Внеклассное мероприятие, посвященное борьбе с коррупцией


Внеклассное мероприятие, посвященное международному Дню борьбы с коррупцией (лекторская группа)
Цель урока: научить учащихся работать с нормативно-правовыми актами, различать виды и формы коррупции, составлять примерные планы по противодействию коррупции.
Задачи урока:
1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, а также нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность;
2. Развивающая: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, развитие антикоррупционного сознания;
3. Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подростков.
Результат обучения: учащиеся смогут различать виды и формы коррупции, выработают свой план по борьбе с коррупцией.
Ресурсы: Уголовный кодекс, Закон РК «О борьбе с коррупцией», интерактивная доска, мультимедийный проектор, Интернет ресурсы, канцелярские принадлежности(листы формата А3, маркеры, текстовыделители, ноутбук, вырезки из газет, иллюстрации).
Ход мероприятия.
1.Организационный момент. Деление на группы «Взятка», «Местничество», «Мздоимство», «Подкуп», «Лихоимство», «Продажность». Учащиеся самостоятельно называют тему урока, подобрав синоним к названиям групп. Регламент – 5 мин
Учитель проводит краткий экскурс по коррупции, называет основные даты в мире и государстве, связанные с борьбой с коррупцией (9 декабря 1995 г – «год коррупции», по инициативе ООН данный день объявлен Международным днем по борьбе с коррупцией, 2 июля 1998 г – принят Закон РК «О борьбе с коррупцией», 7 декабря 2009 г - Закон по вопросам дальнейшего усиления борьбы с коррупцией, 11 января 2011 г - Закон по вопросам противодействия неправомерному захвату бизнеса и собственности (рейдерству).. Регламент – 5 мин
2. Работа в группах по решению проблемных заданий. Регламент – 15 минут
1 группа работает над вопросом: «Понятие коррупции, крупная и мелкая коррупция». Результат: составляют глоссарий по теме, создают карикатуру «Коррупция в моем городе»
2 группа работает над понятием: «Формы организации крупной коррупции». Результаты: составляют кластер, где выделены формы коррупции; учащиеся смогут продемонстрировать на конкретных примерах; разыграют шутливую сценку
3 группа рассматривает  проблему «Факторы, усиливающие коррупцию». Результаты: составляют мини-презентацию, где наглядно изображены выделенные факторы.
4 группа работает над статьей из интернета «Примеры успешных революций и демократических государств». Результаты: выделяют основные подходы, приемлемые для борьбы коррупцией:
1) Духовная альтруистическая идея, приверженность которой служит одним из критериев селекции правящего слоя
2) Добровольно-принудительный отказ правящего слоя от владения крупным личным имуществом и от получения крупных личных доходов
3) Частая и принудительная ротация чиновников, особенно в высшем звене, ограничение срока пребывания чиновника на одном месте одним годом или самое большее несколькими годами
4) Строгое наказание за нарушение установленных правил – изгнание из государственного аппарата, конфискация имущества, тюремное заключение и другие.
5 группа. Рассматривает опыт работы по борьбе с коррупцией в западных и восточных странах.
Результат: заполняют диаграмму Венна, где показывают общие и отличительные способы борьбы с коррупцией
6 группа. Подводит итог и предлагает свой вариант по борьбе с коррупцией. Результат: подготовят план по борьбе с коррупцией в определенном населенном пункте.
3. Защита мини – проектов учащимися. Регламент: 2-3 минуты.
4. Подведение итогов. Учащиеся оценивают работу друг друга, деятельность групп.
Учитель в заключительном слове предлагает ученикам поменять название своих групп на единое название «Четность».
Рефлексия. Стратегия «Пять пальцев»
Домашнее задание. Подготовить материал по результатам борьбы с коррупцией в Казахстане в 2014-2015 ггВнеклассное мероприятие, посвященное Международному дню борьбы с коррупцией (лекторская группа)
Цель мероприятия: применить полученные ранее знания на практике
Задачи:
1. Образовательная: научить учащихся применять полученные ранее знания на практике;
2. Развивающая: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, развитие антикоррупционного сознания;
3. Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подростков.
Результат обучения: учащиеся в ходе практикума изучат Особенную часть УК РК, главу 13, выработают свою модель противодействия коррупционным действиям.
Ресурсы: Уголовный кодекс РК, ватман, листы А3, маркеры, иллюстрации, магниты
Ход занятия
Организационный момент. Деление класса на 4 группы: «ЗА», «ПРОТИВ», «ЭКСПЕРТЫ», группа поддержки.
Учитель знакомит учащихся с правилами проведения мини-дебатов, назначает тайм-менеджеров. Рассказывает диалог между Карамзиным и князем Горчаковым.
Практическая часть.
А) Проведение мини-дебатов. Регламент – 25 мин
Деятельность Команда «ЗА» Команда «ПРОТИВ»
Спикер - Представляет команду; показывает актуальность темы; заявляет позицию своей команды; выдвигает в организованной форме все аргументы команды.
Мы считаем, что данная тема актуальна: в последнее время государство принимает серьезные меры по борьбе с коррупцией во всех ее проявлениях, усиливается уголовная ответственность за данный вид преступления – это позволит победить коррупцию в стране ……. Мы считаем, что данная тема действительно актуальна, но коррупция стала набирать обороты. Коррупция имеет место быть во всех сферах жизни общества, все это приводит к регрессу общества. С коррупцией боролись в различные периоды истории (приводят факты из предыдущего занятия) …..
Спикер отрицающей команды задает вопросы спикеру утверждающей команды О чем гласит Часть II. Особенная часть УК РК. Глава 13. Коррупционные и иные преступления против интересов государственной службы и государственного управления Статья 312 и 311 и какова их цель?
Для борьбы с коррупцией было создано Агентство по борьбе с коррупцией, какова его деятельность?
Какое значение имеют законы, направленные на борьбу с теми лицами, которые дают и получают взятки? Почему на протяжении 20 лет в Казахстане не удалось победить коррупцию?
Угрожает ли коррупция национальной безопасности страны?
Нужно ли антикоррупционное воспитание?
Спикеры приводят статистику подтверждающую свое утверждение. Приводят результаты борьбы с коррупцией в Республике Казахстан за первое полугодие 2014 года, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. С помощью цифр и фактов показывают, какой урон нанесла коррупция экономике страны за 2014 г.
Деятельность группы-поддержки Готовят схемы, графики, диаграммы, подбирают афоризмы, цитаты, пословицы, которые иллюстрируют доказательность тезиса или антитезиса.
Деятельность экспертов Отмечает слабые места аргументации команды оппонентов и ошибки в ходе дебатов. Сравнивают аргументацию команд и пытаются обосновать большую логичность, достоверность, объективность аргументов и контраргументов команд. Делают краткое резюме.
Подготовка обеих команд к подведению итогов Доказательство своих преимуществ - финальная речь «мы победили, т.к……….». Порядок выступлений определяется по жребию.
Учитель подводит итог дебатов. Учащиеся оценивают деятельность каждого участника, выставляют оценки.
Б) Работа с выдержками из литературных произведений, выделение примеров коррупционных действий. Регламент – 15 мин.
Учащимся предлагаются материалы из произведений «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил», «Ревизор», «Мертвые души», «Дубровский». Представители каждой из групп, на основании статей 307-316 Особенной части УК РК выделяют противоправные деяния чиновников, пробуют определить наказание на основании современного закона. Выступление каждого учащегося – 2 мин.
Подведение итогов урока. Выставление оценок
Рефлексия. Стратегия «Острова»