Урок на тему Стороны горизонта


ФИО учителя Нагайцева Любовь Валерьевна
Класс 5
Тема урока Стороны горизонта
Дата урока 2.02.16
Цель урока Способствовать формированию навыков работы с устройством компаса; научить детей пользоваться компасом; познакомить учащихся с определением сторон горизонта по местным признакам.
 
Задачи:
Личностные: развивать понимание своих знаний и незнаний, развивать мотивацию к познанию, этические нормы понимания поведения человека в природе;Метапредметные: развивать навыки познавательной, учебно-исследовательской и практической деятельности; развивать способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
развивать компетенции в области использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции): использовать различные электронные каталоги для поиска необходимой информации, использование различных приемов поиска информации в сети Интернет,
участвовать в группах по созданию компьютерного проекта с использованием Power Point;
Предметные: создать условия для формирования понятий «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование».
Используемые приемы/ методы обучения, педагогических технологий.
Технология критического мышления, технология объяснительно-иллюстративного обучения, информационно-коммуникационные технологии, технология коммуникативно – диалоговой деятельности, технология личностно-ориентированного (адаптивного) обучения, технология дифференцированного обучения.
Тип урока Урок новых знаний
Образовательные ресурсы Мобильный класс, подключение к сети Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска, документ – камера, система тестирования, компьютерная презентация по теме «Стороны горизонта», «Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru/Оборудование Компасы, линейка.
Планируемые результаты
Предметные УУД Метапредметные УУД Личностные УУД
Определять по компасу направления на стороны горизонта. Регулятивные: Уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике. Действовать в конкретной ситуации (если заблудились в лесу), оценивать достигнутые результаты.
Познавательные: умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации. Коммуникативные: владение устной речью. Развитие компетенции в области использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции). Умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
(Смыслообразование 9 границы собственного знания и незнания).
Организационная структура урока
Этапы урока Время Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Организационный 2 Приветствие. Проверка готовности учащихся к УЗ. Организация внимания.  Формирование групп (стратегия «По определенному признаку» -разноуровневые группы с учётом совместимости) Формирует 4 группы из четырёх- человек согласно основным сторонам горизонта высветившимся на экране компьютеров. Состав группы должен быть разнородным: лидер, ученики со средними и слабыми способностями. Желательно, чтобы в одной группе не встретились крепкие друзья или дети, которые часто конфликтуют друг с другом.
В группах происходит распределения ролей: Руководитель (он контролирует организацию работы),
Хранителя тишины (он отвечает за порядок),
Секретарь (фиксирует результативность работы членов группы),
Инструктор (он оказывает помощь нуждающимся в ней).   
На столах лежат карточки с правилами работы группы (приложение 1)
- В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.Миру знаний нет предела,
Так скорей друзья за дело.
- Готовы потрудиться, наукам разным поучиться?
- Тогда начнем наш урок
(Презентация слайд 1)
Осуществляют самооценку готовности к уроку. Приветствуют учителя. Настраиваются на работу
Разбиваются на группы и распределяют роли Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание
2.Самоопределение к деятельности 3 Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей УЗ. - Давайте поработаем так, чтобы урок всем запомнился и в дальнейшем знания, полученные на уроке, пригодились в жизни. –Сегодня у нас интересный урок. Вас ожидает много заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость. Принимают цели УЗ. Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности, целеполагание. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные УУД: самоопределение.
3.Актуализация знаний 7 Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. Создать проблемную ситуацию Вниманию учащихся предлагается картина В.М. Васнецова «Витязь на распутье». (слайд 1)
- Кто главный герой?
-Какое у него настроение? - Как вы думаете, почему?
- Что же делать?
- Сформулируйте тему урока.
- Определите цели, чему вы должны научиться. (запись темы в тетрадь). (слайд 2)- Для чего нам нужно уметь ориентироваться?Что значит уметь ориентироваться? Учащиеся записывают определение в тетрадь.
