Перспективные педагогические технологии на уроках географии


Перспективные педагогические технологии на уроках географии
Скажи мне, и я забуду,Покажи мне, и я запомню,Дай мне действовать самому,И я научусь.Древнекитайская мудрость
Школа сегодня – это информационно-образовательная среда, главный институт общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения.  Развитие личности ребенка становится ключевым определением обучения, поэтому изучение географии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие всесторонне развитой личности ученика.
Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий. При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляется прочное и осознанное усвоение содержания учебного предмета, а также развитие у школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно добывать знания, и применять их в повседневной жизни.
Достичь цели невозможно без формирования устойчивого интереса к предмету. Каким же образом привлечь современного ученика к изучению географии? 
Наравне с традиционными технологиями внедрять новые, перспективные, но их внедрение не означает, что они заменяют традиционную методику предметам. Технологии применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.
Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Мне, как учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания школьной географии, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.
Одной из главных задач является повышение педагогического мастерства путём освоения современных технологий обучения и воспитания.
Учитель перестает быть носителем информации, становясь консультантом.
В течение последних лет я апробировала многие технологии и хотела бы с вами поделиться своим опытом и впечатлением.
В процессе обучения географии я давно применяю технологию листов опорных сигналов (логических опорных конспектов — ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении географии писал еще Н.Н.Баранский, подчеркивая, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». Схемы связей использую постоянно, опорные конспекты помогают управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы.
Для достижения поставленных целей и задач на уроках географии применяю технологию формирования учебной деятельности школьников, суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. Эта технология формирования учебной деятельности предписывает, как ученик должен решать учебную задачу. В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате, листе), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.
Данная технология предполагает, создание системы учебных задач по какому-либо курсу, разделу или теме, подготавливаются тестовые задания.
Технология дифференцированного обучения также хорошо известна в методике географии. Учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создается разноуровненный дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.
Также в своей практике в 5-7 классах я применяю и технологию учебно-игровой деятельности. Однако ее реализация чаше всего эпизодична, не выстраивается в четкую систему организации познавательной деятельности. Учебная игра как педагогическая технология дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.
Дуэль топографических знаков»;
«Найди на карте»;
«Географическое лото»;
Викторины;
Решение кроссвордов;
Отгадай загадку;
Ребусы;
«Кто это? Что это?».
Игровые моменты всегда оживляют урок, делают его более интересным и содержательным. Часто использую такие формы учебной деятельности как разные виды географических диктантов, тестирование, составление таблиц и схем, решение кроссвордов, ребусов, тщательно подбираю занимательный дополнительный материал, технические и художественные средства.
Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует творческого подхода к организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии. В темах каждого курса немало проблем, вопросов для организации учебного спора: «Карта — правильное или кривое зеркало?», «Ветер — враг или друг человека?», «Надо ли осушать болота Западной Сибири?», «Есть ли перспективы развития атомной энергетики?» и др. Естественно, что необходимо специально обучать школьников правилам ведения дискуссии на уроке. К сожалению наши дети не умеют, или плохо умеют вести диалог, не слушают и не слышат одноклассников.
Часто на уроках применяю технологию перспективно-опережающего обучения, цель которой - будить детскую любознательность, пробуждать желание, заглянуть за рамки учебника, формировать активное отношение к процессу познания. Даю опережающие задания. Учащиеся часто готовят сообщения и презентации к урокам. Например:
путешествия, путешественники и географические открытия;
рельеф суши;
воды суши;
Южная Америка;
моря, омывающие берега России;
Дальний Восток - край контрастов;
Особенностью своих уроков считаю их построение по технологии критического мышления.  Я считаю данную технологию универсальной (позволяющей легко сочетать несколько технологий одновременно). Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем: не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Эта технология, на мой взгляд, многое дает и  учителю, разрушая стереотипы педагогической деятельности: учащийся не должен делать ошибки, на занятии нужно оценивать учащегося, учитель знает, как и что должен отвечать учащийся, знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии и т.д.
Вызов – настрой учащихся на достижение цели урока, на этой стадии ученикам предлагается вернуться к уже имеющимся знаниям по предложенной теме. На этом этапе можно использовать такие приемы как: «Как вы объясните народную мудрость», «Вы согласны с этим высказыванием?», постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных, «Верите ли вы, что…», «З-Х-У» («знаю-хочу узнать - узнал»), «Что это…». Осмысление содержания, учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящен урок, устанавливают связь между вновь полученными и ранее усвоенными знаниями. На этом этапе работа может идти индивидуально или в группах. Основные приемы в работе: «Пометки на полях», «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация), «Мое мнение».
Рефлексия – анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и самого содержания. Учащиеся анализируют процесс, методы и приемы, которые использовались при обучении. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. На этом этапе наиболее продуктивны такие приемы как: написание эссе, сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме, можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»), что нового вы узнали на уроке. Технология развития критического мышления является универсальной технологией, не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. 
Технология проектного обучения, которая в последнее время приобретает все большую популярность предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно.
В процессе преподавания я, как и многие из вас сталкиваюсь с низкой заинтересованностью учащихся в учебном процессе. Замотивировать учащихся на более продуктивную работу по предмету возможно при внедрении на уроках ИКТ-технологий.
Я  выделяю три основных формы работы с ИКТ на уроках географии:
Во-первых,  это непосредственно применение информационных технологий на уроках (представление учебного материала в форме презентаций, образовательного программного обеспечения и т.д.).
Во-вторых, это применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся (электронные учебные пособия, обучающие сайты, тренажеры).
И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование электронных  энциклопедий и т.д.).
Что хотелось бы сказать в конце своего выступления?
Вы знаете, я всегда считала, и буду считать, что самое ценное качество педагога – это увлеченность предметом и творчество. Мне повезло: в моей школе немало увлеченных учителей. Душевные крылья, которые их возносят над повседневностью, порой никому не видны, и внешне человек выглядит совершенно обыкновенным. Увлеченный учитель – учитель, который получает удовольствие от своего дела, и для которого вся школьная жизнь осветлена радостью творчества. Думаю, что именно такого человека, учителя, ценили, ценят, и будут ценить. Помните, ещё В.А. Сухомлинский говорил: “Только творческий педагог может развить творческие способности в себе и творческое начало в ребёнке”. А ведь для нас это главное!
Е. А. Патрахина