрой текст и ещё раз повтори его про себя.

Фонетический разбор слова.

1.     Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?
2.     Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
3.     Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
4.     Количество звуков и букв в слове?

Пример:
морковь – 2 слога, 4 согл., 2 гл.
м - [м] - согл., непарн., зв., тв.
о - [а] - гласн., безударн.
р - [р] - согл., непарн., зв., тв.
к - [к] - согл., парн., глух., тв.
о - [о] – гласн., ударн.
в - [ф,] – согл., парн., глух., мягк.
ь - [-]
7 букв, 6 звуков

Морфологический разбор имени существительного.

1.     Часть речи.
2.     Начальная форма (им.п., ед.ч.).
3.     Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевлённое или неодушевлённое;
- род;
- склонение.
4. Непостоянные признаки:
- падеж;
- число.
5. Роль в предложении.
Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.
Мороз – сущ., мороз, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., им.п., ед.ч., подлежащее.
Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в.п., ед.ч., доп.


Морфологический разбор имени прилагательного.

1.     Часть речи.
2.     Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
3.     Непостоянные признаки:
- число;
- род (только в ед.ч.);
- падеж.
4. Роль в предложении.

Пример: Я вышел из душной комнаты.
(из) душной (комнаты) – прилаг., душный, ед.ч., в ед.ч., ж.р., в род.п., опред.

Разбор глагола как части речи (морфологический разбор).

1.     Часть речи.
2.     Начальная форма.
3.     Постоянные признаки:
- спряжение;
4. Изменяемые признаки:
- число;
- время;
- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);
- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).
5. Роль в предложении.
Пример: Мы уходим всё дольше и дальше в лес.
уходим – глаг., неопр.ф., уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, сказуемое.

Морфологический разбор местоимения.

1.     Часть речи.
2.     Начальная форма (им.п.).
3.     Лицо.
4.     Число.
5.     Род (только в 3 лице ед.ч.).
6.     Падеж.
7.     Роль в предложении.

Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь.
(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п., дополнение.

ПАМЯТКА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ 1.Пропуск, замена, искажение букв. Выпиши слово, поставь ударение, раздели на слоги. Например: пе/нал. 2. Словарные слова. Выпиши слово 3 раза, поставь ударение, подчеркни орфограмму. Например: вагон, вагон, вагон. 3. Заглавная буква в именах собственных. Выпиши слово, поясни значение заглавной буквы. Например: Саратов - название города. 4. Сочетания: жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн. Выпиши слово, напиши ещё 2 слова с этим сочетанием. Например: ужин, чижик, лыжи. 5. Перенос слов, Выпиши слово, раздели на слоги, потом раздели для переноса. Например: у/че/ник, уче-ник. 6. Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Выпиши слово, напиши ещё 2 слова на это же правило. Например: деньки, коньки, зверьки. 7. Парные согласные. Выпиши слово, подчеркни парный согласный, подбери проверочное слово. Например: снег - снега. 8. Безударные гласные. Выпиши слово, поставь ударение, подчеркни безударную гласную, подбери проверочное слово. Например: морской – море. 9. Разделительный мягкий знак. Выпиши слово, напиши 2 слова на это же правило. Например: ручьи, муравьи, соловьи. 10. Двойные согласные. Напиши слово 3 раза, подчеркни удвоенный согласный. Например: аллея, аллея, аллея. 11. Предлоги. Выпиши слово, поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово. Например: в лесу - в_сосновом лесу. 12. Приставки. Выпиши слово, выдели приставку, напиши ещё 2 слова с этой приставкой. Например: побежал, поехал, посмотрел. 13. Непроизносимые согласные. Выпиши слово, подбери проверочное слово, подчеркни орфограмму. Например: грустный - грусть. 14. Разделительный твёрдый знак. Выпиши слово, выдели приставку, подчеркни Ъ, напиши ещё 2 слова на это же правило. Например: подъезд, съезд, объезд. 15. Мягкий знак после шипящих. Выпиши слово, укажи род существительного, подчеркни Ь. Например: речь ж. р., обруч - м. р. 16. Частица не с глаголом. Выпиши слово, напиши ещё 2 глагола с частицей не. Например: не ел, не хотел, не гулял. 17. Окончания имён существительных. Выпиши слово, укажи склонение и падеж, выдели окончание. Например: к пристани-3 скл., Д. п.; в деревне-1 скл., П п. 18. Имена существительные мн. ч., Р. п. Выпиши слово, подчеркни шипящий, укажи число и падеж. Например:задач - мн. ч., Р. п. 19. Окончания имён прилагательных. Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь вопрос, вспомни по вопросу окончание. Например: к лесу (какому?) сосновому. 20. Глаголы 2 лица единственного числа. Выпиши слово, укажи лицо и число глагола, подчеркни Ь. Например: играешь-2 л., ед. ч. 21. Окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Выпиши глагол, укажи неопределённую форму и спряжение, выдели окончание. Например: пишет (писать) - 1 спр., строят (строить) - 2 спр. Памятка. 1 спр. - глаголы с окончаниями -е, -ут, -ют; все остальные и (брить, стелить). 2 спр. - глаголы с окончаниями -и, -ат, -ят; глаголы на -ить и (терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, гнать, держать, дышать, слышать). 22. Неизученные правила. Выпиши слово правильно, поставь ударение, подчеркни то место, где ошибся.
2 класс - 1-11 пункты памятки + Неизученные правила. 3 класс - 1-16 пункты памятки + Неизученные правила. 4 класс - 1-22 пункты памятки.
Памятка по ведению дневника учащегося начальной школы.
 
1.     Дневник ученика должен иметь твёрдую обложку.
2.     Дневник должен быть заполнен с первого сентября по утверждённому расписанию.
3.     Обязательно должна быть заполнена первая страница с личными данными.
4.     Записи в дневнике выполняются только учащимися, во 2-м классе допускается запись расписания родителями.
5.     Названия всех предметов должны быть написаны с большой буквы с учётом общепринятых сокращений:
Русский язык – Русск.яз.
Математика – Матем.
Окружающий мир – Окр.мир.
Физкультура – Физ-ра.
Иностранный язык – Ин.яз.
Изобразительное искусство – Изо.
Технология – Технол.
6.     Все записи должны вестись аккуратно, стержнем одного цвета.
7.     В конце каждой недели должна стоять подпись классного руководителя и подпись родителей ученика.
8.     В конце недели классным руководителем выставляется оценка за ведение дневника.
9.     В графе для замечаний классный руководитель регулярно делает, если это необходимо, записи замечаний и постоянно отмечает достижения учащихся.
10.  Учитель ведёт записи в дневнике красным стержнем.
 
Используемые интернет ресурсы:
http://dimchenko.ucoz.ru/publ/pamjatki_uchenikam/uchenikam/pamjatka_kak_rabotat_na_uroke_v_pare/7-1-0-3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/library/pamyatka-po-vedeniyu-dnevnika

±ђ Заголовок 115