«Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта выполнения изделий в технике «Джутовая филигрань»»


Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Нюкская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Котова И.М»
Мастер-класс
«Выполнение салфетки - цветка в технике
«Джутовая филигрань»

Автор: учитель технологии
первой квалификационной категории,
Поломошина Людмила Николаевна
с .Нюки 2017 год
Краткое изложение концептуальных основ собственной системы.
В рамках преподавания предмета «Технология мною была разработана
программа «Рабочая программа
кружка«Джутовая филигрань»
Элементы данной программы используются мною при проведении уроков технологии и во внеурочной деятельности по предмету.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в эпоху научно-технического прогресса и глобализации к числу наиболее актуальных проблем относится сохранение народами самобытной национальной культуры. Данная программа помогает детям, творчески перерабатывая культурные национальные образцы, почувствовать себя причастными к носителям национальной культуры своего народа в таком направлении, как джутовая филигрань. У них формируется потребность созидать прекрасное, возникает осознанное желание прийти на смену старым мастерам, что в конечном итоге способствует формированию национального самосознания, воспитывает уважение к историческому и культурному наследию народов. Происходит приобщение детей к общечеловеческим ценностям, создаются условия для социального, культурного и профессионального самоопределения ребенка как творческой личности.
Новизна программы заключается в том, что она позволяет расширено познакомить учащихся с истоками народного творчества, с традициями русского орнаментального искусства, помогает сформировать целостное восприятие народного искусства как часть культуры народа.
Отличительная особенность данной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что предусматривается не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта, учитывающего культурно-национальные особенности России.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что специфика данного направления дополнительного образования детей органично взаимодействует с образовательной областью «Технология». Учащиеся, приобретая умения и навыки работы ручными инструментами могут расширить свой технологический кругозор и приобрести специальные умения на занятиях кружка, выполняя творческие проекты или изделия прикладного характера для использования в быту. В этом случае учащиеся сами учатся формулировать задачи и получать необходимые знания из доступных источников. Происходит самообучение и взаимообучение учащихся. Педагог в этом случае выполняет функции тьютора, помогая детям сохранить высокий творческий тонус в процессе коллективной или индивидуальной поисковой деятельности. И, как наставник, поддерживает стремление детей к самостоятельной деятельности и самообразованию.

Цель и задачи.
Цель проведения мастер-класса: создание условий для повышения профессиональной квалификации педагогов – участников мастер-класса в процессе педагогического общения и творческой деятельности по освоению опыта работы учителя.
Задачи мастер-класса:
- передача своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов и приёмов педагогической деятельности;
- обучение участников мастер-класса конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов – выполнения элементов джутовой филиграни
- совместная отработка учителем – мастером и участниками семинара приёмов поставленной в ходе мастер - класса задачи;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса;
- пропаганда педагогического опыта учителя, повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
Ожидаемые результаты:
Обучение участников мастер-класса конкретным навыкам.
Состав участников:
учителя технологии города Улан-Удэ и Республики Бурятия, аттестационная комиссия
Время и место проведения:
7 апреля 2017 г. ГАУ ДПО БРИОП
Технические средства: компьютер, проектор, экран.
Оборудование: раздаточный материал, ножницы, файл с рисунком,нити джутовые, клей «Титан», шпажки, салфетки.
Основные этапы мастер-класса
Постановка педагогической проблемы.
Практическая демонстрация приёмов.
Выполнение приёмов работы участниками мастер-класса.
Рефлексия.
Постановка педагогической проблемы.
В эпоху глобализации важно сохранить народные традиции и приобщить учителей технологии к ведению кружковой работы в своих школах.

