Технологии художественно-прикладной обработки металлов

Схема сценария урока, отражающая требования ФГОС ООО
Класс: 7; Раздел: Технологии обработки конструкционных материалов. Технологии художественно-прикладной обработки металлов;
Тема урока: Тиснение по фольге.
I. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
Цели урока:
Варианты конструирования образовательных целей:
Способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и обще-учебных): разрабатывать и выполнять на бумаге рисунок будущего изделия; научиться продумывать рельеф каждого участка, уметь подготавливать фольгу для работы; выполнять художественное ручное тиснение по фольге: подбирать материалы заготовок, инструменты для тиснения; укреплять готовое рельефное изделие, закрепить навыки работы с инструкционно - технологической картой и с шаблонами. .
Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов: рельефное тиснение, зернение(фон точечками), пуансон, перевод рисунка с изображения на фольгу, укрепление готового изделия.
Способствовать формированию представления о декоративно-прикладной отделке изделий в технике тиснение по фольге.
Варианты конструирования развивающих целей:
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы):
Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости при выполнении тиснения, определение глубины и высоты форм изделия):
Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся при изготовлении изделия;
Способствовать к бережному отношению к природным и хозяйственным ресурсам, утилизация отходов;
Варианты конструирования воспитальных целей:
Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, экологических, экономических качеств личности:
Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям: самостоятельность и чувство ответственности за порученную работу, культуру общения, аккуратность, трудолюбие, развивать у учащихся художественный вкус, стремление к творчеству.
Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач Интернет-ресурсы .
Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
Варианты конструирования профориентационных целей:
Обобщить у учащихся знания в сферах трудовой деятельности, профессиях, связанных с производством и обработкой металлов: слесаря, чеканщика, тиснильщика.
Воспитывать уважение к работающему человеку.
Сформировать представление о профессии чеканщика и тиснильщика
Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
кабинет технологии(комбинированная мастерская)
ноутбук, проектор, экран, презентация «Тиснение по фольге»;
столярные верстаки:
инструменты: ножницы, ручки с пустыми стержнями (чеканны), стальные и деревянные чеканы, давилки, штампики, накатки, шпатель; приспособления: толстая резина (линолеум), скотч, эскиз композиции в величину металлического листа;
материалы: медная или алюминиевая фольга, алебастр(гипс).
Дидактическое обеспечение:
учебник Тищенко А.Т. Индустриальные технологии 7 класс:
рабочая тетрадь для учащегося на печатной основе: Тищенко, Буглаева: Технология. Индустриальные технологии. 7 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС
сборник заданий (Приложение 1):
таблицы (Приложение 2):
учебно-техническая документация (УТД) (Приложение 3-6):
инструкционно-технологические карты ИТК (Приложение 7)
информационные карты (Приложение 8)
образцы объектов труда - образцы работ в технике тиснения, выполненные учащимися;
карточки самоконтроля, взаимоконтроля (Приложение 9);
карточки с домашними заданиями – 1, 2, 3, 4 уровня (Приложение 10);
материалы для контроля знаний учащихся (Приложение 11) (карточки-задания, тесты, кроссворд и т.д.).

Тип урока: Урок решения практических, проектных задач
Вид урока: урок-практикум
Методы обучения:
по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский):
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические (упражнения), репродуктивные и проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению, методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля.
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые (бригадные), фронтальные.
Планируемые результаты:
Предметные: сформировать правильное представление о механическом свойстве металла - пластичность, навыки тиснения по фольге.
Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; применять уже полученные знания при изучении нового материала, уметь самостоятельно работать с источниками знаний, уметь находить ответ на вопрос в тексте; уметь сравнивать; наблюдать; делать выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: уметь сотрудничать; понимать и осознавать важность изучаемой темы.

