Методичка для старших вожатых





СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение3
2. Глава 1
Технология создания программы детской общественной организации5
3. Глава 2
Программа детской общественной организации8
4. Глава 3
Устав детской общественной организации10
5. Глава 4
Планирование воспитательной работы в детской общественной организации....12
6. Приложение18
7. Список литературы.19







Введение
Вожа
·тый педагог, работающий с детским объединением. Впервые термин «вожатый», применительно к детской Пионерской организации CCCР, появился в 1922. Так тогда называли руководителя пионерского отряда пионер-вожатый, «вожатый пионеров». В Советском союзе состав вожатых для пионерских лагерей формировался из Комсомольцев (членов ВЛКСМ).
Для общеобразовательных учреждений введена должность «Старшего вожатого», работающего с детскими общественными объединениями. Но для загородных детских оздоровительных лагерей и иных учреждений отдыха и оздоровления детей должность вожатого общеупотребима и в повседневной речевой практике чаще заменяет более правильные наименования должностей «воспитатель» или «педагог-организатор».
В образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования: школах (лицеях, гимназиях) старшие вожатые играют одну из важнейших ролей в воспитательных системах этих учреждений.
Старший вожатый:
организует коллективно-творческую деятельность детских общественных объединений (отрядов);разрабатывает программы деятельности отряда и создаёт необходимые условия для их реализации;
создаёт благоприятные условия, позволяющие детям и подросткам проявлять гражданскую и нравственную позиции, реализовать свои интересы и потребности, содержательно проводить свободное время;
формирует благоприятный эмоционально-психологический климат в отряде;
своевременно выявляет и разрешает конфликтные ситуации, предупреждает возможные отклонения в поведении детей и подростков;
контролирует соблюдение в отряде санитарно-гигиенических требований и действующего распорядка дня и т. д.






Документы, необходимые для работы старшего вожатого:
перспективный план работы на год;
календарный план на четверть, неделю;
положения о конкурсах, соревнованиях;
анализ деятельности за последние 3 года;
сценарии праздников, концертов, агитбригад и других мероприятий;
справки, анализы, итоги проведения конкурсов, соревнований и других мероприятий;
дневник интересных дел;
протоколы сборов;
оформление: методический уголок, стенды по направлениям работы, газеты, молнии и т. д.;
план работы по самообразованию;
планы обучению актива;
темы выступлений на семинарах, совещаниях, педсоветах и т. д.;
документы детской общественной организации (ДОО):
положение о ДОО;
программа ДОО;
план работы ДОО на год;
договор о деятельности ДОО в школе;
списки членов и актива ДОО.

Глава 1.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Великий гений Л.Н. Толстой утверждал: «Все яснее и яснее вижу, что ключ ко всему - в воспитании. Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь». Современные дети такие разные с виду, и такие одинаковые, по сути. Их объединяет искренние желание быть значимыми для себя и полезными для других. Им нужна забота, понимание и внимание общества.
В Российском обществе складываются такие социально-экономические отношения и политические условия, которые формируют запрос на личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта. А воспитать такую личность может только детская общественная организация.
Детские общественные организации осуществляют социальный заказ общества «Вырастить достойного гражданина своего Отечества», основываясь на принципах добровольности и гуманизма, демократии и открытости, самодеятельности. Детские общественные организации способны успешно решать задачи социализации подрастающих граждан России.
Для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей и молодежи. Стратегия развития детского и молодежного общественного движения, повышения социальной активности учащейся молодежи, выражение гражданской позиции и патриотизма в воспитательном процессе – приоритетные направления воспитания подрастающего поколения. Задача социального определения личности ребенка является первостепенной для современного общества. Период изменений и переориентаций ценностей жизни существенно повлиял на процесс социального опыта у детей и подростков, их социальную активность. Важно не только предоставление возможности для самореализации личности, приобретения опыта социального общения, просто необходимо поднятие уровня культуры общения детей и подростков друг с другом, развитие навыков сотрудничества с взрослыми, формировать активную гражданскую позицию в обществе и патриотизм по отношению к государству.
Важно, чтобы сегодняшние дети и подростки – будущие лидеры 21 века, которые станут управлять государством на разных уровнях, владели демократической культурой личности, формами эффективного взаимодействия, способами разрешения конфликтов, умением отражать в жизнедеятельности свои духовно – нравственные ценности, необходимые для успешного развития общества и государства.
Сегодня, пытаясь реализовать демократическую основу воспитания молодежи, что по своей сути и содержанию общественное детское движение и его социально-полезная общественная деятельность – сферы благоприятные для полноценного развития детей.
Серьезные изменения, происходящие сегодня во всех сферах социальной, политической и экономической жизни России, затрагивают широкий спектр отношений общества, государства и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех участвующих в них субъектов, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих жизненных проблем. Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности участников образовательного процесса в образовательных учреждениях, и, прежде всего, в школе, где многие современные воспитательные задачи, в том числе связанные с воспитанием гражданина и патриота, уже не могут быть решены только традиционными средствами. В связи с этим нужен принципиально новый подход к организации всей педагогической работы с учащимися, направленный на их подготовку и включение в жизнь гражданского общества, на участие в ученическом самоуправлении детских общественных организаций, направленном на социализацию школьников.

