Мастер-класс по изобразительному искусству на тему Городецкая роспись


МБОУ Локотская средняя общеобразовательная школа №1 имени П.А. Маркова
Мастер-класс по теме:
«Городецкая роспись»
(РМО учителей изобразительного искусства)
Подготовила и провела:
изобразительного искусства
Мурадян С.В.
-232949154952
Локоть – 2016
Дата: 28.04.2016 г.
Тема: «Городецкая роспись»
Задачи: Формировать эстетический вкус, расширять фантазийное мышление.
Цель: Научить всех желающих: воспитателей, педагогов, родителей  основным приёмам Городецкой росписи.
Используемые техники исполнения:
Копирование: эту технику применяют в Городецкой росписи.  Рисование с использованием шаблонов. Для кого- то копирование становится только начальным этапом, а кто - то останавливается и пользуется этим приёмом. В Городецкой росписи всё основано на окружностях. Главная суть рисовать от большого к меньшему.
Слайд 1.
Успех школьников во многом зависит от организации учебного процесса на уроках, от выбора учителем форм взаимодействия с учениками.
Применение активных форм обучения и воспитания способствует:
- формированию у детей позитивного отношения к обучению, уверенности в своих силах;
- формированию положительного настроя в общении;
- пробуждения интереса к познанию;
- становлению собственных способов деятельности и способов сотрудничества.
Изучив особенности психологии детей, их ведущие потребности, и исходя из своих собственных предпочтений и из того, что в современном мире все больше внимания уделяется формированию национально-культурного мировоззрения, в качестве материала для мастер-класса выбрала русский народный художественный промысел – городецкую роспись.
Слайд 2.
На уроках изобразительного искусства учащиеся входят в удивительный мир красоты, осваивая его целостно и во взаимосвязи с окружающей действительностью. На этапе обучения учащихся декоративно-прикладное искусство выступает как один из способов художественного освоения ребенком мира.
Почему же я из множества народных промыслов отдаю предпочтение городецкой росписи? Городецкая роспись отличается своим неповторимым изобразительным языком, выражающимся в символах, особенностях трансформации природных мотивов и насыщенной цветовой гамме. Любимые фоны – ярко-зеленый или напряженно красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен – от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна, поэтому она очень обобщена и проста по приемам.
Слайд 3.
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Слайд 4. Основные элементы росписи.
Основными элементами Городецкой росписи являются точки, скобки, круги, дуги, капли, спирали, штрихи. В ходе создания узора происходит нанесение элементов на поверхность изделия.
Слайд 5. Копирование – обязательный элемент.
Копирование обязательный момент в изучении росписи. Для кого-то оно становиться только этапом, а кто-то останавливается на нём.
Слайд 6. Розан и ромашка.
Слайд 7. «Купавка и бутон»
Слайд 8. «Ягодки и бубенчики»
Слайд 9. «Листья и кустики»
Слайд 10. «Основы композиции»
Существует три вида композиции в Городецкой росписи:- цветочная роспись;- цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;- сюжетная роспись.
Слайд 11. «Симметричная композиция»
«Букет» - изображается симметрично. Как правило, пишется на разделочных досках или блюдах. Небольшие букетики из одного - трех цветков можно увидеть на мелких изделиях, таких, как коробочки, стаканчики, солонки. «Гирлянда» - представляет собой один или два крупных цветка в центре и расходящиеся в стороны более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках).
Слайд 12. «Антисимметричная композиция»
Удивительно красиво и цельно выглядит такой орнамент на декоративных блюдах, где четко определяется центр.
Слайд 13. «Птицы волшебного сада»
Городецкая птица воплощает семейное счастье и благополучие, а конь – богатство.
Слайд 14. «Конь вороной»
Мотива «петух» или «конь» трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.
Для проведения мастер-класса я выбрала стихотворную форму, что, на мой взгляд, помогает заинтересовать детей учебным материалом и создать особую атмосферу в творческом процессе.
Приветствие.
Слайд 14.
Здравствуйте, дорогие друзья,
Сегодня мастер-класс
Проведу для вас я.
Роспись городецкая
Всем давно известная.
Вы, коллеги, в мастерской.
В мастерской, да не простой!
Обращение к наглядному материалу.
Слайд 15.
Здесь работы мастеров.
Городец! Взгляни - каков!
Донца, прялки и посуда,
Сундуки, подносы, блюда.
Я – Светлана – мастерица,
Предлагаю потрудиться.
Взяв сегодня кисти в руки,
Прикоснемся мы к науке.
Я движенья покажу,
Все, что нужно расскажу.
Вы за мной все повторяйте,
С цветом тоже поиграйте.
Практическая работа учащихся, выполняющаяся синхронно с педагогом.
Слайд 16.
Кисть берем сейчас большую,
Нам не надо брать другую.
Цвет любой смешайте с белым.
Краски смешивай умело.
Выбирая цвет себе,
Выбирайте по душе:
Синий – холодом играет,
Красный солнце зажигает,
А хотите – вот другой,
Белый с синим – голубой.
Слайд 17.
Мы рисуем три цветка,
Три веселых огонька.
Вот кружочки в центре блюда,
Возникают ниоткуда.
К ним добавим мы листвы:
Цвет – зеленый, цвет травы.
У цветка по два листочка.
Вроде все! Но здесь не точка!
Слайд 18.
Можно два листка добавить
И сюжет другой представить.
Ведь цветы всегда различны,
Очень ярки, необычны.
Посмотрите на примеры,
Выбор ваш не знает меры.
Слайд 19.
Просмотр рисунков.
Слайд 20.





Слайд 23. Выполненная работа

Слайд 24.
Спасибо,мои друзья!