Информация на тему Кейс-технологии и проектное обучение как инструмент формирования профессиональной компетенции преподавателя


Кейс-технологии и проектное обучение как инструмент формирования профессиональной компетентности преподавателя и мастера производственного обучения
Каково влияние двух моделей обучения: кейс-технологии и проектного обучения?
Можно выделить следующие задачи, непосредственно относящиеся к решению проблем СПО:
обеспечить выпускников ОУ практическими навыками соответствующими требованиям рынка труда;
разработать и реализовать системы ФГОС СПО и программ, которые обеспечат сочетание теоретических знаний и развитие способностей к результативной деятельности.
Для того, чтобы студент – будущий квалифицированный рабочий/специалист чувствовал себя уверенно в реальной жизненной ситуации, он и на занятиях должен быть поставлен в такие условия, при которых с помощью полученных на занятиях знаний он мог бы решать конкретные профессиональные задачи.
Именно применение метода кейса в образовательном процессе позволяет приобрести так необходимые в их будущей профессиональной деятельности навыки и умения (умение выявления проблем, анализа ситуации).
Метод кейса был разработан и впервые применен в США. По своей сути, кейс-технология близка к игровым методам и проблемному обучению.
Кейс – это письменно представленное описание определенной ситуации или определенных условий из жизни организации, ориентирующее слушателей на формирование проблемы и поиск вариантов ее решения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить и представить обоснованное решение.
Процесс решения проблемы, изложенный в кейсе, это творческий процесс, которому присущи также аспекты, как дискуссия, аргументация, сравнение, убеждение.
Широкие возможности метода кейса позволяют реализовать обширный круг образовательных задач:
развитие самостоятельного критического и стратегического мышления;
получение новых знаний;
приобретение навыков анализа проблем;
приобретение навыков разработки действий и их осуществления;
развитие здравого смысла, чувства ответственности за принятое решение, умение общаться.
Практический опыт показывает, что проявленный студентами неподдельный интерес к различного рода вопросам профессиональной деятельности может быть направлен в определенное русло – разработку конкретного проектного задания.
Цель проектного обучения в СПО – создать условия, при которых студенты самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников и учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач.
Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, предусматривающая не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых.
Знания, полученные от подобного обучения, являются долгосрочными, так как разные учебные аспекты здесь взаимодействуют между собой, а не изучаются отдельно. Данная модель обучения ориентирована непосредственно на студента СПО и включает в себя работу с проблемами реального мира, что особенно важно в формировании квалифицированного рабочего/специалиста.
Цель проекта – углубленное исследование темы, которую сами студенты при помощи преподавателя сочли достойной для изучения. Здесь уместно привести исходный лозунг основателей системы проектного обучения Дьюи, Лая, Торндайка – «Все из жизни, все для жизни». В своих работах Дьюи особенно подчеркивает, что опыт важнее теории. Он считает, что для того, чтобы научиться думать и рассуждать, необходимо решать настоящие проблемы, которые возникают по мере приобретения опыта. Если говорить о практике преподавания дисциплин (общеобразовательных и специальных), то можно сказать, что тот теоретический опыт, который студенты приобретают в ходе работы над кейсом, становится практическим, когда они участвуют в разработке проекта, превращая свой пассивный опыт в активную деятельность.
В настоящее время можно говорить о следующих стадиях разработки проекта:
разработка проектного задания;
разработка самого проекта;
оформление результатов;
общественная презентация;
рефлексия.
На стадии разработки проектного задания студенты знакомятся с проблемой, при решении которой им придется применять знания, уже приобретенные в процессе изучения дисциплины. Далее, индивидуально или в группах студенты проводят исследования, формируют свое мнение, объясняют его, обобщают информацию разными способами. Результаты их работы могут быть оформлены в виде мультимедийной презентации, письменного отчета, Web-страницы. По окончании проекта студенты представляют работу на суд независимой аудитории (это «малые» конференции или конкурсы студенческих проектов).
В заключение можно сказать, что, как и метод кейса, проектное обучение тесно связано с реальным миром и поэтому может быть использовано для эффективного формирования профессиональных компетенций. Данные технологии повышают мотивацию студентов, так как осмысленное обучение способствует усвоению новых знаний.
Таким образом, кейс-технологию и проектное обучение можно рассматривать как эффективный инструмент реализации одной из самых важных целей профессионально-ориентированного обучения – формированию профессиональной компетенции.
Ссылки:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г. (электронный ресурс)