Индивидуальный образовательный маршрут как ступень к самоопределению обучающихся в детском объединении «Мир и человек»


Министерство образования и науки Республики Хакасия
МОУ ДОД «Копьёвский районный Дом детского творчества»




Индивидуальный образовательный маршрут
как ступень к самоопределению обучающихся
в детском объединении
«Мир и человек»








Автор: Комарова Галина Михайловна
– педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория.



2015
Индивидуальный образовательный
маршрут как ступень к самоопределению обучающихся в творческом объединении.
Обращение к процессам самопознания, самовыражения ребёнка обеспечивается его включением в деятельность. Социальный опыт, дополнительные сведения, приобретённые в учреждениях дополнительного образования детей, не только повышают общую культуру человека, но и помогают в выборе будущей профессии.
Главное достоинство дополнительного образования – предоставить каждому обучающемуся свободу выбора своей образовательной траектории для более целенаправленного развития индивидуальности, помочь в достижении успеха.
Целью деятельности нашего учреждения и дополнительного образования в целом является - создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения воспитанников. Учреждение дополнительного образования имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. Оно предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.
Очень важно, что дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.
Если воспитанник, занимающийся в студии ИЗО, сможет самореализовать свои творческие способности, то это и будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению.
Для развития одаренности воспитаннику необходимы индивидуальные формы обучени
Выстраивание индивидуального образовательного маршрута – это технология индивидуальной работы, предполагающая помощь ребёнку со стороны педагога. Плюсы технологии индивидуального образовательного маршрута в том, что она стимулирует максимальное раскрытие способностей, творческих возможностей личности. Обучающиеся принимают самостоятельные решения, что готовит их к взрослой жизни.
Трактовка индивидуального образовательного маршрута предполагает идти от тех возможностей, которыми располагает ребёнок; учить его с учётом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.
Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.


Новизна.
Одним из ценностных приоритетов системы дополнительного образования, согласно концепции модернизации Российской системы образования 2001 года, является создание образовательных программ нового поколения. Содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в ее рамках для каждого воспитанника индивидуального маршрута развития, пронизывающего различные образовательные области.
Методика построения индивидуального образовательного маршрута мало разработана, в особенности для использования в системе дополнительного образования. В многочисленных книгах и статьях о развитии детской одаренности много разных интересных задач, заданий, методик. Но как известно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его можно добиться только имея целостную систему -программу, или индивидуальный образовательный маршрут.
Цель:
Внедрение методики разработки и использования индивидуальных образовательных маршрутов в образовательной деятельности с одаренными детьми.

В образовательном маршруте каждого обучающегося в дополнительном образовании детей можно условно выделить три уровня. Продвижение от одного уровня к другому – это не столько накопление определённого объёма знаний, сколько личностный рост каждого ребёнка по сравнению с самим собой.
Первый уровень:
- Программа личностного роста направлена на то, чтобы помочь обучающемуся « освоиться » в среде данного объединения, попробовать себя в разнообразных видах деятельности, почувствовать себя успешным, развить познавательный интерес. Работа педагога при этом направлена на выявление особенностей ребёнка, составление совместно с обучающимися индивидуального образовательного маршрута.
Второй уровень:
-Программа направлена на то, чтобы на основании данных об обучающемся, полученных на первом уровне, предоставить ему максимально широкие возможности для продвижения по выбранному им индивидуальному образовательному маршруту. Основная часть работы педагога- отслеживание эффективности и коррекция прохождения ребёнком образовательного маршрута.
Третий уровень:
-Программа направлена на создание условий для реализации способностей и возможностей каждого обучающегося в жизнедеятельности объединения, освоении более углублённого и расширенного учебного материала, выполнении самостоятельных работ. Опыт, полученный в ходе предыдущих уровней, позволяет детям разрабатывать и реализовывать на практике собственные мини-проекты: образовательные, исследовательские, социально-ориентированные и др.; способствует осознанному выбору обучающимися будущей профессии.
Выбор профессии, профессиональная готовность ребёнка предполагают мотивационную, поведенческую, эмоциональную готовность и высокий уровень ориентации на успех.
Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:































