Урок-расследование Соединения неорганических веществ

Обобщающий урок в 8-м классе
"Классификация неорганических веществ"

Тип урока: закрепление пройденного материала
Вид урока: сюжетно-ролевый
Цели:
Образовательная: закрепить у учащихся знания об основных классах неорганических веществ, развить способность легко распознавать формулы неорганических веществ, проверить знания по названию веществ, совершенствовать технику проведения химического эксперимента;
Развивающая: развивать и активизировать познавательный интерес к предмету химия у обучающихся, развивать умение находить выход из противоречивых положений.
Воспитательная: воспитание уверенности в своих силах и возможностях в преодолении возникающих трудностей совместно с коллективом.

Задачи урока: проверить глубину, осознанность научных знаний, умение их применять, оценить ЗУН.
Методы обучения:
фронтальная беседа;
самостоятельная работа;
химический эксперимент.
Оборудование:
мультимедийная установка: проектор, ноутбук, экран;
лоток с лабораторным оборудованием (штатив для пробирок, 2 пробирки, индикаторы)
химические реактивы: растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, поваренной соли
Должны знать:
классификацию неорганических соединений;
принципы построения названий веществ разных классов;
отличительные особенности веществ разных классов;

Должны уметь:
составлять формулу вещества по его названию;
называть вещества разных классов по приведённой формуле;
определять степени окисления элементов;
определять заряды ионов по таблице растворимости;
классифицировать неорганические вещества;



Ход урока

Организационный момент.

Введение в урок.
Вступительное слово учителя:
По телевидению – сплошные сериалы,
Стрельба, погони, метод дедуктивный.
И я сегодня наш урок реальный
Решила сделать тоже детективным.
А что главное в любом детективе? – Обязательно должны быть сыщики. Сыщиками сегодня будете все вы. Представьте себе, что вы – работники милиции, я – начальник отдела милиции. Наш отдел состоит из 4 опергрупп:
следственная группа;
уголовный розыск;
экспертная группа;
группа дознания.
Заходя в кабинет, вы уже, получив карточки с номерами, распределились по опергруппам.
В каждой опергруппе есть свои руководители.
Это: 1.
2.
3.
4.

Кроме сыщиков в любом детективе есть таинственные личности, розыск которых ведут сыщики. К нам в отделение поступила информация об образовании на нашей территории «сомнительной группировки». Путем сложной и кропотливой работы с информаторами нам удалось выяснить, что группировка состоит из 4 объединений, а также удалось получить зашифрованные названия этих объединений. Я предлагаю руководителям опергрупп подойти ко мне, получить шифровки, разгадать их. Таким образом мы определим, какая опергруппа будет расследовать деятельность какого объединения. А пока руководители опергрупп думают, оставшиеся сыщики должны разгадать не менее сложные шифровки, находящиеся у вас в материалах на столе. Полученные данные необходимо занести в протокол следствия.

Этих веществ много на свете, Их опасаются взрослые, дети, Их наливают после воды, Чтобы не было беды. Все они кислы на вкус, Угадай, как их зовут? (КИСЛОТА)


Мы на кожу попадаем, Тут же сильно  обжигаем, Красим лакмус в синий цвет. Как зовут нас, дай ответ? (ОСНОВАНИЯ)


Хоть мы разные на цвет, Но важней нас в мире нет! И нитраты, и сульфаты, Карбонаты и фосфаты. Все важны и все нужны! Догадались, кто же мы?(СОЛИ)

Отгадайте, о каком веществе идет речь и к какому классу неорганических веществ оно относится:

А ну, скорей снимите шляпу! Я дочь космического папы. И вездесуща и легка, - Я лед, я пот, я - облака. Я иней, чай, бульон, туман, Река, ручей и океан. Когда я злюсь, то закипаю; А от мороза - застываю. (ВОДА, ОКСИДЫ)

Молодцы руководители отделов, проходите к своим подчиненным. Мы продолжаем расследование. На следующем этапе вы должны записать в протокол следствия определение вашего класса неорганических веществ и общую формулу данного класса.
Наши подозреваемые умело запутывают свои следы. Вам необходимо из данного ряда выписать формулы только своих подозреваемых и дать каждому название.


Задание №1
Из данного ряда веществ выпишите формулы оксидов, солей, кислот, оснований и дайте им названия:


NO2 ,CaCO3 ,H3PO4, Ba(OH)2,
SO3, HNO3, Mn(OH )2, MgSiO2, HCl, Fe2O3,
Na2 SO4, Fe(OH)3,
K2O, H2S, CaO, CuCl2 , LiOH,
P2O5, AlPO4, HF, NaOH,
H2SiO3, Mg(OH)2,Ba (NO3)2


Задание №2
Молодцы, замечательные у меня в отделе сыщики. А теперь выбранные формулы необходимо разделить на две группы и объяснить такое деление.
Задание №3
Наши подозреваемые сумели замаскироваться, надеясь вы их не узнаете. С помощью химического эксперимента вы должны их распознать. Уважаемые руководители опергрупп, получите задания. Напомните своим сыщикам правила техники безопасности.

В три стакана налиты бесцветные жидкости. Содержимое второго стакана перелили в первый. Раствор стал малиновый. Затем малиновый раствор из первого стакана перелили в третий. Малиновая окраска исчезла. Какие это были вещества?


Итак, наше расследование подошло к финалу. Что же мы выяснили?
Как называются наши таинственные объединения?
А как называется «Сомнительная группировка», деятельность которой мы расследовали?

МОЛОДЦЫ! В завершении я предлагаю вам составить синквейн, а руководителям опергрупп оценить деятельность каждого члена группы.














Протокол следствия
Опергруппа ____________________ Руководитель ___________________

Расследование № 1 Расшифруйте названия объединений

№ шифровки
Название объединения














Расследование № 2 Запишите определение и общую формулу вашего объединения.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________

Расследование № 3 Из данного ряда веществ выписать формулы представителей вашего объединения и дать им названия

№ п\п
Формула
Название


























Расследование № 4 Выбранные формулы разделить на 2 группы, дать название каждой группе

Группа _____________________________
Группа ______________________________
















Расследование № 5 Эксперимент

№ пробирки
Вещество








Расследование № 7 Синквейн
Класс неорганических соединений ____________________________
3 прилагательных ____________________, ____________________, _______________________
3 глагола _____________________, _____________________, _______________________
Крылатое выражение________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________

Результаты работы

№ п\п
Фамилия сыщика
Оценка






























google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Заголовок 115