На сегодняшний день детские организации выбирают тот путь, который считается наиболее успешным и правильным.
Цель детской организации складывается, в конечном счете, из личных целей каждого ребенка. Поэтому дойти до поставленной цели организация сможет только в том случае, если объединить усилия детей, учитывая все жизненные ценности.
Ценность нельзя понять, ценностям нельзя научиться, их можно только прочувствовать и пережить. Только полнота проживания каждого мгновения, способность вдохновляться жизнью, каждым ее днем и событием открывают человеку многообразие связей с миром, развивают стремление размышлять о нем, смысле жизни и ее ценностях.
Глава 2.
ПРОГРАММА ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Программа – это документ, отражающий достижение конкретной цели организации. Программа необходима, прежде всего, как средство против стихийности деятельности ДОО и формализма организаторов.
Основные принципы:
открытости – участником программы может стать любой желающий ребёнок с 7 до 10 лет;
демократизации – каждый участник программы выбирает направления деятельности;
развития – деятельность в рамках программы направлена на всестороннее развитие личности;
взаимодействия – обеспечение взаимодействия между участниками и исполнителями программы.

Этапы реализации программы:
Организационный – составляется план мероприятий.
Развивающее - деятельностный, на этом этапе происходит основная реализация содержания деятельности программы, задания носят более содержательный характер и направлены на развитие личностных качеств участников программы.
Деятельностно - демонстрационный, на этом этапе задания имеют усложнённый характер. Идёт процесс реализации полученных на первых двух этапах знаний, умений и навыков.
Итогово - перспективный, на данном этапе выявляются положительные и отрицательные стороны программы, выстраивается новая программа деятельности.

Предполагаемые результаты:
Сплочение детских коллективов.
Приобщение учащихся к ценностям отечественной и мировой культуры
Развитие интереса детей к истории Отечества, края, района, села; участие в сохранении и восстановлении памятников истории и культуры.
Расширение кругозора участников программы.
Общественная организация порождает необходимость выработки навыков сотрудничества, умение общаться в коллективе, считаясь со взглядами, понятиями, интересами других людей. Работа по программе предполагает повышение интереса к истории Отечества, воспитание активной жизненной позиции, гражданственности и патриотизма.

