Разработка урока: «Экологические проблемы».


Учитель географии I категории «Лицея №1 ЗМР РТ»
г. Зеленодольска Багавеева Анжелика Васильевна.
Учитель географии II категории СОШ №1 г. Зеленодольска Багавеева Анжелика Васильевна.
Урок в 5 классе.
Тема:
«Экологические проблемы»Цели и задачшобсудить с ребятами важнейшие экологические проблемы человечества;
учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, находить пути решения экологических проблем.
Умения:
самостоятельно работать с текстом учебника, рисунками, с новым источником информации - школьным фильмом;
пополнять словарный запас детей.
Воспитательная цель:продолжать прививать любовь детей к природе, бережно относиться к ней;
дать элементы правильного поведения на местности в лесу.
Тип урока: комбинированный.
Метод урока: проблемный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Оборудование: географическая карта полушария Земли, плакат строения атмосферы, фильм «Загрязнение окружающей среды», иллюстрация учебника.
Ход урока:
Организационный момент.Актуализация знаний.На протяжении своей истории человечество не только познавало природу и открывало новые земли, люди использовали природные богатства.
Вопросы на стр. 168.
Как повлияли на природу древние люди?
Какие изменения на Земле вызвало развитие сельского хозяйства?
Какие последствия для природы имело открытие и освоение людьми освоение новых земель?
К каким отрицательным последствиям привело создание и использование новых неизвестных в природе веществ?
Чем опасны радиоактивные отходы?
III. Изучение нового материала.Вступщуелъное слово учителя.
Человек изменял, изменяет и будет изменять Землю. Человек нуждается в питании, одежде, стремиться повысить жизненный уровень нуждается в свете, тепле приборах, матине. С помощью техники покорил природу. Растет численность населения мира. Мы хотим жить лучше.
Отрицательные моменты жизнедеятельности человечества - загрязнение окружающей среды (почвы, воды, воздуха) много вредных веществ опасных для здоровья человека и всего живого.
Вопрос: Что должен сделать человек, чтобы сохранить жизнь на планете Земля?
сохранить все живое на планете;
бороться с уничтожением лесов;
остановить наступление пустынь;
защитить планету от всех видов загрязнений.
Слова учителя.
Человеку приходится решать экологические проблемы, что это за проблемы, почему они возникли, как их решает все человечество и что может сделать для этого каждый из вас? Это и есть цель нашего урока.
Происхождение и значение слов «экологическая проблема» не русская. Вспомним экология (стр. 147) о греческого «экое» - дом, «логос»
учение. Наука о природном доме человечества, связь организма с окружающей средой. Проблема - задача, трудность.
В результате изменения Земли, загрязнение окружающей среды у человечества возникло три проблемы с которыми мы сейчас познакомимся.
Учебник стр. 166.
Проблема - озоновая дыра. Что такое озон? Озоновый экран, какова его роль для человека?
Запись в тетрадь:
Озон - газ со своеобразным запахом свежести, ощущается в воздухе после грозы, под действием электрических разрядов кислород превращается в озон. Наибольшая концентрация озона в стратосфере на высоте 20-25 км. - образуется озоновый экран.
Значение этого слоя: оберегает все живое от солнечной радиации, задерживает ультрафиолетовые лучи. Полное исчезновение озонового слоя приведет к гибели всего живого на Земле.
Проблема: сокращение озона в атмосфере. Это связано с чрезмерным поступлением в атмосферу хлорсодержащих соединений, фреона (используется в холодильных установках), азотных соединений (озон соединяется с азотом и разрушается) нарушается природное равновесие озона. Меры: 1985 год. Вена - закон об охране озонового слоя, исключение фреонов.
Учшпель показывает аэрозольный батончик с надписью можно пользоваться не разрушает озоновый слой.
Анализ щсунка учебника (обсуждение).
Проблема - кислотные дожди. Что такое кислота? Кислота
это химическое вещество разъедающее кожу, одежду, бумагу, вредные для организмов. Изучает наука химия в 8 классе. Кислоты разные, хранятся в особой посуде, опасные.
Представьте, что с неба на нас льется кислотный дождь. Знакомимся с новым источником информации - это школьный фильм учебный, рабочий. Как работать с фильмом: уметь внимательно слушать диктора, выбрать нужную информацию и учимся отвечать на вопросы.
Вопросы на доске:
Что такое кислотный дождь?
Какой вред наносит кислотный дождь природе людям?
Смотрим фрагмент фильма.
Сернистый газ соединяется с водой, образует кислоту, которая вместе с дождем падает на землю. Вред: снижается плодородие почв, губительно действует на все живое, туман, содержащий кислоту поражает дыхательные пути человека. Разрушаются памятники архитектуры,
разъедается кожа, желтеют и погибаю растения, железные изделия быстрее ржавеют.
Проблема - важна для всей нашей планеты - это
парниковый эффект.
Рассказ учителя.
Что такое парник? Слово эффект усиливающий действие -
Такая же ситуация происходит на нашей Земле.
Рисунок учебника стр. 167
Источником теплового загрязнения планеты является сжигание людьми большого количества топлива в год 5,5 млрд. тонн углекислого газа поступает в атмосферу.
Вопрос: Чем опасно для планеты тепловое загрязнение?
Избыточное количество углекислого газа, удерживает больше тепла, чем предполагает норма. В результате происходит потепление климата - это явление и называется «парниковый эффект».
Вопрос: Как вы считаете для нас с вами потепление климата это хорошо? Почему возвели в ранг проблемы? Таяние льдов, повышение уровня мирового океана, затопление суши (город Санкт-Петербург, город Нидерланды станут дном океана).
Прочитайте в учебнике заголовок этих трех проблем:
Три «подарка» человека самому себе и самой планете.
С какими ассоциациями вызывают слово подарок (радость, приятное, нужное, пригодиться в жизни). Почему слово взято в кавычки. Эти проблемы достались человеку даром он сам себе их подарил. Как считаете вы, эти проблемы радуют человека? Нет они носят глобальный характер. Записать на доске (созвучно со словом глобус, охватывает весь мир, все человечество)
Кто должен решать эти проблемы?
«Гринпис» - отстаивает интересы природы - это международная экологическая организация.
Государства принимают законы.
Что каждый из вас может сделать, чтобы улучшить экологию?
Учебник: рисунок стр. 169.
Какую из этих проблем мы можем решить сами?
Что еще в ваших силах сделать?
Слова учителя:
Сейчас весна, деревья просыпаются, скоро распустят листья, появятся первоцветы в парковой зоне. Как красив наш городской парк, когда растут
цветы, свежая зелень травы. Первоцветы: мать и мачеха, хохлатка, не терпит неволи, погибает, засыхает, исчезают подснежники исчезают по вине человека цветы красивы у себя в лесу надо ими любоваться, а не рвать их. Продажа цветов - браконьерство, нарушение закона, надо беречь природу а) не истощать и обеднять ее. Не оставляйте мусор в лесу, тушите костер - это правило поведения культурного человека в природе.
Итог:На протяжении своей истории человечество заметно изменило природу Земли. Возникли и требуют решения экологические проблемы, важнейшие из которых - сохранение всего живого на планете, борьба с уничтожением лесов, наступлением пустынь, защита планеты от всех видов загрязнений.
Помните! Наш дом - это не только квартира, а то, что нас окружает: улица, речка, поле, лес. Наш общий дом - планета Земля. Ее надо беречь, она в опасности!IV. Домашнее задание: учебник стр. 168, вопрос 4,5 рубрика «подумайте». Сообщение о редких и исчезающих видах растений и животных жизнь которых находится под угрозой.