Итак, на основе базовой программы и данной схемы педагог может разрабатывать индивидуальный маршрут.
В студии ИЗО «Мир и человек » Дома детского творчества обучающиеся учатся элементарным навыкам рисунка и живописи, изучают свойства различных красок, пробуют комбинировать разнофактурные материалы, знакомятся с коллажом, миниатюрной живописью, различными нетрадиционными техниками, пробуют свои возможности в декоративно-прикладном искусстве, в изготовлении сувениров. Обучение в объединении основано на поэтапном процессе, каждый этап которого даёт свой результат. Успехи каждого последующего этапа основывается на достижениях предыдущего. Содержание образовательной программы разработано с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их интересов. В зависимости от этого используются все методы творческой деятельности: репродуктивный, частично-поисковый и творческий. Занятия творческого объединения построены таким образом, что теоретические и общие практические навыки даются педагогом всей группе, дальнейшая работа ведётся обучающимися самостоятельно и с рекомендательной помощью педагога. Программа рассчитана на 3 и более лет обучения и предназначена для обучения детей от 7 до 18 лет, желающих получить художественные навыки. С 2012 учебного года открылась группа старшеклассников для обучения изобразительному искусству с целью профессионального самоопределения. За это время 7 наших выпускников поступили в средне-специальные и высшие учебные заведения.
Например, Тачеева Елена, обучалась в детском творческом объединении «Изобразительное искусство» Дома детского творчества с 2004 года. За время обучения показала себя талантливой творческой личностью.
Елена с большим интересом ознакомилась с различными техниками рисунка и живописи, видами декоративно-прикладного искусства, коллажом, лепкой. Очень любила экспериментировать, соединяя в работе сразу несколько техник, с удовольствием интересовалась дизайнерскими новинками. Поэтому возникла необходимость создания для неё индивидуального образовательного маршрута. При составлении этого маршрута учитывались индивидуальные особенности обучающейся. Елену отличает высокая работоспособность, огромное желание всему научиться, попробовать себя в разных направлениях, одарённость.
Важной особенностью занятий с ней являлось предоставление обучающейся участвовать в творческих конкурсах различного уровня. Елена с удовольствием участвовала в районных, региональных, Всероссийских и международных конкурсах детского рисунка, выставках декоративно-прикладного творчества, ежегодно занимая призовые места, которые подтверждены грамотами, дипломами, благодарственными письмами.
Работа с Еленой велась с учётом её интересов. Более углублённо изучались интересующие её техники и приёмы в изобразительной деятельности. Много времени отводилось на создание работ по собственной композиции, разработку нестандартных решений в том или ином жанре изобразительного искусства. Проводились беседы, направленные на выбор будущей профессии.
Неоднократно и по окончании обучения в студии «ИЗО» были организованы персональные выставки Елениных работ. В сентябре 2015 году она о поступила на училище по профессии «Дизайн одежды», где и продолжает своё профессиональное обучение.
Марьясова Светлана, также обучалась в творческом объединении ИЗО несколько лет. Она пришла в Дом детского творчества скромной девочкой с огромным желанием научиться хорошо рисовать. Светлана отличается большим трудолюбием, усердием, очень внимательно слушала педагога, стараясь запомнить каждую деталь. Индивидуальный образовательный маршрут для Светланы был составлен с учётом её потребностей. И это принесло свои плоды. Светлана участвуя в различных конкурсах рисунков, творческих выставках, имеет много наград ,закончила педагогический коледж и работает в Лицеи г.Саяногорска учителем изобразительного искусства
Таким образом, грамотно составленный индивидуальный образовательный маршрут помог девушкам в профессиональном самоопределении.

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых детей.

Рекомендации педагогам по работе с одарёнными детьми
Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.
Совершенствуйте систему развития способностей, а не запаса знаний.
На  занятиях и вне  активно используйте проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности воспитанников. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед воспитанниками возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.
Создавайте приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию воспитанников.
Давайте знания на высоком уровне сложности, чтобы воспитанники все время поднимались до своего «потолка», тем самым, поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.
Занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.
Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к педагогу, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности занятий.
Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.
Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься.
Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализы ситуаций.
Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний. Подходите ко всему творчески.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615



1.Диагностика уровня развития способностей воспитанников и их индивидуальных особенностей или одаренности.

2. Определение целей и задач, которые должны быть достигнуты воспитанниками по окончании прохождения индивидуального прохождения маршрута.


3. Определение времени, которое должен затратить воспитанник на освоение базовой и специальной программы. ( В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим воспитанником срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами)

4. Определение роли родителей в реализации маршрута. Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (Например, изготовление костюма для выступления на концерте и др.)

5. Разработка учебно-тематического плана (почасового) совместно с воспитанником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника.

6. Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов.

7. Интеграция с другими специалистами (если воспитанник занимается вокалом, то ему возможно необходимо занятие и с хореографом, или если по результатам диагностики выяснилось, что у воспитанника есть психические особенности, то ему необходимы занятия с психологом).


8. Определение способов оценки успеха воспитанников на каждом этапе освоения маршрута. Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником.



Заголовок 115