Подготовка к домашнему сочинению по роману М. Горького «Фома Гордеев» (в рамках подготовки к итоговому сочинению по тематическому направлению 4 «Опыт и ошибки»).


Конспект урока по литературе:

Подготовка к домашнему сочинению
по роману М. Горького «Фома Гордеев» (в рамках подготовки к итоговому сочинению по тематическому направлению 4 «Опыт и ошибки»).
Методический комментарий
Данный урок - продолжение подготовки выпускников к итоговому сочинению, которая строится на материале, изученном на уроках литературы, Урок проводится в системе уроков по творчеству М. Горького, работы по пьесе «На дне».
Проанализировав повесть М. Горького «Фома Гордеев» и поработав над одной из тем, предложенных учителем, ученики смогут успешно справиться с домашним заданием, написав сочинение.
При подготовке к уроку учащимся дается опережающее задание:
Прочитать повесть М. Горького «Фома Гордеев».
Работа с таблицей «Опыт, переданный отцами»
Деятельность учащихся: коллективная
Планируемые результаты:

Личностные: владение речевой культурой, обогащение свой словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения, знание исторической эпохи ,отраженной в художественном произведении.
.Метапредметные: умеют понимать проблемы тематического направления, подбирают аргументы, формулируют выводы, умеют рассуждать с опорой на текст романа М. Горького »Фома Гордеев», анализируют понятия «опыт» и «ошибки», демонстрируют свой читательский опыт.
Предметные: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанный текст;
осознавать художественную картину жизни, отраженную в произведении;
соблюдать логику написания сочинения.
Виды УУД:
Рецептивная: учащиеся читают текст, адекватно понимают и оценивают прочитанное
Продуктивная: составляют опорный конспект, выборочно читают и отбирают фрагменты текста, решают задачу на соответствие;
Поисковая: осуществляют самостоятельный поиск проблемного вопроса, оценивают поступки героев, анализируют выбор путей решения вопросов героями.
Исследовательская: обобщают, систематизируют и структурируют материал в таблицу.
Оборудование:
Тексты повести «Фома Гордеев», рисунок «Жизненный путь человека», презентация, словарь С.И. Ожегова.
Ход урока
I. Введение в тему...
1.Лексическая работа(5 мин.)
Ребята, мы продолжаем подготовку к итоговому сочинению. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим направление 4 «Опыт и ошибки».
Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово «опыт»?
Давайте заглянем в словарь С.И. Ожегова и прочитаем словарную статью:
1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (специальное). Чувственный о.
2. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный о. О. исследовательской работы. О. строительства. Поделиться своим опытом с кем-нибудь
3. Воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путём, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров.
4. Попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь. Первый о. молодого писателя.
Как вы думаете, какое из предложенных определений ляжет в основу урока? Почему?
Каким образом человек приобретает жизненный опыт?
(Коллективная работа по составлению схемы учащимися).
216623342020Жизненные наблюдения
00Жизненные наблюдения

184023011987700
3652520-635Советы сверстников
00Советы сверстников
591820-635Наставления родителей
00Наставления родителей

216623362340ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ
00ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ

339073457646Школа, книги, кино
00Школа, книги, кино
77475557647Осмысление собственных ошибок
00Осмысление собственных ошибок

Всегда ли приобретённый опыт позитивен?
Посмотрите на рисунок «Жизненный путь человека». Какой опыт приобретает Фома Гордеев, герой одноимённой повести Максима Горького, который заявил: » Нет уж, я сам себе место выберу».

Рисунок. Жизненный путь человека
Всегда ли ошибки, совершённые человеком, дают ему жизненный опыт?
В сочинении, которое напишите дома, вы будете рассуждать о ценности духовного и практического опыта Фомы Гордеева, ишущего свое «я» в жизни, о наставлениях отца, крёстного, о цене ошибок главного героя на пути приобретения жизненного опыта. Фома знает, что каждому в этой жизни надо найти свою дорогу, у него нет достойного проводника, но он методом проб и ошибок идет вперед.
2. Обсуждение тем сочинения: ключевые слова, главная мысль
Внимательно прочитайте данные темы сочинений.
1. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
2. Всегда ли наставления отца позитивны?
3. Всегда ли подтверждается жизненным опытом высказывание У. Ченнинга «Ошибки – это наука, помогающая нам двигаться вперед»?
4. «Чтобы избегать ошибок, нужно набираться опыта. Чтобы набираться опыта, нужно делать ошибки» (Лоуренс Питер, канадский педагог и литератор)
5. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?
6. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
7. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
8. Роль родительского наставления в жизни человека
9. Всегда ли жизнь преподаёт позитивный опыт?
10. В дружбе приобретается жизненный опыт...
11. Цена ошибок на пути приобретения жизненного опыта...
12. Согласны ли вы с высказыванием Конфуция, сказавшего: «Иногда стоит совершить ошибку, хотя бы ради того, чтобы знать, почему ее не следовало совершать»?