Список источников:
Технология: программа. 5–8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 144 с.
Технология. Индустриальные технологии 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. -М.: Вентана – Граф, 2015-187 с.
Технология. Индустриальные технологии 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся образовательных учреждений/ (А.Т. Тищенко, Н.А.Буглаева –М.: Вентана-Граф, 2015-96с

Ход урока «Тиснение по фольге»

Этапы урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся

Мотивационно-целевой этап
I. Организационный момент
Цель этапа:
настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний
создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
приветствие
проверка явки учащихся
заполнение учителем классного журнала
проверка готовности учащихся к уроку
настрой учащихся на работу
доведение до учащихся плана урока 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
эмоциональный настрой на урок и т.д.





Формируемые способы деятельности:
проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д.




Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
активное слушание
выдвижение предположений о теме урока и т.д.





Формируемые способы деятельности:
формулирование собственных ожиданий




Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия:
слушание собеседника





Формируемые способы деятельности:
построение понятных для собеседника высказываний


II. Проверка выполнения домашнего задания
Цель этапа:
установить правиль-ность и осознанность выполнения всеми уча-щимися д-машнего задания
устранить в ходе про-верки обнаруженных пробелов в знаниях
выяснить степень усвоения заданного на дом материала
определить типичные недостатков в знаниях и их причины
ликвидировать обнаруженных недочётов
выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса, устранение типичных ошибок
обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися
формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
использование различных форм контроля в зависимости от вида и цели домашнего задания (Приложение 10)
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
повторение раннее изученного материала





Формируемые способы деятельности:
проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности




Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
контролируют правильность ответов обучающихся





Формируемые способы деятельности:
оценивание результата по алгоритму
адекватное восприятие оценки учителя




Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность





Формируемые способы деятельности:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности




Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия:
взаимодействуют с учителем во время опроса





Формируемые способы деятельности:
продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения
умение полно и точно выражать свои мысли


III. Актуализация знаний
Цель этапа:
организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания
актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания
предъявить задания, близкие жизненному опыту детей
зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний
организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании
организация задания на повторение (Слайды 6-10)
Формулировка цели урока с учащимися.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Вопросы:
1. Кто скажет, что изображено на этом слайде? (на слайде показаны различные виды фольги)(слайд №13,14). Даю определение, что такое фольга.
2. А что изображено на этом слайде? (фото инструментов для тиснения) (слайд№15).
Даю определение, что такое давилки, керны, пуансоны, штампики, накатки.
3. Как вы думаете, как получаются такие картины из металла? (на слайде панно в технике тиснения 16). Даю определение, что такое тиснение по фольге, показываю образцы .
Самостоятельная формулировка темы и целей учащимися
-А теперь я предлагаю заслушать выступления ребят по темам: «Фольга» и « Тиснение по фольге».
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
активизация имевшихся ранее знаний
активное погружение в тему
высказывание различных вариантов решения данной проблемы





Формируемые способы деятельности:
умение слушать в соответствии с целевой установкой
принимать и сохранять учебную цель и задачу





Познавательные УУД
Осуществляемые действия
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
проявляют интерес к новому содержанию.
слушают вопросы учителя
отвечают на вопросы учителя
осмысливают тему урока,





Формируемые способы деятельности:
формирование умения извлекать информацию из иллюстраций презентации
формирование умения на основе анализа объектов делать выводы
формирование умения находить ответы на вопросы




Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия:
взаимодействие с учителем во время опроса
участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений





Формируемые способы деятельности:
формирование компетенции в общении и совместной деятельности
формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения

Практический этап
IV. Проблемное изложения нового знания
Цель этапа:
зафиксировать причину затруднения у учащихся
сформулировать и согласовать цели урока
организовать уточнение и согласование темы урока
организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала
организовать фиксацию преодоления затруднения
Вовлекает в деятельность (слайд 1). Какие ассоциации вызывают у вас эти изображения? Что их объединяет? С какой датой можно их связать? Тема армии. Близится праздник 23 февраля, а на праздник принято дарить подарки. Кого в школе мы будем поздравлять? Конечно же, мужчин-учителей, ну и, конечно, пап. Возникает проблема: как можно изготовить поздравительную открытку с помощью техники «Тиснение по фольге»?
объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся (Слайды 17,18, 20-25) Презентация
заслушивание сообщений учащихся



Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
-отвечают на вопросы учителя, определяют ключевое слово «поздравительная открытка» 
осознание целей и задач обучения
восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению





Формируемые способы деятельности:
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
формирование умения слушать и понимать других
формирование умения работать в парах, в группах




Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
развитие умения получать информацию из рисунка, текста и изготавливать изделие
развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации





Формируемые способы деятельности:
формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию


V. Первичное закрепление знаний учащихся
Цель этапа:
зафиксировать алгоритм выполнения
организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах)
использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала (по ИТК Приложение 7)
обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с предложением: дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.

Личностные УУД
Осуществляемые действия:
осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
применение на практике и последующее повторение нового материала





Формируемые способы деятельности:
формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности




Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия:
формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками





Формируемые способы деятельности:
формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами


VI. Физкультминутка
(Приложение 12)



VII. Практическая работа «» с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем
Цель этапа:
тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке
проверить умения работать учащихся по алгоритму
организовать самостоятельную работу учащихся
организовать самопроверку самостоятельной работы
организовать..по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок
организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы

7.1. Вводный инструктаж учителя:
сообщение учащимся названия практической работы «Тиснение по фольге»;
разъяснение учащимся задач практической работы;
ознакомление учащихся с объектом труда - образцом;
ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
ознакомление учащихся с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК) (Приложение 4-6)
предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы);
инструктаж по технике безопасности.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
7.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.
7.3. Текущий инструктаж проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы:
7.3.1. Формирование новых умений:
проверка организованности начала работы учащихся;
проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
7.3.2. Усвоение новых знаний:
проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
7.3.3. Целевые обходы:
инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом; (Слайды 21 -25)
концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
рациональное использование учебного времени учащимися.
7.4. Заключительный инструктаж учителя:
анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
разбор типичных ошибок учащихся;
вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности
выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся
восприятие, осмысление, запоминание учебного материала





Формируемые способы деятельности:
применение на практике полученных знаний и последующее повторение




Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
самоконтроль выполнения задания
взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность





Формируемые способы деятельности:
планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане




Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации





Формируемые способы деятельности:
умение структурировать знания
выбор наиболее эффективных способов решения задач
установление причинно-следственных связей
построение логической цепи рассуждений
выбор стихотворения и написание его по фольге.


Рефлексивно-оценочный этап
VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
Цель этапа:
включить новый способ действий в систему знаний учащихся
тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации
инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
сообщение о теме следующего урока «Декоративные изделия из проволоки»
задание к следующему уроку с использованием сети Интернет (Приложение 13)

Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
отработка алгоритма по изученной теме «Художественная обработка металлов. Тиснение по фольге»
творческая прикладная переработка изученной информации
поиск в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных)
переработка (на основе анализа, на основе синтеза)





Формируемые способы деятельности:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств


IX. Уборка рабочих мест




X. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа:
организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока
организовать проведение самооценки учениками работы на уроке
по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности
рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока (Приложение 14)
объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке
выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся
Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия:
оценка и самооценка учебной деятельности
обобщение и систематизация знаний






Формируемые способы деятельности:
формирование умений полно и точно выражать свои мысли



Литература

Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии [Текст] / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. – С. 117-119.
Асмолова, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. [Текст] / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Управление начальной школой. – 2011. – № 12. – С. 12-18.
Атаулова О.В., Кондракова Л.В. Деятельностная модель урока в условиях ФГОС проектирование и анализ [Текст]: методические рекомендации/ под общей рекомендацией Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – С.87-101.
Зарубина, В.В. Разработка основной образовательной программы ООО [Текст]: методические рекомендации / В.В. Зарубина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – 48 с.










13PAGE 15


13PAGE 146515




Заголовок 115