История возникновения джутовой филиграни

История возникновения "украшения обстановки" дома парадоксальна: украшения существовали уже тогда, когда еще нечего было украшать - собственно дома, как такового, еще не было. Например, раскопки первобытных стоянок человека в областях с теплым климатом показали, что во времена палеолита жилищем служила поляна с костровищем посередине, но поляна уже была "декорирована" скорлупой страусиных яиц с нанесенными на них рисунками. Искусство украшения жилища появилось практически одновременно с развитием культуры древних людей и даже имело своеобразные черты, характерные для населения отдельных больших областей. В современном декоративном оформлении сочетаются различные техники. Порой даже используются материалы казалось бы не реальными в применении. Филигрань —один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки. Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями. Эту технику можно использовать и для выполнения декоративных изделий . В данном случае я взяла натуральный материал –джут. Джутовая филигрань: Для этой техники берут джутовое волокно, которое выращивают в Индии. Это однолетнее растение семейства липовых дает волокна, основу для производства джутового шнура. Джут имеет естественный коричневато – сероватый цвет и грубоватую структуру. Джутовая филигрань основана на тех же принципах, что и металлическая. Из джутовых нитей пинцетом скручивают завитки, обвивая вокруг кончиков пинцета нить от одного до нескольких раз, и, сооружают петельки. Два этих элемента укладывают по выбранному рисунку и скрепляют клеем. Основой может служить любой материал, даже те же нити джута, плотно или в разбежку намотанные на основу. Она напоминает филигрань из металла. В такой технике можно изготовить и плоское изделие и объемное. Форма ничем не ограничена. Джутовая филигрань становится очень популярной среди рукодельниц. Предметы интерьера, выполненные в технике филигрань из джутового шнура, гармонично вписываются в интерьер и могут стать красивым и дорогим подарком. Учитывая доступность джута – основного материала для такого творчества, технику джутовой филиграни могут освоить абсолютно все желающие.
- Сегодня нам предстоит познакомиться с джутовой филигранью и технологией ее выполнения.
В рамках мастер - класса я хотела бы поделиться своим опытом и продемонстрировать Вам приемы работы с волшебной филигранью.
Практическая демонстрация приёмов
Сейчас мы в процессе практической деятельности ознакомимся с основными видами филиграни, с инструментами, правилами безопасной работы и научимся выполнять несколько основных элементов на рисунке в файле.
Выполнение приёмов работы участниками мастер-класса.
Участники мастер-класса просматривают видео технологического процесса, перед каждым лежит технологическая карта
Рефлексия
- анализ проведенного занятия педагогом-мастером педагог даёт подробный анализ выполненным работам, указывая на ошибки, если они есть. Подводит итог, отмечает были ли достигнуты цель мастер-класса и решены запланированные задачи );
- ответы на вопросы участников мастер-класса;
- общая дискуссия (какие новые знания получили слушатели, каковы возможности использования полученных знаний в их работе и т.д.);
- заключительное слово педагога-мастера.
Консультирование педагогом-мастером участников мастер-класса поиспользованию представленного педагогического опыта.
По окончании семинара участники мастер-класса оставили благодарственные записи в книге отзывов.
Литература

Бреслав Г.Э. Психология и цветолечение для всех.- СПб: Б.& К.,2000.
Быстрицкая А. Бумажная филигрань. – Москва: Просвещение, 1982.
4. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству. - Москва:Просвещение, 1982.
Выгонов В.В., Галямова Э.М., Захарова И.В. Аппликация. – Москва: ИздДом МСП, 2006.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.Москва:Просвещение, 1991
Глазычев В.Л. О дизайне. - Москва: Искусство, 1971.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта. Москва: Просвещение, 1991.
Гориянова О.В., О.П. Медведева. Школа юного дизайнера.– Ростов-на-Дону Феникс, 2005.
Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я. В мире детских эмоций.- Москва: Айрис Пресс, 2004.
Дьяченко О.М. Развиваем воображение. – Москва: Просвещение, 1992.
Копцев В.П. Основы объѐмного конструирования.- Ярославль: Академия развития, 2001.
13. Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать.-Чебоксары: Клио, 1994.
Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству.- Москва: Искусство в школе, 1995.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль: Академия 1996.
Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. - Москва: Просвещение, 1985