Проявляют познавательную инициативу. Формулируют тему, цели урока. Осознание цели предстоящей деятельности.
Устные ответы. Записывают тему урока в тетрадь
- У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу.
- Знать стороны горизонта
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос. Регулятивные УУД: (смыслообразование 9 границы собственного знания и незнания).
4.Открытие и осмысление новых знаний и способов их применения 10 Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися изучаемого материала 51066707526020В городе
00В городе
- Отгадайте загадку: Эта линия всё время между небом и землёй.Хоть весь год к ней прошагаем,
А на месте мы с тобой. (слайд 3)
-Что называют линией горизонта? 
- Какими способами можно определить свое местонахождение, вы узнаете из
§ 16 учебника, стр. 79. Учащиеся самостоятельно знакомятся с пунктом 3 и выделяют основные способы ориентирования.
- Какие способы ориентирования вы уже знали? (Для сверки демонстрируется слайд)
- Напоминает алгоритм работы с ЭОР
http://fcior.edu.ru/card/27008/orientirovanie-i-izmerenie-rasstoyaniy-na-mestnosti-i-plane-so-specialnymi-vozmozhnostyami-dlya-slab.htmlСоставление кластера в группах, а один из желающих учащихся составляет кластер на интерактивной доске.
41275104140По компасу
00По компасу
156527546990По солнцу, по звездам
00По солнцу, по звездам

19367502820035Крест на церкви
00Крест на церкви
-254003362960Смола на коре
00Смола на коре
-349252715260Годовые кольца
на пнях
на п
00Годовые кольца
на пнях
на п
35306021971000010795003086735Отдельно стоящее дерево
00Отдельно стоящее дерево
2136775244348000142240026530300019462751524000089852514287500131762513398500Ориентирование536575530225По местным признакам
00По местным признакам
9556751720215На открытой местности
00На открытой местности
18891251739265В городе
00В городе
33655012153900020034251205865001365250136779000222251710690В лесу
00В лесу
Отгадывают загадку и отвечают на вопрос
Горизонт
Дают определение
Из курса начальных классов учащиеся вспоминают основные и промежуточные стороны горизонта. Составляют кластер.Один ученик зарисовывает кластер на интерактивной ддоске, остальные учащиеся заходят в компьютер по ссылки http://fcior.edu.ru/ контролируют его действия.
и самооценивают
Познавательные УУД: выявлять сходство и различие объектов, на основе анализа объектов делать выводы.
- читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников
Регулятивные УУД: - развивать умение высказывать своё предположение
- составление кластера.
- адекватно оценивать свои достижения
Коммуникативные УУД:- уметь оформлять свои мысли в устной форме,
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладевать практическими способами работы с информацией в интернете;
- осуществлять совместную деятельность в парах
5.Первичное осмысление и закрепления изученного 7 Каждая группа начинает выполнять проект:
I гр. Север - по солнцу
II гр. Юг – по Полярной звезде
III гр.Запад – по местным признакам
IV гр. Восток – по компасу
- Педагог подводит детей к формулированию первого вывода вопросом:
- Как необходимо вести себя, если вдруг оказался в незнакомой местности? Делятся на группы. Каждая группа готовит демонстрационный материал рисунки, фотографии иллюстрации для проекта
http://land-trotter.com/orientirovanie-na-mestnosti-po/Каждая мини-группа отчитывается через 2-3 мин с поддержкой педагога (защита слайд – проекта и разработанные правила ориентирования). По мере обмена информацией происходит дальнейшее заполнение кластера.
СамооцениваниеГрупповая работа по составлению проекта
6. Динамическая пауза 2 Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4−5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4−5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4−5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1−4, потом перенести взор вдаль на счет 1−6. Повторять 4−5 раз. 5. В среднем темпе проделать 3−4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазныемышцы, посмотреть вдаль на счет 1−6. Повторять 1−2 разаЗвуки природы – Звуки дельфинов (audiopoisk.com).mp3) Выполняют упражнения 7. Применение знаний и способов действий. 5 Выявить качество и уровень усвоения знаний и способов действий. Развивать у учащихся способности к оценочным действиям. Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий в рамках изученной темы. Работа с компасом в группах. На листе бумаги нужно определить и показать, в каком направлении находится дверь нашего класса? Куда выходят окна? Где от вас находится доска? Ваш сосед?