Я предлагаю вам работу по теме «Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших?» (первая часть темы). Запишите её в тетради, оставив место для второй части темы.
Можно ли в качестве литературного аргумента обратиться к повести Максима Горького «Фома Гордеев»? Почему?
II. Подготовка к домашнему сочинению
Накопление материала.
Дидактический приём «Мне это пригодится»
Прочитайте фрагменты повести М. Горького «Фома Гордеев», решите задачу на соответствие и ответьте на вопрос «Пригодится ли вам предложенный материал?»
Задание: Установите соответствие между персонажами повести «Фома Гордеев» и фрагментами произведения, в которых описан жизненный опыт, передаваемым данным персонажем главному герою: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Наука жизни – наставления окружающих Персонаж повести
1. Ты послушай меня, как сестру твою старшую... Я жила, людей знаю... много видела на своем веку!.. Товарищей выбирай себе с оглядкой, потому что есть люди, которые заразны, как болезнь... Ты и не разберешь сначала, кто он такой? Кажись, человек, как все... Хвать - и пристали к тебе болячки его. А) Яков Маякин
2. «Подходя к человеку, держи в левой руке мед, а в правой нож… Когда верх возьмешь, тогда и хорошо… Жизнь, брат Фома, очень просто построена: или всех грызи, иль лежи в грязи». Б) Палагея
3. ... жалеть людей надо. Только надо жалеть с разумом. Сначала посмотри на человека, узнай, какой в нем толк, какая от него польза? И если видишь - сильный, способный к делу – жалей, помоги ему. А ежели кто слабый, к делу не способен – плюнь на него, пройди мимо.
... ты тому помогай, кто в беде стоек…. Он может и не просит у тебя помощи твоей, так ты сам догадайся, да помоги ему без его спроса. В) Софья Павловна Медынская
4. Деньги? Это, парень, много! Ты разложи их пред собой и подумай -- что они содержат в себе? Тогда поймешь, что всё это -- сила человеческая, всё это-ум людской... Г) Люба Маякина
5. ... есть люди, которым оно не только не нужно, а способно испортить их... Это люди с чистым сердцем... доверчивые, искренние, как дети... и вы из этих людей... Д) Игнат Гордеев
6. Читать нужно, учиться нужно. Е) Ананий Саввич Щуров
7. Чуть они чем обидят тебя, ты сейчас учителю и скажи про них. Ё) тётка Анфиса
Ответ
1 2 3 4 5 6 7
Б А Д Е В Г Ё
Докажите, что приведённый в таблице литературный материал поможет вам написать сочинение.
2. Беседа по повести М. Горького «Фома Гордеев»
Давайте еще раз обратимся к таблице.
Чему учит отец Фому? Как вы понимаете его слова? Какой была наука жизни, преподанная Фоме отцом? Смог ли юноша принять ее?
Принимает ли Фома уроки жизни Якова?
Чему Фому учит Щуров, крупный торговец лесов? Нужны ли юноше такие уроки? Что отталкивает Фому в Щурове?
Какова цена ошибок главного героя на пути приобретения жизненного опыта?
Помог ли Фоме в жизни опыт отца и крёстного или сделал его несчастным?
К каким выводам приходит Фома, приобретая жизненный опыт?
1. Выбирай нужных друзей
2. Помогай сильному
3. «Учиться надо от жизни самой. Книга – вещь мёртвая»
970280889000 924560520065001. Богатые люди казались ему алчными до денег, всегда готовыми надуть друг друга. Набеги с друзьями на яблоневый сад:
- власть денег над людьми
137922034226500 - «Опасность быть застигнутым на месте преступления не пугала, а возбуждала его».
НАСТАВЛЕНИЯ ОТЦА
16624302730500 10991851879600091630518796000СМЕРТЬ ОТЦА 137985518796000ШКОЛЬНЫЙ ОПЫТ
198818555880000 ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ
155257517526000ФОМЫ ГОРДЕЕВА
9163053048000 «Я и без науки на своём месте буду. Пусть голодные учатся, мне не надо».
ОСМЫСЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ОШИБОК СОВЕТЫ ЯКОВ МАЯКИН
