Конспект урока по русскому языку 3 класс Зеленина по теме Род и число имён существительных. Закрепление.


Тема урока: Род и число имён существительных. Закрепление.
Цель урока:
сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода и числа имени существительного.   
Задачи урока:
актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
организовать деятельность по выбору  способа определения рода и числа существительного.
Тип урока: закрепление знания.
Прогнозируемые результаты
Личностные:
- ценностное отношение к процессу определения рода и числа существительного;
- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода и числа существительного ;
- осознание практической важности определения морфологических
признаков части речи;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов
каждого этапа урока.
Метапредметные:
- умение принимать и сохранять цель урока;
- умение находить способы решения поставленной цели по определению
рода существительных;
- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку
зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знание о постоянных признаках существительного;
- умение применять знания в жизненных ситуациях;
- умение определять род и число существительных .
Оборудование: карточки для работы в парах, карточки для рефлексии «Снеговик»
Ход урока.
Организационный момент. Психологический настрой.
Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать:
Сегодня я искал, творил,Знания свои я закрепил.Научился применять, Задания теперь легко мне выполнять.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2. Самоопределение к деятельности.
Познавательные УУД: постановка и решение проблемы;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений; доказательство и выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.
Что вы можете сказать об этих словах?
Фонарь, лягушка, небо
снегирь, стрекоза, яблоко
вопрос, дорога, солнце
- Что такое имя существительное?
- Как изменяется имена существительные?
- А что ещё вы знаете об именах существительных? (собственными и нарицательными)
- Есть ли среди слов написанных нами имена собственные?
- Приведите примеры имён собственных.
- А что ещё вы знаете про имя существительное? (одушевлёнными и неодушевлёнными).
- Приведите примеры.
В первом столбике слова м.р, во втором – ж.р., в третьем – ср.р.
Кто сможет определить тему нашего сегодняшнего урока?
Как вы догадались?
Какие цели мы поставим перед собой на урок?
Закрепление материала.
Познавательные УУД: будут осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Регулятивные УУД: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Какого же рода бывают им. сущ.-е?
Как определить род имён существительных?
Игра «Ассоциации»
Какое у нас сейчас время года?
Действительно, сейчас зима, но это замечательное время года подходит к концу. Какие ассоциации возникают вас при слове зима?
Сейчас мы будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных.
Работаем в паре, помогаем друг другу лепить.
1 ряд лепит к нашему снеговику основание, самый большой ком, т.е. придумывает слова на тему «Зима» мужского рода,
2 ряд - лепит к снеговику ком поменьше, придумывает слова на тему «Зима» женского рода,
3 ряд - лепит к снеговику ком самый маленький, придумывает слова на тему «Зима» среднего рода.
Проверка
Вот какой замечательный снеговик у нас получился.
Переверните листочек лежащий перед вами. Это ваш снеговик. Он вам поможет определить, поняли ли вы тему урока.
Закрасьте верхний ком снега, если вы правильно выполнили задание.
Посмотрите на им. сущ., в каком числе они стоят?
Запишите их в форме ед. числа распределяя слова в 3 столбика по родам.
Сосны, ели, медведи, ежи, облака, болота.
Закрасьте средний ком снега, если вы правильно выполнили задание.
4.Зрительная физминутка
5. Закрепление.
Зимой как правило не хватает витаминов. Следующее задание будет связано с правильными продуктами питания, богатыми витаминами и минералами.
Поставьте слова в форму мн. числа.
Яблоко, молоко, мёд, апельсин, груша, сок, лимон.
Какие слова легко удалось поставить в форму мн. числа.
Какое затруднение возникло?
Закрасьте нижний ком снега, если вы правильно выполнили задание.
Работа в парах
Игра «брось снежок»
Вы любите играть в снежки? Давайте поиграем.
"Бросьте» снежок в слово с ошибкой.
Спишите слова в строчку через запятую, исправив ошибки.
Польто, малина, морковь, кравать, аллея, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.
Прочтём слова, в которые попал снежок по – порядку.
В какие слова снежок не попал?
Определите род у этих слов.
Внимательно посмотрите на слова. Здесь есть слово, которое употребляется только в форме ед. числа. Какое это слово?
Закрасьте ведро, если вы правильно выполнили задание.
Игра на внимание «Пальто»
А теперь придумайте предложение со словом пальто.
Подчеркнуть гр. Основу, выписать словосочетания. Определить род у сущ.
Закрасьте морковку, если вы правильно выполнили задание.
