Использование принципа Парето при принятии решений


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПА ПАРЕТО ПРИ
ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ
Дзамоев А.А.
студент 4 курса кафедры бизнес-информатики, группа БИН-бо-121
Система поддержки принятия решений (СППР) — это компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь пользователям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. СППР возникли в результате интеграции управленческих информационных систем и СУБД. Они предназначены для поддержки многокритериальных решений в сложной информационной среде. Это значит, что результаты решений оцениваются по множеству критериев единовременно [1].
Сложность принятия решений заключается в анализе больших объемов информации с помощью актуальных средств вычислительной техники. По причине того, что в процессе использования появляется множество решений, вероятность допущения грубой ошибки в случае невнимательности весьма велика.
СППР делают управление средним и крупным бизнесом максимально эффективным, что было бы невозможно без применения передовых информационных технологий, решает задачи стратегического и оперативного управления на основе учетных данных о деятельности компаний.
Задача СППР заключается в первую очередь в определении множества возможных альтернативных решений и в выборе оптимальных альтернатив с использованием различных методов многокритериальной оптимизации.
Первым шагом работы СППР является получение исходных данных, представляющих собой постановку задачи и множество альтернативных решений. Лицо, принимающее решение (ЛПР) или оператор системы производят ввод исходных данных в СППР. При этом на множестве альтернатив определяются критерии отбора, основанные количестве и значениях параметров каждой альтернативы.
На втором шаге система производит диалог с ЛПР, в ходе которого определяются предпочтения ЛПР уже на множестве критериев отбора. Таким образом, происходит ранжирование критериев и их сортировка.
Далее СППР в автоматическом режиме производит многокритериальную оптимизацию множества альтернатив, с использованием любого из методов, например, построение фронта и множества Парето. При этом учитывается оптимальность не только самих альтернатив, но и оптимальность критериев отбора. Выделяется компактное множество Парето, построенное по самым оптимальным критериям. Все критерии разделяются на две или более категории по признаку предпочтения с точки зрения ЛПР. Выбираются критерии из категории, наиболее предпочтительной с точки зрения ЛПР. Во множество Парето включаются альтернативы, имеющие по выбранным критериям, следующие свойства: максимально удовлетворяющее значение, хотя бы по одному из критериев; все критерии имеют значения, не хуже, чем у других альтернатив [2].
На следующем шаге возможна оптимизация или свертка уже построенного множества Парето, с привлечением дополнительной информации от ЛПР. Если получено компактное множество Парето с небольшим количеством входящих в него альтернатив, то возможен переход сразу к последнему шагу алгоритма.
На последнем шаге ЛПР вручную выбирает конечное решение из предлагаемых системой альтернатив. Эти альтернативы входят в компактное множество Парето и максимально удовлетворяют предпочтениям ЛПР и постановке задачи. Данный алгоритм может применяться в различных СППР, где присутствует многокритериальный отбор. Работа алгоритма подразумевает привлечение дополнительной информации от ЛПР, что способствует повышению результативности конечного отбора.
Общий алгоритм поддержки принятия решений (ППР), реализуемый в СППР, состоит из последовательных этапов: мониторинг и анализ проблемы, формулирование целей и задач, формирование системы критериев, генерирование множества альтернатив, анализ альтернативных вариантов, формирование управляющего воздействия.
Важно отметить, что часто системе приходится классифицировать и проводить группировку товаров. Одним из самых распространенных методов является ABC-анализ.
ABC-анализ позволяет провести классификацию ресурсов в зависимости от степени важности. Он основан на принципе Парето, который заключается в том, что 20% всех товаров дают 80% оборота.
При проведении ABC-классификации пользователю представляется возможность отойти от стандартного Парето-разбиения, по той причине, что оно не всегда эффективно работает на практике, и определить границы рассматриваемых групп товаров самостоятельно. Следовательно, при определении границ стоит руководствоваться экспертным и эмпирическим подходом, чтобы достичь максимально эффектного результата.
Также стоит отметить XYZ-классификацию. В отличие от ABC-классификации, XYZ-классификация руководствуется единственным показателем, а именно потребностью или спросом на номенклатуру запаса.
Важно отметить, что данные методы могут использоваться комплексно, выявляя лидеров, то есть AX-группы, и аутсайдеров или CZ-группы. Таким образом, при проведении комплексного анализа определяется девять групп товаров: AX, AY, AZ; BX, BY, BZ; CX, CY, CZ [3].
Таким образом, с помощью принципа Парето система проводить классификацию товаров по нескольким признакам, предлагая пользователю актуальную информацию о потребностях в товаре и их оборачиваемости, а также дает возможность регулировать границы распределения самостоятельно, чтобы достичь максимального эффекта.
Литература
Блюмин, С. Л. Модели и методы принятия решений / С. Л. Блюмин. – Липецк.: ЛЭГИ, 2014. – 138 с.
Ларичев, О. И., Петровский, А. В. Системы поддержки принятия решений / О. И. Ларичев, А. В. Петровский. – М.: ВИНИТИ, 2013 – 205 с.
Молоткова, Н. В. Информационные технологии в коммерческой деятельности / Н. В. Молоткова. – М.: ВИНИТИ, 2012 – 190 с.