Глава 3.
УСТАВ ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Общие положения
Детская организация добровольное объединение учащихся 1 – 11 классов (в каждой организации по- своему). Организация осуществляет свою деятельность на основе данного Устава.
Деятельность организации направлена на защиту прав и интересов детей в сфере образования, труда, отдыха, здоровья.
Детская организация строит свою работу на следующих принципах:
привлечение детей к непосредственному участию в реализации целей и задач, направленных на духовное, нравственное и физическое развитие школьников, их трудовое и нравственное воспитание;
обеспечение равноправия детей независимо от пола, национальности, языка, социального происхождения.
Цель организации: помочь раскрыть и реализовать интересы и способности членов организации через конкретные дела, развитие детского движения в интересах детей, подростков и общества в целом.
Задачи организации:
воспитание патриотизма, гражданственности, любви к Родине;
активное участие в общественном движении за гуманность и милосердие;
оказание помощи ребёнку в развитии своих способностей;
защита интересов детей.
Права и обязанности членов организации
Член организации имеет право:
на выбор организации;
добровольный вход и выход из организации на основе заявления об этом в органы организации;
направление собственной активности в работе организации;
на выражение мнений и сомнений касающихся содержания деятельности организации и получения на них объяснений и ответов;
избирать и быть избранным в органы самоуправления, оценить их работу и получать главную оценку своей деятельности со стороны членов организации.
Член организации должен:
быть добрым, весёлым, находчивым;
помогать людям, нуждающимся в помощи;
беречь и охранять природу;
не лениться, учиться в меру своих способностей.
Поощрения и взыскания.
Организация поощряет своих членов за общественную работу (благодарность, грамота, подарок и т.д.).
На член организации может быть наложено взыскание за нарушение Устава (замечание Совета отряда, выговор, строгий выговор, исключение из организации).
Символы и атрибуты.
Организация имеет свою эмблему, девиз организации, форму организации, песню и т.д.
Организационное обеспечение программы:
участники программы учащиеся 10 образовательных учреждений, детские коллективы (отряды);
участие в программе носит добровольный характер и происходит на основании заявления о приёме в пионерскую организацию или детскую организацию;
участники программы имеют право принимать участие в работе выбранных направлений, мероприятиях проводимых в рамках программы, вносить предложения по обновлению программы.
Материально-техническое обеспечение программы:
Наличие помещения для работы детского объединения.
Наличие ТСО (магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, компьютер).
Глава 4.
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Годовой план работы
Его основу составляет план воспитательной работы в школе. Цели и задачи годового плана работы вытекают из перспективного плана воспитательной работы в школе. При целеполагании необходимо помнить диагностической цели (о том, как именно она будет реализовываться) и её реалистичности (осуществимости на практике).
В годовом плане должны быть также отражены следующие аспекты:
все направления воспитательной работы;
возрастные группы детей;
ответственные за проведение мероприятий;
направления работы с родителями;
взаимодействие с учреждениями дополнительного образования;
участие в республиканских, районно-городских смотрах-конкурсах и мероприятиях;
методическая работа (с классными руководителями, методическими объединениями и т. д.);
работа с активом;
работа с детьми групп социального риска.
Требования к оформлению годового плана
1. Титульный лист:
полное название ОУ;
название плана и сроки его реализации;
Ф.И.О. старшего вожатого, квалификация (категория, дата прохождения аттестации).

2. Анализ работы за прошедший год.
3. Цели и задачи плана работы.
План оформляется в зависимости от вида работы - организационной или массовой.
В организационную работу входят: посещение районных, городских семинаров и совещаний, консультаций старших вожатых; занятия с активом школы, редколлегией, пресс-центром и др., сбор актива школы, ДОО и т. д.
Массовая работа включает проведение общешкольных мероприятий и участие в районно-городских мероприятиях (с указанием сроков, ответственных и возраста участников).

Таблица 1.
Организационная работа


Содержание
Для кого
Сроки
Ответственные
(должность, Ф.И.О.)








Таблица 2.
Массовая работа

Содержание
Для кого
Сроки
Ответственные
(должность, Ф.И.О.)








Общешкольных мероприятий за год должно быть не меньше 4, по параллелям – не меньше 9.
К любому плану работы прилагается тетрадь с анализом проведённого мероприятия или папка с аналитическими справками.
2. План работы на четверть (или месяц)
Этот план пишется более подробно: ответственные указываются пофамильно, сюда входит предварительная подготовка к мероприятию: расписание репетиций с указанием времени и места, изготовление оформления к мероприятию и т. д. (В годовом плане указывается только мероприятие без раскрытия содержания предварительной подготовки).
Таблица 3.

Мероприятие
Ответственный
Участники
Предполагаемый результат
Отметка о выполнении









3. План работы на неделю
В этом плане деятельность старшего вожатого расписывается на каждый день, что особенно важно при проведении различных тематических недель («Малышок», «Чистый двор» и т. д.).

Таблица 4 (для плана на неделю.)
Дата
Мероприятие
Участники
Ответственные
направленность
Результат (количественный и качественный)
Отметка о выполнении










Таблица 5 (для тематической недели).
Название недели

1-й день, дата
Название дня
Время

2-й день, дата
Название дня
Время

3-й день, дата
Название дня
Время

4-й день, дата
Название дня
Время

5-й день, дата
Название дня
Время


4. План обучения детского актива
У любого актива должен быть свой план работы, даже такой простой как этот.