9245601333500 СКАЗКИ ТЁТКИ АНФИСЫ
13798551333500
9144001333500
Поиск ответа на вопрос: каково его место в жизни?
1. «У каждого человеческого дела два лица. Одно на виду — это фальшивое, другое спрятанное — оно-то и есть настоящее».
2. Вывод: нужно быть лучше других.
3. Чувствует: он не господин в своём деле, а лишь малая его часть. Открылся неизвестный мир сказок
Отбор материала для использования других аргументов.
Беседа с учащимися.
В каких произведениях русской литературы, изучаемой в 9 и 10 классе, мы встречались с уроками отцов, передающих свой жизненный опыт сыновьям?
Заполните таблицу «Опыт, переданный отцами...»
Примерная таблица
Название произведения с указанием автора Герой, которому адресовано напутствие Переданный отцовский наказ
1. А.С.Пушкин, роман «Капитанская дочка» Петруша Гринёв «Служи верно, кому присягнешь … от службы не отговаривайся, помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»
2. А.С.Грибоедов, комедия «Горе от ума» Алексей Степанович Молчалин «Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была».
3. Н.В.Гоголь, поэма «Мёртвые души» Павел Иванович Чичиков «... больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат…а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете».
4. Л.Н.Толстой, роман «Война и мир» Андрей Болконский Прощаясь с сыном Андреем, который отправляется на войну, Николай Болконский дает свой отцовский завет – вести себя так, чтобы ему не было стыдно.
В напутствии, обращенном к сыну, звучит требование не уронить своего достоинства; оставаться Человеком, Мужчиной, что бы ни случилось.
5. М.Горький, повесть «Фома Гордеев» Фома Гордеев - Присматривайся, какие есть люди на земле... Один, без дружбы, не проживешь... Около хорошего человека потрешься - как медная копейка о серебро - и сам за двугривенный сойдешь... Старайся не поддельным, а настоящим быть... Ум имей хоть маленький, да свой...
Всегда ли опыт старших положителен?
Продолжите тему сочинения, дописав её вторую часть, исходя из того материала, который мы только что с вами обсудили. («Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших, и всегда ли надо прислушиваться к их советам?»)
Разрешите дать вам совет: в сочинении попробуйте провести литературные параллели того жизненного опыта, который передают отцы своим сыновьям. Это поможет вам написать глубокое по содержанию сочинение и выполнить одно из главных требований: объём – не менее 350 слов.
4. Составление тезисного плана сочинения на тему:
«Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших и всегда ли надо прислушиваться к их советам?»
Примерный тезисный план
1. Наставления отцов бывают разные: многое зависит от мировоззрения старших, их нравственных устоев, поэтому к советам и наставлениям надо относиться избирательно, взвешивая все «за» и «против», учитывая и свой жизненный опыт.
2. Иногда отцовский опыт позволяет избежать ошибок сыновьям.
3. Наблюдения над жизнью могут развенчать безнравственную мораль отца.
4. Отцовский завет – лучший опыт.
5. Опыт отца – страховка от ошибок.
6. Жизненные наблюдения, то есть практический опыт, не менее важен, чем советы родителей.
III. Домашнее задание.
Напишите сочинение, используя материал, собранный на уроке.
Используемые электронные ресурсы:
http://donlib.ru/celebrate/2010/10/15/90-let-centralnoj-gorodskoj-biblioteke-im-gorkogo.html.
Горький, М. Собрание сочинений [Текст] : в 8-ми т. / М. Горький. - М. : Советская Россия, 1987.
Горький, М. Фома Гордеев [Текст] : роман / М. Горький. - М. : Государственное издательство художественной литературы, 1949. - 264 с. : ил., портр. - (Б-ка советского романа).