Физкультминутка
– Я буду называть имена существительные разного рода. Если услышите мужской род – надо сесть, женский род – встать, средний род – подпрыгнуть.
Солнце, февраль, фонарь, чайник, вилка, небо, картина, кружка, телевизор, яблоко, окно, диск, банка, машина, тело, вещество, кран, сердце,
стекло.
Целью этого этапа является формирование ценностного отношения к своему здоровью
Работа с текстом. Дополнение текста именами сущ- ми.
На этой неделе мы все отмечали праздник 23 февраля. Возьмите карточку. Напишите прямо в карточке вместо пропусков подходящие по смыслу им. сущ, используя слова для справок.
Сюрприз
Мы захотели поздравить папу с праздником 23 февраля и сделать ему________________. В качестве сюрприза решили испечь ему________________. Для этого взяли 2 стакана______________, налили полстакана_____________, разбили в тесто три____________, добавили для сладости________________ и чуть – чуть ______________. Сверху всё украсили______________. Наш сюрприз очень понравился папе!
Слова для справок: сюрприз, муки, молока, пирог, яйца, соли, сахар, фруктами.
Определить род у слов, которые вставили.
6.Составление кластера «Имя существительное»
На снеговике напишем всё, что вы уже знаете о им. сущ.
7.Рефлексия.
Коммуникативные: формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, отвечаю, спрашиваю)
Личностные УУД: высказывали свое мнение, свою позицию.
Напомните цель урока.
Достигли ли мы её?
Дайте оценку своей работе на уроке (чему научились, в какой степени, над чем ещё нужно поработать)
Перспектива
Считаете ли сегодняшнюю тему важной  и нужной для себя, почему?
Кто сможет родителям объяснить материал сегодняшнего урока?
На индивидуальных карточках( снеговик) ученики оценивают своё участие в уроке и уровень усвоения материала.
Весь снеговик закрашен - я участвовал в проведении урока, материал урока понял;
Закрашен не весь снеговик - я участвовал в проведении урока, но материал не понял;
Снеговик не закрашен - я не участвовал в проведении урока, материал урока не понял.
Личностные УУД:
положительное отношение к проделанной работе
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные УУД: проводить анализ работы.
8. Итог урока

-32766018669000
30346651560195003015615255079529584652074545462915258889500491490209359500539115156972000358711530556210center3093720102489031222950left316039500
2987040247269030060901986915653415243459062484019488156915151501140305371514535153549015287274100center2914650109156528917901009652891790
Сюрприз
Мы захотели поздравить папу с праздником 23 февраля и сделать ему________________. В качестве сюрприза решили испечь ему________________. Для этого взяли 2 стакана______________, налили полстакана_____________, разбили в тесто три____________, добавили для сладости________________ и чуть – чуть ______________. Сверху всё украсили______________. Наш сюрприз очень понравился папе!
Слова для справок: сюрприз, муки, молока, пирог, яйца, соли, сахар, фруктами.
Определить род у слов, которые вставили.
Сюрприз
Мы захотели поздравить папу с праздником 23 февраля и сделать ему________________. В качестве сюрприза решили испечь ему________________. Для этого взяли 2 стакана______________, налили полстакана_____________, разбили в тесто три____________, добавили для сладости________________ и чуть – чуть ______________. Сверху всё украсили______________. Наш сюрприз очень понравился папе!
Слова для справок: сюрприз, муки, молока, пирог, яйца, соли, сахар, фруктами.
Определить род у слов, которые вставили.
Сюрприз
Мы захотели поздравить папу с праздником 23 февраля и сделать ему________________. В качестве сюрприза решили испечь ему________________. Для этого взяли 2 стакана______________, налили полстакана_____________, разбили в тесто три____________, добавили для сладости________________ и чуть – чуть ______________. Сверху всё украсили______________. Наш сюрприз очень понравился папе!
Слова для справок: сюрприз, муки, молока, пирог, яйца, соли, сахар, фруктами.
Определить род у слов, которые вставили.
Сюрприз
Мы захотели поздравить папу с праздником 23 февраля и сделать ему________________. В качестве сюрприза решили испечь ему________________. Для этого взяли 2 стакана______________, налили полстакана_____________, разбили в тесто три____________, добавили для сладости________________ и чуть – чуть ______________. Сверху всё украсили______________. Наш сюрприз очень понравился папе!
Слова для справок: сюрприз, муки, молока, пирог, яйца, соли, сахар, фруктами.
Определить род у слов, которые вставили.