Таблица 6.


Что
Где
Когда
Ответственные
Итог









К нему прилагаются протоколы заседаний (школ, собраний, сборов и т. д.).
5. Методический уголок
В методическом уголке помещаются рекомендации по работе с детьми, родителями, советы по проведению каких-либо мероприятий и т. д.
В уголке дружины или отряда отмечаются события, проходящие в ДОО. Можно поместить списки членов ДОО, его название, девиз, песню, план деятельности и т. д.
6. Документы по детской организации
Среди документов, прежде всего, должны находиться: Положение о ДОО, планы, протоколы, фотографии, Уставы, Программы по ДОО, заявления от детей и родителей о вступлении в детскую организацию, а также эмблема, атрибуты, список поручений и т. д.

7. Списки членов ДОО
Полный список членов ДОО должен быть не только в дружине, но и в координационном Центре детских общественных организаций (ДД (Ю) Т). Подаётся 2 раза в год: до 25 мая – полный, до 25 декабря – уточнённый.
Таблица 7.

Ф.И.О. (полностью)
Дата рождения
Дом. адрес
Школа, класс
Личная подпись








Если в ДОО входят взрослые члены, то подаётся дополнительный список взрослых.
Таблица 8.

Ф.И.О. (полностью)
Дата рождения
Дом. адрес
Паспортные данные
Место работы
Личная подпись










8. План работы по самообразованию
В план вносят тему, изучение методической литературы, выступления по теме (где, когда), разработки дидактического и наглядного материала, разработки программ, мероприятий по теме, а также повышение квалификации (год, место).
Приложение 1.
Основные понятия термины
Детское движение – совкупность действий и деятельностей всех детских (в том числе подростковых и юношеских) общественных объединений и организаций, существующих в данном регионе (крае области) или территориальной единице (городе, районе).
В рамках общего социального явления можно выделить отдельные его виды, отличающиеся прежде всего содержанием и направленностью деятельности объединений и организаций определённого типа, например экологическое движение, скаутское движение и др. В нынешней ситуации правомерно также говорить и о пионерском движении, объединяющем деятельность пионерских организаций.
Детская организация – самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Положении (Уставе) или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.
Детская организация является особым типом общественного объединения, предполагающим наличие:
ценностной идеи (цели), ради которой осуществляется совместная деятельность детей и взрослых;
права добровольного вступления в организацию и свободного выхода из неё;
фиксированного членства;
организационной самостоятельности, самоуправления, совместного социального творчества;
чётко выраженной структуры, определяющей положение в организации каждого её члена;
установленных для всех норм и правил;
гарантированного для субъектов совместной деятельности членов организации права на выбор видов, форм и способов её существования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Вайндорф - Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. Учебно - методическое пособие – М.,ЦГЛ, 2005. – с. 95 – 100.
2. Копилка вожатских премудростей. Методическое пособие. – М., ЦГЛ, 2003.– с.92 – 98.
3. Мастерская вожатого. Кипарис –5. Руководство для начинающих и опытных/ под ред. Левановой Е.А.. – М., Пед. общество России, 2003. – с.113 – 122.
4.Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. – М., ЦГЛ Рон., 2002. – с. 86 – 91.
5. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю.Вожатый – старт в профессию. Кипарис – 12.Учебно-методическое пособие. – М., Пед. Общество России, 2005. – с.35 – 61.
6. Шмаков С.А. Каникулы : прикладная «энциклопедия»: учителю, воспитателю, вожатому. – М., Новая школа,1997. – 160.с.
7. Юзефавичус Т.А. Советы бывалого вожатого (теория, методика, практика).Кипарис–9.Учебно - практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. – М., Пед. общество России, 2005. – с. 84 – 100.












13PAGE 15


13PAGE 14215



Шаповалова Алла Леонидовна

2012 год


О РАБОТЕ СТАРШЕГО ВОЖАТОГО

Методические рекомендации для старших вожатых







МБОУ ДОД ЦДТ «АССОЛЬ»
п. Волоконовка, ул. 60 лет Октября, 1






Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415