Работают с компасом, определяют и схематически на листе показывают направление Первая выполнившая группа, используя документ – камеру делает снимок и выводит на экран, остальные проверяют выполнение работы
Личностные УУД: демонстрировать самостоятельную и групповую ответственность за свои поступки.
Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении поставленных задач.
Умение работы с документ – камерйПознавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД: уметь вносить необходимые коррективы в действие.
8 Организация контроля самоконтроля знаний 3 Самостоятельное выполнение с помощью пульта тестирования выполняют тест (Приложение 2)
Выполняют тест с помощью пультов Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные УУД: уметь работать с пультом тестирования
9. Подведение итогов учебного занятия 1 Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Учитель дает качественную оценку класса и отдельных учеников. Подводят итоги учебного занятия. Личностные УУД: самооценка.
10 . Рефлексия 2 Развивать умение реально оценивать свои возможности, осознавать трудности, выбирать наилучший путь к достижению цели. Вспомните свои впечатления на уроке. Закончите предложения:
Я узнал на уроке………….
Мне было интересно……………….
Могу рассказать другим ………
Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем………………
Благодаря каким ресурсам ты нашел решение……. Ответы детей.
Оценивание своей учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД:
управление поведением — контроль, коррекция
11. Домашняя работа п. 17, ответить на вопрос №3 стр.80 учебника
По желанию: 1. Российские спортивные ориентировщики добивались значительных успехов на международных соревнованиях. Подготовьте сообщение для своих товарищей по классу о том, кто, когда и где завоевал славу российскому спорту. http://ru.wikipedia.org/wiki/Спортивное_ориентирование.
2. Как применяется знание об азимуте при установке антенн для приема программ спутникового телевидения? http://ntvprog.narod.ru/antenna.htm
Записывают домашнюю работу
Приложение 1
Правила работы группы
При обсуждении задания говорите так, чтобы вас слышала только ваша группа       
Процессе работы нужно дать высказаться каждому желающему                                                          
Выполнив задание, убедитесь в том, что каждый член группы готов ответить от имени группы                                                                                                                                                                          
Как только завершите работу, возьмитесь за руки                                                                                         
Как только прозвучит сигнал учителя об окончании работы, в классе должна быть тишина              -
Будьте внимательны к ответам каждой группы
Приложение 2
Тест "Ориентирование на местности"Вопрос: Что такое ориентирование на местности? 1. Определение сторон горизонта, определение своего местонахождения на местности относительно местных предметов и выбор направления движения 2. Определение сторон горизонта, определение своего местонахождения на местности относительно местных предметов и выбор направления движения, относительно выбранных ориентиров 3. Знать направление движения и карту местности. 4. Использование компаса и карты для определения своих координат Вопрос: Что такое компас? 1. Прибор для определения направления движения 2. Прибор для определения сторон горизонта 3. Прибор для определения. использующий магнитное поле Земли. 4. Проградуированный прибор, делящий пространство на 360 делений и 4 стороны света. Вопрос: Что такое ориентир? 1. Предмет на который ориентируются при движении на местности. 2. Местный предмет, использующийся в качестве начала направления движения 3. Местный предмет, заметный издалека. 4. Характерный местный предмет, Обозначенный на карте. Вопрос Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытом месте:
Полюс
Местность
Ориентир
Горизонт
Рельеф
Вопрос: С какой стороны чаще растут мхи и лишайники?
        1.На севере
        2. На северо-западе
        3. На востоке
Вопрос: Человеку какой профессии необходим компас?
Лётчику
Инженеру
Агроному
Вопрос: На какой стороне склона снег весной тает быстрее?
На севере
На юге
На западе